Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Педагогическая культура личности сотрудника ОВД




Тема 9. Педагогическая культура личности сотрудника ОВД

 

План:

1. Понятие педагогической культуры сотрудника ОВД.

2. Педагогическое мастерство.

3. Педагогическая техника.

4. Культура речи педагога.

5. Самовоспитание личности сотрудника органов внутренних дел.

Основные понятия: культура, педагогическая культура, мастерство, техника, компоненты культуры, речь, общение, сомовоспитание.

Литература:

65. Байкова Д. А., Гребенникова Л. И. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — М., 2001.

66. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб: Питер, 2001.

67. Кузин Ф. А. Культура делового общения. - М., 1997. - 118 с.

68. Левитан К. М. Юридическая педагогика: учебник. / М.: Норма, 2011.

69. Пуйман С. А. Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 1999.

70. Столяренко А. М. Юридическая педагогика. Курс лекций. – М.: ЭКМОС, 2000.

71. Туркенова С. С. Модель педагогической культуры личности сотрудника органов внутренних дел // Поиск. — 2005. — № 2. — С. 235-239.

72. Юридическая педагогика: учебник для студентов вузов. / М.: ЮНИТИ-ДАНА, закон и право, 2004.


Вопрос 1. Понятие педагогической культуры сотрудника ОВД

Педагогическая культура — часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.

Педагогическая культура преподавателя предполагает возрождение и самореализацию творчества педагога и воспитанников. Методологической основой педагогической культуры является философская теория диалога культур (B. C. Библер). Феномен культуры определяется через диалог и взаимопроникновение культур прошлых, настоящих, будущих. Педагогическую культуру можно рассматривать как общение двух индивидов в различные моменты передачи человеческой культуры.

Педагогическую культуру можно рассматривать как динамическую систему педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения преподавателя, это тот уровень образованности, с помощью которого передают профессиональные знания.

Почему надо различать педагогическую деятельность и педагогическую культуру? Они различны по определению: деятельность есть система осознанных и целенаправленных действий и поступков; культура– устоявшиеся особенности, уникальность, ценность, мера совершенства и степень качества этой деятельности.

Педагогическая деятельность, осуществляемая на высоком уровне, – свидетельство развитой педагогической культуры. Овладеть и обладать ею может не только профессионал, но любой другой человек, достигший педагогического мастерства и могущий осуществлять деятельность качественно. Именно поэтому мы и говорим, что воспитание – это прежде всего искусство, а потом уже «наука» (хотя на этот счет есть разные мнения).

Педагогическая культура существует в единстве своих составляющих:

1) укоренившихся в данной культуре представлений о воспитании и обучении (уровень педагогических взглядов и информированности);

2) понимания особого содержания педагогической деятельности (уровень педагогических мотивов, смыслов, принципов);

3) педагогических практических приемов и методов, принятых в определенных сообществах, например в учительских коллективах разных школ или в разных национально-культурных традициях (уровень владения педагогическими техниками);

4) определенного характера педагогического общения и поведения (уровень педагогического такта и интуиции);

5) реальных практик, опыта педагогической деятельности (уровень педагогического мастерства и особенностей опыта).

Социальная значимость органов внутренних дел обуславливает повышенные требования к профессиональной деятельности сотрудников и их нравственным качествам, а следовательно и уровню общей и профессиональной культуры.

Педагогическая культура личности сотрудника ОВД понимается как специфическое профессиональное явление, означающее определенную степень овладения сотрудником ОВД педагогическим опытом, степень совершенства его воспитательной деятельности, достигнутый уровень развития личности как воспитателя.

Критерии и показатели оценки уровней сформированности педагогической культуры личности у сотрудников ОВД

Компоненты Критерии Показатели
1. Личностно-мотивационный Наличие интереса к воспитательно-правовой работе с гражданами в области правоохранительной деятельности · положительное отношение к избранной профессиональной деятельности; · положительное отношение к воспитательно-правовой работе с гражданами, понимание его роли в общей системе правоохранительной деятельности, а также необходимости становления собственной позиции в воспитательно-правовой работе; · понимание влияния воспитательно-правовой работы на развитие ценностных ориентаций личности в достижении поставленных целей; · проявление интереса и проявление активности в овладении педагогической культурой, необходимой для успешного выполнения оперативно-служебных задач
2. Содержательный Сформированность знаний по теоретическим основам организации воспитательно-правовой работы с гражданами для решения оперативно-служебных задач · знание теоретико-методологической основы педагогической культуры, ее сущности, структуры, закономерностей; · системное видение сущности педагогического образования, основных компонентов, движущих сил и закономерностей; · знание сущности педагогической убежденности, ее движущих сил и закономерностей; · знание сущности педагогической активности, ее движущих сил и закономерностей; знание сущности и особенности организации воспитательно-правовой работы
3. Оценочно-регулятивный Сформированность методики овладения педагогической культурой в процессе выполнения вос­питательно-правовой деятельности · владение способами и приемами воспитательно-правовой работы с гражданами на основе цели и содержания педагогической культуры; · умение самостоятельно планировать и организовывать воспитательно-правовую работу на основе результатов социального диагноза педагогических потребностей и интересов; · умение вариативно использовать методы, формы, средства педагогической культуры с целью создания условий для эффективной воспитательно-правовой работы

Модель педагогической культуры личности сотрудника ОВД состоит из ряда компонентов, представляющих собой следующие основные диалектически взаимосвязанные и взаимообусловленные структурные элементы:

1) педагогическая образованность;

2) педагогическая убежденность;

3) педагогическая активность;

4) педагогические умения.

1. Педагогическая образованность составляет исходный, необходимый элемент педагогической культуры личности. Прежде всего, педагогическая образованность — это общие знания о дидактике и воспитании, знание существа воспитания, норм, принципов, закономерностей и методов, лежащих в основе педагогического мастерства, знание достоинств и недостатков собственной деятельности, юридические знания в области укрепления правопорядка и борьбы с правонарушениями.

2. Педагогическая убежденность сотрудника ОВД, осуществляющего воспитательно-правовую работу, характеризуется активностью и самостоятельностью в служебно-педагогической деятельности: педагогическим оптимизмом; непримиримым отношением к недостаткам; активным влиянием на внешние обстоятельства; патриотизмом; добросовестным отношением к службе, порученному участку работы.

3. Педагогическая активность личности сотрудника ОВД предполагает: инициативные постановки, способствующие успешному решению педагогических задач, в том числе управленческого характера; реализацию комплексных планов и программ социальных коллективов; новаторство и целеустремленность в совершенствовании профессионального мастерства.

4. Педагогические умения сотрудника ОВД — это основанные на знаниях и навыках способности в оптимально короткие сроки, в постоянно изменяющихся условиях деятельности, целесообразно и творчески осуществлять то или иное действие по анализу, формированию и руководству отношениями в коллективе органа внутренних дел с целью мобилизации сотрудников на успешное решение оперативно-служебных задач.

Выделяют три уровня педагогической культуры у сотрудников органов внутренних дел (Тарасов А. Ф. ):

1. Высокий - сотрудник органов внутренних дел не только энергично выполняет предписания, но и проявляет разумную инициативу, творчество в работе, строит ее на основе новейших достижений теории и практики, творчески, сообразуясь с конкретной обстановкой, использует передовой опыт; готовит и проводит воспитательные мероприятия с затратой наименьших усилий, добиваясь высокой их эффективности.

2. Достаточный - сотрудник более-менее успешно выполняет свои обязанности и предписания. Высокие результаты достигаются огромным напряжением физических сил, затратой большого количества времени, без активного поиска и использования наиболее оптимальных средств, форм и методов, то есть экстенсивным путем.

3. Низкий - сотрудник не всегда и не по всем направлениям умеет организовать воспитательную работу на основе полученных предписаний. Им не обеспечивается единство целей, способов и результатов деятельности, что в большей или меньшей степени сказывается на реализации конечной цели воспитательной работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...