Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модели описания посуды, овощей и фруктов с передачей лучевой межфразовой связи (Н.С.Малетина, Л.В.Пономарева)




Модели описания посуды, овощей и фруктов с передачей лучевой межфразовой связи (Н. С. Малетина, Л. В. Пономарева)

В данных моделях использованы те же символы, что и в моделях Т. А. Ткаченко, но расположены квадраты с символами веером, что позволяет показать детям лучевую связь, когда данное (известное) во всех предложениях одно и то же, а новая информация каждый раз дополняется.

Модели повествовательных текстов. Среди схематических моделей, отражающих особенности повествовательных монологов, можно выделить:

- круг, состоящий из трех частей, воспроизводящих структуру рассказа (начало, середину и окончание), разработанный Н. Г. Смольниковой;

- схематическую модель (в работах Л. А. Венгера и О. М. Дьяченко она называется картинно-схематической), состоящую из нескольких «рамок», каждая из которых отображает какое-либо событие рассказа. Поступательное движение сюжета показано стрелками, соединяющими «рамки». Действующие лица и место действия (лес, дом и пр. ) зарисовываются условными символами или выкладываются на стол, лист бумаги.

В качестве условных обозначений используются схематические изображения человечка, животного, дерева, домика, кровати и т. п. Позже вводятся обобщенные заместители в виде геометрических фигур (кружки, треугольники, квадраты и др. ), фигуры могут быть разного цвета. Первоначально цвет несет изобразительную нагрузку (козлик — серый кружок, лиса — оранжевый). Позже — смысловую нагрузку: «плохие персонажи» замещаются фигурами темного, мрачного цвета, «хорошие» — яркими.

Примеры картинно-схематических моделей повествования (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко)

Функции заместителей детям объясняются. Сна­чала дети обучаются конструированию таких моделей на готовых известных текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуж­дения с опорой на картинки-заместители.

Постепенно у ребенка формируются обоб­щенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Оценка детских монологов направлена на анализ рас­крытия ребенком темы рассказа, его последовательнос­ти, связности, выразительных средств языка. Прежде всего воспитатель под­черкивает достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, нео­бычный зачин, диалог героев, образные слова и выраже­ния). В младшей и средней группах оценка носит поощри­тельный характер, а в старших указывает и на недостат­ки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться.

При использовании данного приема важно учитывать психолого-педагогическое положение о том, что оценку результатов своей деятельности ребенок переносит на себя. В этом заключается сложность в ее построении. С одной стороны, важно исправить недостатки, указав на них ребенку, а с другой стороны — нельзя допустить возникновения у ребенка негативного отношения к процессу рассказывания, неуверенности и нежелания больше рассказывать.

По мнению Т. Н. Дороновой, ребенок более позитивно воспримет критическую оценку, предложение исправить, дополнить свой монолог, если они будут исходить не от педагога, а от лица игрового персонажа, для «помощи» которому он учится рассказывать. Естественно, что от лица персонажа будет говорить педагог, и ребенок понимает условность игровой задачи (зайчонку нужно найти свою маму не по-настоящему, а понарошку), но он будет стараться исполнять свою роль «помощника» всерьез. Такая оценка способна выполнить корректирующую функцию в более деликатной для ребят форме.

Оценка рассказа ребенка должна быть краткой, содержательной, в ней отражаются основные критерии и показатели качества монологов. Например, для коррекции нарушения последовательного описания педагог может дать такую оценку:

«Ты очень подробно описал зайчонка, ничего не пропустил. Но тебе так хотелось быстрее найти маму зайчонка, что ты торопился и рассказывал не по порядку. А вдруг из-за этого зайчихе было трудно понять, о каком зайчонке идет речь? Попробуй еще раз сделать объявление, но рассказывай так: вначале скажи, кто найден. Затем опиши цвет зайчонка, во что он одет, а потом расскажи о его особых приметах».

Для того чтобы добиться от ребенка более полного описания, педагог указывает на пропущенные признаки объекта описания и др. недочеты. Аналогично строятся оценки детских повествований. Если хочется отметить последовательный и полный пересказ, отсутствие в нем пауз, выразительность, в оценке отмечаются соответствие всем показателям хорошего повествования, а в случае необходимости исправления монологов тактично и доброжелательно указывается на это (См. примеры).

Точно так же при оценке удавшегося речи-рассуждения ребенка педагог обязательно перечисляет его достоинства и отмечает то, что следует исправить.

Иногда в оценке можно отступить от основных требований к монологам детей. В. В. Гербова предлагает в качестве поощрения отмечать достижения ребенка, а в случае необходимости какой-то небольшой недостаток. Например:

—    Ты сегодня рассказывал лучше. Мне почти не пришлось тебе подсказывать.

—    Эту кошку теперь не спутаешь с другой кошкой: Саша заметил и рассказал нам, что она «озорная и веселая, а шерсть у нее полосатая, как тельняшка».

—    У тебя получился неплохой рассказ. Но ты несколько раз повторил слово «вот», и рассказ из-за этого слушался хуже. Теперь попробуй рассказать еще раз, не повторяя слово «вот».

Для создания ситуации успеха каждому ребенку нужно уметь найти в каждом монологе что-то, заслуживающее похвалы (старание, удачные слова или обороты, нежность, с которой описывается игрушка, интересные повороты в сюжетных рассказах, убедительность аргументов и т. п. ).

Оценка дается каждому рассказу, иногда детям можно дать возможность исправить свой рассказ: «Попробуй еще раз…», но чаще преследуется стремление педагога привлечь к рассказыванию большее количество воспитанников, поэтому повторная попытка переносится в сферу индивидуальной работы с ребенком.

Упражнения детей в рассказывании завершаются общей оценкой. Например, после того, как зайчонку «помогли найти маму», воспитатель заключает: «Зайчонок нашелся благодаря вашим рассказам. Зайчиха рада. А вы устали, потому что было трудно подробно и по порядку описывать зайчонка. Иногда не получался подробный рассказ, а иногда не удавалось рассказывать по порядку. Мы этому еще поучимся».

После сочинения сказок детьми можно отметить, что дети становятся настоящими сказочниками, что многие сказки можно записать в их общую книгу сказок, и предложить отобрать лучшие сочинения для этой книги.

Завершая упражнения детей в построении речи-доказательства, педагог отмечает, что дети становятся взрослыми и уже могут отстаивать свою точку зрения, логически рассуждая и оперируя аргументами, а не криками, как малыши.

В заключительной оценке можно отметить также наиболее удавшиеся рассказы: «Сильнее всех хотела помочь зайчонку Таня, она так старалась, что ее объявление о зайчике получилось ярким, полным, последовательным».

В старшем дошкольном возрасте можно привлекать детей к взаимной оценке. Но оценочному суждению детей тоже нужно учить, поскольку это разновидность монолога, относящегося к речи-рассуждению. А для обучения оценке следует использовать образец оценки и план. При этом следует приучать детей к тактичности в оценке результатов деятельности сверстника, к доброжелательности. Оценивая монологи других, дети лучше усваивают требования к монологическим высказываниям, т. к. известно, что позиция правилоносителя побуждает ребенка следовать этому правилу, стимулирует его выполнение (С. Г. Якобсон).

В процессе обучения монологической речи использу­ются и другие приемы: вспомогательные вопросы, указа­ния, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослуши­вание детьми своих рассказов.

В обучении рассказыванию особое значение имеет обо­гащение мотивов речевой деятельности детей. В младшей и средней группах это, главным образом, игровые мотивы («Расскажем про зайчика, кото­рый хочет поиграть с ребятами»; «Незнайка просит научить рассказывать сказку про... »). В старших группах это соци­альные мотивы («Придумайте сказки для малышей»; «За­пишем самые интересные сказки и составим книгу»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...