Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Национальное воспитание




II

Национальное воспитание

 

До настоящего времени в огромном большинстве случаев в деле воспитания и образования наших детей мы руководствовались тем, что давали нам просвещённые государства Европы и Америки. Во многих случаях это совершенно правильно и справедливо. Эти страны в области знания часто оказываются впереди нас. Они имели возможность больше работать в этом направлении и имеют за собою большой опыт. Поэтому весьма естественно, что мы должны присматриваться к тому, что у них делается, учиться у них и стараться заимствовать у них то, что нам окажется пригодным и полезным. Но целиком переносить всё ихнее к нам едва ли будет и разумно и полезно.

В деле воспитания и образования должно считаться со свойствами и качествами данного народа. Русский народ - совершенно своеобразный и особенный. Поэтому в деле воспитания детей Русского народа нужно с Запада заимствовать только то, что для него полезно. И в этом отношении требуется большая осторожность.

В деле воспитания юношества мы должны строжайше руководствоваться особенностями и основными качествами нашей нации -поощрять то, что мы в ней находим ценного и достойного дальнейшей культивировки, и бороться и уничтожать то, что является в нации неудовлетворительным, недостаточным, безполезным и вредным. Одни из этих свойств являются прирожденными, другие - наносными, заимствованными, образованными под влиянием жизненных неблагоприятных условий, действующих столетиями и тысячелетиями. Нет слов, эти особенности слишком стойки, слишком крепки. Но если наследственность является великим фактором в деле организации человека, то и воспитание - не менее важно и сильно. И как наследственность действует веками и долгим временем, то и воспитание даёт благие последствия только при выдержке, настойчивости и систематической последовательности. Почему в успехе воспитания никогда не должно отчаиваться.

Россия представляет собою великое государство, в котором господствует великая и многочисленная Русская народность и в которой заключается множество малых и мелких народностей, ей соподчинённых, как: польская, финская, армянская, грузинская, татарская и т. д., и т. д. По отношению к Русской народности должно быть принято незыблемым и основным положением следующее: воспитание и образование детей граждан Русской народности должно производиться в духе Русской народности и быть чисто Русским национальным; образование и воспитание детей русских граждан других культурных народностей, соподчиненных Русской народности, должно производиться в духе патриотическом, т. е. в духе уважения и преданности своей Родине и той народности, которая составляет основу государства; что же касается наций некультурных, как лопари, самоеды, чукчи, юкагири и пр., то они все должны воспринять чисто Русское национальное воспитание и стать нераздельною частью Русского народа.

Для большего удобства дальнейшего изложения, я позволю себе говорить отдельно о воспитании и образовании.

Воспитать – значит, внедрить в человека известные душевные качества, как питать, напитать – значит, ввести в организм и его питательные соки - физические, материальные вещества.

Воспитать в национальном духе – значит, внедрить в человека такие душенные, духовные и даже физические свойства, кои присущи и свойственны той или другой народности.

Каждая народность живёт в условиях известной природы, следовательно, прежде всего, её дети должны быть так воспитаны, чтобы они смогли легко, свободно и без опасности переносить все условия данного климата: севера, юга, приморья, гор и пр.

Далее, воспитание должно быть в духе той религии и государственных устоев, в которых живёт та или другая народность. Воспитание должно соответствовать истории, характеру и особенностям данной народности.

Воспитание бывает семейным или домашним, школьным и общественным. Народность, начинающая жить в своём духе, как, например, Русская, должна выяснить все простейшие приемы воспитания и домашнего, и школьного, и общественного.

I. Семейное воспитание. Всякое произвольное действие в начале бывает вполне сознательным, но затем, вследствие повторности, оно может стать настолько привычным, что совершается нами вполне механически и безсознательно. Таковы наши процессы: ходьбы, письма, танцев и т. д. То же всецело относится и к душевным движениям и чувствованиям. То же должно быть сказано и о семейном национальном воспитании. У наций, которые сознательно только начинают жить, только устанавливаются формы проявления национального воспитания, затем они проводятся в жизнь, прививаются ко всему обществу и путем повторности из поколения в поколение становятся столь прочными, что совершаются уже безсознательно, механически, как нечто должное, как нечто органическое.

 Этого нельзя сказать о Русской нации, только вступающей в фазис сознательного национализма. Она находится ещё в этом отношении в младенческом состоянии, и потому в ней неудивительны проявления и странные, и непонятные, и нелепые.

В семье, ведя друг с другом разговоры, мы невольно воздействуем друг на друга, невольно воспитываем друг друга. Такое воспитательное воздействие в семье особенно важно по отношению к детям и членам семьи с неустановившимися национальными взглядами.

Я глубоко убежден, что все Русские религиозны, все искренно исповедуют Православную веру, но только это исповедание заключается внутри них самих, и они её как бы стесняются проявить вне себя, как бы таят её внутри своей души. Это исповедание веры не книжника и фарисея, а мытаря. Такое тихое, задушевное исповедание веры Православной имеет многое за себя, оправдывая тем Русскую славянскую кротость, смирение и искренность. Но имеет это и против себя, особенно в семейном отношении. Молодые члены семьи, не видя, или видя редко и слабо исповедание веры во внешности, могут принять это за религиозное малодушие и безразличие, и сами станут относиться к религии слишком слабо и безразлично. Поэтому важно, чтобы каждый из нас открыто и без стеснения исповедовал свое Православие на глазах своей семьи и тем был бы её примером и руководителем.

 Мы все уважаем наши Православные храмы и благоговейно относимся к ним. Но этого мало. Мы должны стремиться к тому, чтобы составить у себя церковный приход, чтобы каждый из нас стал деятельным членом этого прихода, дабы принимать участие не только во взаимной общей молитве, но и во взаимном общении для дел взаимопомощи, милосердия и сострадания. В этом приходе мы объединимся и положим первое начало к взаимообщению для поддержания наших общих дел не только духовных, но и мирских. Здесь мы можем помочь друг другу в ведении хозяйственных дел, устройстве приходских школ, школ ремесленных для данной местности, - ибо никому не могут быть так известны семейные нужды, как приходу, - устройстве богаделен, рабочих домов, приютов и т. д. Такое единение будет первым воспитательным противодействием нашему национальному недостатку - славянской розни. Единение прихода создаст ту Православную церковь - собрание верующих, какая была у древних христиан и на древней Руси. Это ещё более сблизит верующих братьев и положит основу образованию истиной Православной церкви. Такая церковь не только объединит взрослых, но даст пример и молодым членам семьи жить в мире, согласии, взаимной любви, поддержке и взаимопомощи и поставит противовес нашему национальному разъединению.

«Внутренняя задача Русской земли, - говорит Хомяков, - есть проявление общества Христианского Православного, скреплённого в своей вершине законом живого единства и стоящего на твёрдых основах общины и семьи».

Создавая церковный приход, мы не должны стесняться и конфузиться внешних нравов нашей церкви и всегда быть примером нашей семьи, осеняя себя крестным знамением во всех случаях, когда это может быть уместным. Если прежнее фарисейство может быть не симпатичным, то и слишком скрытое мытарство может послужить неудобным примером религиозного безразличия для молодых членов семьи.

Явное и открытое исповедание нашей Православной веры обязывает нас и к другому нашему человеческому и гражданскому долгу: явному и открытому исповеданию любви и безпредельной преданности нашему Отечеству.

У нас, Русских, при существующем ныне национальном безразличии, сплошь и рядом бывает так, что попавший к нам инородец, исполненный великой наглости, начинает порицать нашу нацию, наши порядки, нравы, обычаи и проч., причём исходным пунктом для него является один какой-нибудь факт, из которого затем производится слишком смелое и неприличное обобщение. И мы, из любезности и деликатности, не только молчим, но даже ему поддакиваем, хотя в душе коренно не согласны с этим. При этом мы совершенно забываем, что таким своим отношением мы сознательно и в здравом уме начинаем чернить и позорить нашу Мать-Родину...

Но этого мало. Мы не только сами совершаем гнусный факт, но мы развращаем членов своей семьи, своих детей. Мы гасим в них уважение к Родине и даём право и повод и им относиться к своей народности и Родине легкомысленно и непозволительно дерзко. Мы совершенно не сознаем, что это поступок с нашей стороны великой гнусности. Наша любезность и наша вежливость переходят в подлость. Мы должны иметь всегда мужество спокойно и решительно дать понять нашему невежественному и дерзкому гостю, что его поступок нарушает всякие пределы порядочности. И если он имеет наглость проявлять дерзость по отношению к нашей народности, то и мы должны иметь ещё большую решимость, чтобы его осадить. Это будет не мужество и не геройство, а только нравственный долг. Такой поступок будет наилучшим уроком для наших детей, и навсегда укоренит в их уме и душе долг и обязанность смело и твёрдо отстаивать честь и величие нашего народа и нашей Родины.

Да и помимо таких случаев мы должны всегда твердо помнить, что мы - Русские, и обязаны относиться ко всему Русскому с уважением и любовью, и не допускать огульных обвинений и порицаний без отпора и надлежащего ответа.

Тогда и наши дети научатся любви, уважению, почтению и преданности к Родине. Скажут, любви нельзя научиться. Да, чувству любви не научишься, но способу проявления этой любви приходится и должно учиться.

Кто не уважает своей Родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц.

В этом отношении заслуживает строгого осуждения еще одно печальное явление в нашей жизни. Сплошь и рядом мы наблюдаем, что люди, так называемого, высшего общества позволяют себе публично в России говорить по-французски, по-немецки и проч. Почему так? Или Русский язык есть хамский язык, который они считают допустимым только при разговоре с людьми, стоящими ниже себя?.. Еще простительно, если это делают прожигатели жизни или пустые барыни, совершенно непростительно, если это делают люди серьезные, позволяющие себе говорить о нации и национальности. Не будет ли это просто игра в национализм? И можно ли в таком случае ожидать успеха в деле всего родного Русского? Не должны ли именно эти люди показать пример, что прошлое забыто, и мы вступили в действительно новую Русскую жизнь... Не пора ли бросить мысль о том, что они стоят выше суда общественного... Тогда только и будет толк от нашего дела, когда наше слово и наше дело не будут расходиться между собою. Где вы найдете в Германии общественное собрание, где бы немцы говорили по-французски, или в Англии, где бы англичане говорили по-французски... Истинный англичанин даже вне Англии не станет говорить иначе, как по-английски. А наши клубы во что обращаются...

Значит ли это, что мы должны замалчивать обо всем, что в России делается дурно? Ничуть. Всякий организм имеет язвы и болезни, но это не значит, что он разлагается. Его легко исправить и излечить, только не следует скрывать болезнь и заглушать ее. Из того, что между интендантами оказалось 200-300 воров и мошенников, вовсе не следует, что слово интендант равнозначно с казнокрадом и взяточником, и между интендантами есть люди честные, чистые и порядочные. Пусть и дети наши знают, что и в России, как и во всяком государстве, есть люди безчестные, враги своей нации, которые позволяют себе мошенничать, обкрадывать государственные и общественные средства, и являются изменниками Родины и обидчиками бедного люда, солдата. И из-за того, что между железнодорожниками множество воров и мошенников, вовсе не следует, что все они воры и мошенники, а есть между ними много честных людей. Пусть и это наши дети знают, как знают и то, что между этими служащими много инородцев, которым не дорога ни Русская народность, ни Русское государство, они даже при этом забывают об обязательном для них патриотизме. Разумеется, подобные случаи должны служить нам уроком - не пускать в Русские дела зря инородцев, а тем более большими скоплениями в одном и том же учреждении.

Но, вполне признавая наличность существования этих общественных язв и давая им надлежащую оценку, не следует уже слишком и кричать о них и не трубить на всех перекрестках, заглушая то доброе и славное, что даёт нам жизнь. Ибо нередко выходит так, что мы видим только на нашей Родине одно худое и слепы ко всему доброму и славному. Здоровый, мощный и крепкий организм должен быть весел, бодр, исполнен веры и надежды в будущее, любви к настоящему и внимания к прошлому. Не должно в прошлом питаться одним неудачным, но оценивать в нём и то доброе, что составляет обратную сторону медали. Примером тому служит Цусима.

Нет слов, это больное место нашей народности. По вине небрежности, и, может быть, того хуже, погиб наш несовершенный флот и тысячи бывших на нем наших братьев, моряков. Нет слов, это больная рана нашей народности. Но как жалко и ещё более - больно то, что мы видим в Цусиме только одно поражение и совершенно замалчиваем о величайшем геройском подвиге этих наших славных Русских братьев-моряков, сознательно положивших свою жизнь за Родину. Ведь все они знали, что идут на флоте негодном и на верную смерть. Все они знали, что они не вернутся и не увидят свою любимую Родину, и при всем том не только не было списавшихся с этой эскадры из-за боязни за свою драгоценную жизнь, но были весьма многие, которые, зная предстоящее будущее, всё-таки просились на эту эскадру, бросая свои покойные и почётные места, дорогие семейства, детей, жен. Они славно погибли за свою Родину.

Цусима - великий и славный подвиг, достойный нашей великой Родины. Но об этой геройской Цусиме мы молчим, а говорим о Цусиме жалкой и невежественной.

Недостойно и непростительно замалчивать доблестные поступки славных сынов нашей Родины, но является ещё более преступным возводить ложь на государственные учреждения Родины, извращать правду деяний высших её учреждений, оставлять это без возражения и лишать возможности сделать это другим. А между тем, это у нас практикуется и практикуется избранниками нашей Родины в нашей Государственной Думе. Я не буду говорить о речах таких депутатов, как Гегечкори, Чхеидзе и других, цену речей которых мы все знаем. Но бывают случаи, когда и люди порядочные делают неправду и не отвергают её.

Зачем же напрасно бросать тень на ведомство. Ведь это влияет на дух служащих. Это убивает бодрость, энергию, желание работать... Это приём левых деморализовать государство... Не так мы должны вести наши общественные и семейные дела...

Особенно возмутительно, неприлично, недостойно и преступно очень часто наблюдаемое при детях, а иногда и вместе с детьми, высмеивание школьных учителей. Так могут поступать только люди без ума и без сердца. А таких людей ах как много у нас! Прежде всего, они забывают, что они развращают своих же собственных детей. Школа для детей, особенно тех семейств, где воспитание падает именно на школу, а не на семью, есть храм науки и нравственности. Её всегда должно ставить высоко в уважении детей. Начальники и преподаватели - это учители добра и нравственности. К ним мы сами, по долгу совести, чести и любви к нашим детям, должны относиться с уважением и благодарностью, - тому же учить должны и наших детей. Ведь эти люди отдают свою жизнь на воспитание наших же детей. Вы скажете - они продают свою жизнь, свою душу... Тем хуже. Это им даётся не легко. Нужда их заставляет на это дело. И не затруднять их жизнь мы должны, а облегчать. Что у них есть недостатки - а мы ангелы? Не забывайте, что они люди, они наши братья, они из нашей среды. Если у них есть недостатки, то все эти же недостатки - и у нас. Поэтому осмеивать учителей и начальные школы, особенно при детях, неприлично, недостойно и преступно. Осмеивая учителей, мы осмеиваем перед детьми себя. Учителя заменяют у детей нас самих. Они делают для наших детей то, что мы должны были бы делать для них. Поэтому наш долг - поддерживать в наших детях уважение, почтение и любовь к преподавателям. Унижая их в глазах детей, мы доказываем ещё худшее положение наше, тех лиц, кого они замещают. Если даже между учителями окажутся люди недостойные (а где их нет? ), то и тогда мы должны поступать без участия и ведома детей. На это должен быть приход. Все родители, дети которых подвергаются злостному или вредному воздействию учителя, должны собраться вместе, безусловно, без ведома детей, обсудить дело и заявить об этом лицам, управляющим школою. Нет той администрации, которая ныне стала бы потворствовать злу в школе. Бывают учителя нетерпимые в школе, политиканствующие и стремящиеся развратить детей. Это зло немедленно и без колебания должно быть изгнано из школы, но дети об этом не должны и знать.

Наш долг - поддерживать авторитет руководителей и преподавателей школы, ибо они заменяют нас в деле воспитания детей. Подрывая авторитет и значение руководителей и наставников школы у детей, тем самым мы не только унижаем себя, но и губим наших детей.

 Вот почему, желая воспитать наших детей в национальном духе, мы в своей семье сами должны быть для них примером уважения, преданности и любви к своей Родине и ко всему родному.

II. Особенно важное значение в деле воспитания юношества имеет школа. Школою мы должны пользоваться во всей силе для проведения национального воспитания. «Наши желания и упования, - говорит Д. И. Менделеев, - которыми определяются все наши действия, слагаются именно в школьный период жизни, и будут они без планомерных школ противоречивыми, сбивчивыми, разрозненными, эгоистичными и больными... Школа представляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования, особенно среднего... Основное направление Русского образования должно быть жизненным и реальным... Между тем, настоящие дела, которыми живёт и народ, и страна, не в фаворе в нашей школе, ни в литературе, а юноши по сейчас, на древний манер, полагают, что вся суть жизни сводится только на философские представления и на слова да мероприятия политического свойства... Весьма печально, что Русский реализм вовсе не пускается в школу и не воспитывается... Мы сеем и жнём, одолевая невзгоды природы, торгуем и промышляем просто по преданию и сметке обыкновенно без всякой школьной подготовки, зря»... 1

Поэтому весьма естественно пожелание нашего учёного, чтобы в нашу Русскую школу вложено было образование, соответствующее «народному желанию и благу России, понимаемому в том смысле возможно общего народного благоденствия, который заложен в нашей истории и должен естественно развиваться будущими поколениями»...

Все Русские школы, низшие, средние и высшие, должны быть обязательно строго национальными.

В допетровские времена все школы находились в ведении церкви и духовенства, а потому были и национальны, и религиозны, и высоконравственны.

Император Петр I в инструкциях Земским комиссарам и магистраторам и в Духовном регламенте обращает внимание как на обучение полезным знаниям, так и на религиозное и нравственное просвещение народа, причём церквям и духовенству поручалось следить за этим делом.

Но с того же времени начинается заведение и домашнего воспитания и образования преимущественно в домах дворянства и аристократии. Для этого выписывались воспитатели из Франции, Швейцарии и проч. Какого рода это были духовные руководители, усматривается из Наказа Императрицы Екатерины: «Учители чужестранцы, обучающее наше юношество в домах, конечно, больше вреда, нежели пользы нам приносят, потому что несравненно большая часть негодных, нежели хороших сюда приезжают... Мадамы, так же и мамзели пользуются преимуществами учить и воспитывать наше юношество, без одобрительного свидетельства о своём поведении, а в самом деле многие из них не только худого, но и безчестного поведения»...

Тем не менее, и при Петре I, и при Екатерине II школы отличались духом патриотизма и были строго национальны. По требованию И. И. Бецкого школа должна была приготовлять для самостоятельной жизни и полезной общественной деятельности людей, бодрых духом и телом, любящих свой народ и своё Отечество, преданных учению Православной веры и верных своей власти и законному правительству. А так как воспитание питомцев в духе Православия и любви к России может быть вверено только людям, которые сами глубоко и искренно преданы этим основным Русским культурным началам, то на такое великое дело призывались не иноверцы и не иностранцы, но исключительно Русские Православные люди.

В царствование Императрицы Екатерины II произошёл возврат Русских областей Белоруссии и Литвы. И вот, мудрая Царица вполне основательно предусмотрела, что только школы Русские и Православные могут укрепить наших братьев и в вере Православной, и в преданности Родине и Престолу. Жизнь скоро оправдала предначертания Царицы. Население, совращённое прежними владетелями, поляками, в унию и католицизм, теперь массами стало переходить вновь в Православие.

«С кончиною Екатерины II и с воцарением Павла I резко и круто изменился весь строй и направление государственной политики, - говорит И. П. Корнилов, 2 - и Русская, исключительно национальная политика заменилась разорительною для России политикою вмешательства в посторонние интересы»... И в западных губерниях взамен Русской культуры и Русского просвещения и училища на коренной Русской земле снова стали открываться в значительном числе при латинских и униатских монастырях и костелах политически враждебные нам польские школы. Особенно же великий вред Русской школе, Русскому народу и Русскому государству нанесён был в царствование Императора Александра I, когда всемогущим владыкой явился в деле просвещения Адам Чарторыйский.

Оторванная от Польши Белоруссия и литовские губернии были присоединены к России, но далеко ещё не закреплены. Русская власть пошла по дороге обрусения путем введения Русского языка и Русской школы. Безспорно, это два важных и мощных деятеля. Но ещё сильнейшим деятелем является Вера. Русские в силу своей всегдашней веротерпимости не хотели производить религиозного давления и насилия на совесть и исповедание своих братьев. Совсем иначе посмотрели поляки и во главе их Чарторыйский. Они не постеснялись и не постыдились произвести самое сильное и самое жестокое давление на совесть и веру белоруссов и литовцев. Целые легионы иезуитов и других монахов были пущены на наших братьев, и при помощи агрессивной воинствующей церкви и школы с польским языком они вполне успели замутить всё то, что сделано было в царствование Екатерины II. Мало того, сторонниками трёх поляков: Чарторыйского, бывшего Виленским попечителем учебного округа, Чацкого - Харьковского округа, и Коллонтая - Киевского округа, Русский край был ополячен гораздо, неизмеримо больше, чем под властью самих поляков. Министр просвещения граф Завадовский, ярый националист при Екатерине, теперь стал совершенно послушным рабом трёх поляков и всех помещиков. В западных губерниях безстыдно и безпощадно вводился католицизм, польские школы и польские воззрения на жизнь, а в России космополитизм и полный религиозный индиферентизм. Такое направление было настолько сильно, что даже царствование Николая I безсильно было исправить и ослабить общее течение. К сожалению, царствование Александра II в этом отношении было скорее продолжением направления Александра I, чем Николая I, и только Александр III ясно и определенно повёл чисто Русскую национальную политику.

С этой поры можно было точно и определенно сказать, чего Россия хочет, и что она преследует в деле воспитания и образования народа.

Теперь незыблемым должно быть установлено положение, на которое указал И. П. Корнилов: «Школа должна служить своему народу и государству и потому должна быть национальною и патриотическою. Она должна утверждать в своих питомцах и слушателях твёрдые религиозные верования и национальные нравственные убеждения, которыми преисполнен и живет Русский народ и на которых основан весь строй его многовековой религиозной, семейной и государственной жизни. Всякое Русское дело, особенно воспитание детей, надо делать надежными Русскими руками и не очень полагаться на услуги, иногда самостоятельных, чужих людей». Естественно, как от католического патера нельзя ожидать безпристрастного суждения о Православной вере, так и от человека, равнодушного к судьбе Русского народа и государства, нельзя ожидать, чтобы он с воодушевлением и искренностью воспитывал во вверенных ему детях любовь к России и верность Православию и Самодержавию, этим коренным Русским началам, для него совершенно чуждым и непонятным. Это доказали немцы в Эльзасе и Лотарингии, Русские в Белоруссии и Литве при Екатерин II, и поляки также при Александре I. Все это указывает, какое важное значение имеют национальность и вероисповедание при выборе педагогического персонала, и как необходимо для единодушной и согласной деятельности и для неуклонного Русского направления воспитания, чтобы начальники и наставники в Русских учебных заведениях были люди преданные и верные России и её историческим основам. Оберегая целость и нераздельность государства, Русское правительство усердно должно, прежде всего, оберегать основную государственную силу, т. е. Русский православный народ, и устранять то, что вредит его благосостоянию и нравственности и что ослабляет его и унижает перед иноверцами и инородцами. Православный Русский народ есть тот могучей организм, силами которого создалась Россия и поддерживается её единство и могущество.

Школьное воспитание национальным должно быть в физическом, нравственном и умственном отношениях.

 

а) Физическое национальное воспитание. В этом отношении Россия представляет весьма широкий круг деятельности. Физическое воспитание должно состоять в том, чтобы организмы детей с детства развивались крепкими, мощными, гибкими и ловкими, способными удачно противодействовать всем неблагоприятным воздействиям природы страны. Природа России, как мы знаем, слишком разнообразна. Она предоставляет все климатические разновидности от полюса до тропиков и от востока до запада. По этому детские организмы нужно воспитывать так, чтобы они прежде всего были крепкими и мощными. В этом отношении весьма важную и серьёзную роль должна играть гимнастика и, по-моему, лучше всего военная гимнастика, насколько она применима в детском возрасте.

Военная гимнастика, кроме физического воздействия, будет в детях с раннего детства воспитывать военный дух, уважение к военному званию и желание отличиться в данном направлении и послужить во славу и благо своей Родины. Такое воспитание помимо нравственного влияния, важно и в практическом отношении. Оно с детства приучит людей ко всем внешним приёмам, облегчит им прохождение воинской службы, а при некоторых условиях может даже и сократить этот срок. Но мне скажут: в этой гимнастике нет ничего национального, нет ничего народного. Я с этим не согласен. В военной гимнастике будет выражен прирожденный русским воинственный дух. Вспомним наших предков славян, ходивших на Царьград и на Кавказ... Вспомним наших рыцарей-запорожцев, в своих утлых ладьях всегда бывших грозою всему черноморскому побережью. Вспомним Ермака Тимофеевича, давшего нам Сибирь.. Хомяков говорит: «Не было у запорожцев ни кораблей, ни возможности строить корабли. На лёгких челноках, часто на однодеревках и душегубках, пускались они в бурное море, исстари страшное мореплавателям, и тысячами налетали на берега вечных врагов имени христианского... От Батума до Царьграда гремела их гроза. Трапезунд, Синоп и самые замки Босфора дрожали перед ними. Турецкие флоты, смело гулявшие по Средиземному морю и нередко грозившие берегам Франции, Италии и Испании, прятались в пристани перед лодками запорожцев. Не из хвастовства, но по истинной правде говорим мы: свидетелями нам самые Турецкие летописи и ещё теперь не забытые предания. Не было в целой Европе ни одного народа, который мог бы похвастаться такими дивными подвигами мужества на морях, и опять без хвастовства можем сказать, что люди отважные ничем не уступают своим южным братьям». И много других было славных походов Русских воинов, составивших силу, славу, честь и мощь России, припоминаются нами и дают нам право и возлагают на нас обязанности воспитывать и наших детей физически и нравственно в воинственном духе. Наш историк Карамзин говорит следующее: «Слава была колыбелью Русского народа, а победа вестницею бытия его. Римская история узнала, что есть славяне, ибо они пришли и разбили ее легионы. Историки Византийские говорили о наших предках, как о чудесных людях, которым ничто не могло противиться и которые отличались от других северных народов не только своею храбростью, но и каким-то рыцарским добродушием... Мужество есть важное свойство души; народ, им отличенный, должен гордиться собою»...

Вот почему я полагаю, что военная гимнастика для Русских есть вполне национальный метод воспитания по духу, почему эта гимнастика должна быть введена во всех низших народных и средних школах России. К окончанию срока учения в народных школах она должна быть усвоена вполне, чтобы уходящие из школы дети составляли свои взводы, а совместно с другими детьми деревни - роты, батальоны и полки. Военные упражнения должны практиковаться и после школы, даже до периода отбытия воинской службы, неправильно названной воинской повинностью. Такие учреждения, не имея в себе никаких отрицательных сторон, создадут России развитых, крепких, мощных, красивых и ловких молодых людей и славно воспитанных солдат, для которых военная служба будет состоять только в изучении специальных военных приемов. Даровых же учителей по селам в лице отставных солдат, особенно бывших на войне, можно найти сколько угодно. Этому способу воспитания я придаю очень большое значение. Но в настоящее время в форме «потешных» мы имеем уже осуществление приводимой мною мысли. Только это - начало и начало, ещё весьма не прочно установленное. Потешные стали у нас «в моде» прежде всего потому, что это учреждение покровительствуется Верховною Властью. Это учреждение у нас существует на началах вольного дарового труда. В дальнейшем это учреждение должно стать органическим, неотъемлемою частью всякого воспитания и как таковое основываться не на началах благотворительности, а на началах обязательности и государственности.

«Учителя и наставники всей Русской молодежи, - говорит наш моряк А. Беломор 3, - поголовно должны преследовать одну главнейшую задачу своего великого дела - воспитать в Русских людях всех сословий страстную и несокрушимую волю доказать в новом неизбежном столкновении с Японией на азиатском континенте непреодолимость Русской мощи... Главнейшее условие свободы граждан - сознание совместно всех и каждого отдельно своего гражданского долга перед Родиной. А первый долг - защита Родины до последнего издыхания всеми возможными материальными и духовными средствами. В вооруженной армии, в воссозданном флоте, в их силе и крепости тлеет искра истинной свободы Русского народа... »

Рядом с обучением учеников строю должно учить их и стрельбе. В последнее время на стрельбу в цель как воспитательное средство в Англии, Германии, Японии и пр. обращено особое внимание. И это весьма естественно почему, - оно развивает не только меткость глаза, но и мускульное чувство рук и организма и готовит дельных воинов.

А вот что говорит полковник Полторацкий 4 о Швеции. Ученики всех 4 классов гимназии каждую осень в течение нескольких недель занимаются под руководством офицеров строевыми упражнениями, а весь год систематически упражняются в стрельбе из ружей Маузера 6, 5 калибра. Шведская гимнастика, твёрдо поставленная во всех без исключения шведских учебных заведениях, - низших, средних и высших - кроме благотворного влияния на физическое развитие, является прекрасным дисциплинирующим средством, так как требует строжайшего порядка на уроках и безукоризненной точности начальных положений перед каждым движением, самих движений и окончательных положений… А так как на всех уроках шведской гимнастики поминутно приходится строиться, равняться, становиться «смирно», рассчитываться на ряды, смыкаться и т. д., и всё это делается отчётливо и быстро по военным командам, то все шведы с ранних лет в сущности проходят на уроках гимнастики превосходную школу первоначального фронтового обучения и по своей дисциплине и выправке в общем значительно превосходят наших кадет.

Добавив к этому широкое развитие в Швеции спорта, особенно зимнего, нельзя не сознаться, что в своей гражданской школьной молодежи Швеция имеет прекраснейший материал для выработки будущих офицеров. Все эти молодые люди приходят в армию дисциплинированными, физически развитыми и закалёнными, и умеющими стрелять, а по своей научной подготовке не оставляющими желать ничего лучшего.

Не менее, если не более важно в школе, в воспитательном отношении и ручной труд, ручные работы.

На съезде по вопросу «о нравственном воспитании» в Англии в 1909 г. было высказано, что ручной труд у шведов занимает в школе видное место в ряду предметов, воспитывающих характер. Истинная цель его - не ремесленные навыки, но влияние на умственный и нравственный облик ученика, восстановление равновесия и гармонии между его физическими и духовными способностями. Развивая физическую ловкость, сметливость, сообразительность, ученик в то же время напасается уверенностью в своих силах, умелостью верно ценить свои знания, когда они должны быть приложены «к делу», любовью к созданию своих рук. Ручной труд поощряет в нём стремление к творчеству, научает самостоятельности и находчивости в трудном положении, внушает ему уважение к всякого рода работе и искореняет предрассудки людей, живущих умственным трудом, в отношении их к ремесленникам. А это служит, в свою очередь, важным фактором в деле сближения классов и уничтожения социальных перегородок. 5

Я в этом отношении иду гораздо далее и расширяю ручной труд на степень всякого профессионального труда. По-моему мнению, профессиональный труд имеет громаднейшее воспитательное значение.

Профессиональное образование и знание вселяют уверенность в личной материальной обезпеченности, создают сознание личной независимости, господство над окружающей природою, чувство самоуверенности и собственного достоинства, личной обезпеченности, уважение к собственности, поддержку, взаимную помощь и добрые отношения к соседу и согражданину.

В образование народа должны быть введены такие начала, которые самому народу показали бы всю важность и всю необходимость образования их детей именно по программе национального воспитания и образования. Наш великий народный гений, покойный профессор Менделеев, давно уже проповедовал ту великую истину, что образование нашего народа должно быть реальным. Это значит: нашим детям нужно дать точные и серьёзные знания той природы, которая вокруг нас и у нас под ногами. Это важно для того, чтобы мы умели использовать и употребить на свои нужды всю окружающую нас природу. Для чего рядом с изучением окружающей нас природы нашим детям нужно дать и познания, как ею пользоваться, и показать на деле эти самые способы пользования.

До сих пор Государственная Дума нас

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...