Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кризис республиканской демократии




С середины I в. до н. э. - начала I в. н.э. существенно изменя­ются роль, значение и порядок формирования римских государ­ственных институтов. При Юлии Цезаре консулы избираются на много лет вперед, а часть магистратов назначается без учас­тия народных собраний. Известный историк Гай Светоний Транк-вилл отметил: «Выборы он (Юлий Цезарь - Прим. авт.) поде­лил с народом: за исключением соискателей консульства, половина кандидатов избиралась по желанию народа, поло­вина - по назначению Цезаря. Назначал он их в коротких записках, рассылаемых по трибам: «Диктатор Цезарь - та­кой-то трибе. Предлагаю вашему вниманию такого-то, дабы

он по вашему выбору получил искомое им звание» (Божест­венный Юлий. 41 // Светоний Гай Транквилл. Жизнь две­надцати цезарей. М., 1993. С. 18).

Период поздней Республики стал временем трансформации рим­ской системы ценностей, в первую очередь, идеала гражданственно­сти' «непосредственная причастность к жизни общества, участие в решении его проблем, деятельность, направленная на достижение намеченных целей, и доля в полученных результатах, понималась как удел немногих...» (Штаерман Е.М. От гражданина к поддан­ному // Культура древнего Рима в двух тт. Т. I. С. 52).

В начале I в. н.э. император Тиберий отнимает у центуриат-ных и трибутных комиций последние выборные полномочия, часть которых передает сенату, а часть присваивает себе. Комиций собирают только для оглашения имен избранников, а в III в. окончательно упраздняют. Новая эпоха оставила некоторые ат­рибуты Республики (название отдельных должностей и учреж­дений, знаки власти магистратов и т. д.) как дань исторической традиции.

 

'

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Прилагаемые к очерку документы дают представление о государственных институтах Древнего Рима царского и рес­публиканского периодов и избирательной борьбе в середине I в. до н.э. - I в. н.э.

Отрывок из сочинения древнегреческого историка Дионисия Галикарнасского (документ № 1) рассказывает о первых ор­ганах управления общиной, образованных Ромулом - легендар­ным основателем и первым царем Рима. В следующем докумен­те приводятся размышления известного греческого политика и историка Полибия о взаимодействии государственных ин­ститутов в период Республики. Автор «Всеобщей истории» сделал попытку доказать преимущество политического уст­ройства Древнего Рима в сравнении с окружающими народами и государствами.

Особый интерес представляет письмо Квинта Туллия Ци­церона брату Марку (документ № 3) и избирательные надпи­си в Помпеях (документ № 4). Они дадут представление о перипетиях предвыборной борьбы в столице государства и в провинциальном городе. Публикуемые источники свидетельст­вуют о том, что выборы на рубеже нашей эры были для граж­дан важным повседневным занятием, которому придавалось большое значение.

ДОКУМЕНТ № 1

ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ

РИМСКИЕ ДРЕВНОСТИ

И. 14. Ромул...определил всем почести и права, какие, он считал, нужно иметь каждому. Так вот, царю он назначил такие привилегии: во-первых, возглавлять священнодействия и жерт­воприношения и совершать все ритуалы, касающиеся богов. За­тем охранять законы и отеческие обычаи и заботиться о справед­ливости во всем сообразно с природой [явлений] или в соответ­ствии с договорами, тягчайшие из преступлений расследовать самому, а меньшие - поручать сенаторам, внимательно следя, что­бы не происходило ничего незаконного, созывать сенат и народ, [высказываясь], направлять мнение [людей] и обеспечивать ка­жущееся необходимым большинству. Такие почетные обязанно­сти он предоставил царю и еще сверх того - неограниченную

военную[власть] на войне. На собрание же сенаторов он возло­жил почет и власть следующие: прежде всего обсуждать, что бы нисказал царь и какое бы ни внес предложение, и что бы ни показалось [верным] большинству, то пусть это мнение и побеж­дает И это было перенято от государственного устройства лако-нян Ведь и лакедемонские цари не были самодержцами и не действовали по своему желанию, но всей властью в государстве обладала герусия. А народной массе он дал 3 таких [полномо­чия]: выбирать магистратов и блюсти законы, а также решать вопрос о войне, всякий раз, как сказал царь. Но он не имел в этих делах полной свободы [действий], разве что то же самое покажется [нужным] сенату. А голосовал народ не весь вместе, а созванный по фратриям [куриям]. И что казалось [верным] боль­шинству фратрий [курий], то и вносилось в сенат...

Хрестоматия по истории Древнего Рима:

Учебное пособие для вузов по специальности

«История». М., 1987. С. 15 - 16.

ДОКУМЕНТ № 2 ПОЛИБИЙ

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ Книга VI

(11) Итак, в государстве римлян были все три власти,., при­чем все было распределено между отдельными властями и при помощи их устроено столь равномерно и правильно, что никто, даже из туземцев, не мог бы решить, аристократическое ли было все управление в совокупности, или демократическое, или монар­хическое. Да это и понятно. В самом деле: если мы сосредото­чим внимание на власти консулов, государство покажется впол­не монархическим и царским, если на сенате - аристократичес­ким, если, наконец, кто-либо примет во внимание только положе­ние народа, он, наверное, признает римское государство демокра­тией...

(12) Консулы, пока не выступают в поход с легионами и оста­ются в Риме, вершат все государственные дела; ибо все прочие должностные лица, за исключением трибунов, находятся в под­чинении у них и покорности; они также вводят посольства в сенат. Кроме того, консулы докладывают сенату дела, требующие обсуждения, и блюдут за исполнением состоявшихся постанов­лений. Ведению консулов подлежат и все государственные дела, подлежащие решению народа: они созывают народные собра­ния, вносят предложения, они же исполняют постановления боль­шинства. Далее, они имеют почти неограниченную власть во всем, что касается приготовлений к войне и вообще военных походов, ибо они властны требовать по своему усмотрению войска от со-

3-1-

юзников, назначать военных трибунов, производить набор сол­дат и выбирать годных к военной службе. Кроме того, они власт­ны подвергнуть наказанию всякого, кого бы ни пожелали, из под­чиненных им в военном лагере. Они вправе расходовать госу­дарственные деньги, сколько угодно, так как за ним следует кве­стор, готовый исполнить каждое их требование. Поэтому всякий, кто обратит свой взор только на эту власть, вправе будет на­звать римское государство истинной монархией или царством...

(13) Что касается сената, то в его власти находится прежде всего казна, ибо он ведает всяким приходом, равно как и всяким расходом. Так, квесторы не могут производить выдачи денег ни на какие нужды без постановления сената, за исключением рас­ходов, требуемых консулами. Да и самый большой расход, пре­восходящий все прочие, ^от, который употребляют цензоры каж­дые пять лет на исправление и сооружение общественных зда­ний, производится с соизволения сената, который и дает цензо­рам разрешение. Равным образом все преступления, совершае­мые в пределах Италии и подлежащие расследованию государ­ства, каковы: измена, заговор, изготовление ядов, злонамеренное убийство, ведает сенат. Ведению сената подлежат также все те случаи, когда требуется решить спор по отношению к отдельно­му лицу или городу в Италии, наказать, помочь, защитить. На обязанности сената лежит отправлять посольства к какому-либо народу вне Италии с целью ли замирения, или для призыва к помощи, или для передачи приказания, или для принятия народа в подданство, или для объявления войны. Равным образом от сената зависит во всех подробностях и то, как принять явившее­ся в Рим посольство и что ответить ему. Ни в одном деле, из поименованных выше, народ не принимает ровно никакого учас­тия. Таким образом, государство представляется совершенно аристократическим, если кто явится в Рим в отсутствии консула. В этом убеждены многие эллины и цари, ибо все почти дела рим­лян решаются сенатом.

(14)...При всем этом остается место и для участия народа, даже для участия весьма влиятельного. Ибо в государстве только народ имеет власть награждать и наказывать, между тем, только наградами и наказаниями держатся царства и свободные государства, говоря вообще, все человеческое существование. В самом деле там, где или не сознается разница между наградою и наказанием, или, хотя созна­ется, но они распределяются неправильно, никакое предприятие не может быть ведено правильно. Да и мыслимо ли это, если люди порочные оцениваются наравне с честными? Часто народ решает и такие дела, которые влекут за собою денежную пеню, если пеня за преступление бывает значительна, особенно если обвиняемыми бы­вают высшие должностные лица; смертные приговоры постановляет только народ. В этом отношении у римлян существует порядок, до­стойный похвалы и упоминания, именно: осуждаемым на смерть в то время, как приговор постановляется, они дозволяют согласно обы­чаю уходить явно, осудить себя на добровольное изгнание, хотя бы

одна только треть из участвующих в постановлении приговора не подала еще своего голоса. Местами убежища для изгнанников слу­жат города: Неаполь, Пренест, Тибур и все прочие, состоящие в клят­венном союзе с римлянами. Народ же дарует почести достойным гражданам, а это - лучшая в государстве награда за доблесть. Он же властен принять закон или отвергнуть его, и - что самое важное -решает вопросы о войне и мире. Потом, народ утверждает или отвер­гает заключение союза, замирение, договоры. Судя по этому всякий вправе сказать, что в римском государстве народу принадлежит важ­нейшая доля в управлении, и что оно - демократия.

(15) Итак, мы показали, каким образом государственное уп­равление у римлян распределяется между отдельными властя­ми. Теперь мы скажем, каким образом отдельные власти могут при желании или мешать одна другой, или оказывать взаимную поддержку и содействие. Так, когда консул получает упомяну­тую выше власть и выступает в поход с полномочиями, он хотя и делается неограниченным исполнителем предлежащего дела, но не может обойтись без народа и сената: независимо от них он не в силах довести свое предприятие до конца. Ибо, очевидно, леги­оны нуждаются в непрерывной доставке припасов; между тем помимо сенатского определения не может быть доставлено леги­онам ни хлеба, ни одежды, ни жалованья; вследствие этого, если бы сенат пожелал вредить и препятствовать, начинания вождей остались бы невыполненными. Кроме того, от сената зависит, осу­ществятся или нет планы и расчеты военачальников, и потому еще, что сенат имеет власть послать нового консула по истечении годичного срока или продлить службу действующего. Далее, во власти сената превознести и возвеличить успехи вождей, равно как отнять у них блеск и умалить их; ибо без согласия сената и без денег, им отпускаемых, военачальники или совсем не могут устраивать так называемые у римлян триумфы, или не могут устроить их с подобающей торжественностью. К тому же они обязаны, как бы далеко от родины ни находились, добиваться благосклонности народа, ибо, как сказано мною выше, народ ут­верждает или отвергает заключение мира и договоры. Важнее всего то, что консулы обязаны при сложении должности отдавать отчет в своих действиях перед народом. Таким образом, для кон­сулов весьма небезопасно пренебрегать благоволением как сена­та, так равно и народа.

(16) С другой стороны, сенат при всей своей власти обязан в государственных делах прежде всего сообразоваться с народом и пользоваться его благоволением, а важнейшие и серьезнейшие следствия и наказания за преступления против государства, на­казуемые смертью, сенат не может производить, если предвари­тельное постановление его о том не будет утверждено народом. Точно то же в делах, подлежащих ведению сената, именно: если кто-нибудь войдет с предложением закона, который посягает в чем-либо на власть сената, принадлежащую ему в силу обычая, или отнимает у сенаторов председательство и почести, или даже

3-1-

угрожает ущербом их имуществу, все это и подобное народ вла­стен принять или отвергнуть. Но еще важнее следующее: хотя бы один из народных трибунов высказался против, сенат не только не в силах привести в исполнение свои постановления, он не может устраивать совещания и даже собираться, а трибуны обя­заны действовать всегда в угоду народу и прежде всего сообра­зоваться с его волей. Таким образом, сенат по всем этим причи­нам боится народа и со вниманием относится к нему.

(17) В равной мере и народ находится в зависимости от сената и! обязан сообразоваться с ним в делах государства и частных лиц. В самом деле, многие работы во всей Италии, перечислить которые было бы нелегко, по управлению и сооружению общественных зда­ний, а также многие реки, гавани, сады, прииски, земли, короче все, что находится во власти римлян, отдается цензорами на откуп. Все поименованное здесь находится в ведении народа, и, можно сказать, почти все граждане причастны к откупам и к получаемым через них выгодам. Так, одни за плату сами принимают что-либо от цен­зоров на откуп, другие идут в товарищи к ним, третьи являются поручителями за откупщиков, четвертые несут за них в государст­венную казну свое состояние. По всем этим делам решает сенат, именно: назначить срок уплаты, в случае несчастия облегчить пла­тельщиков, или при несостоятельности совсем освободить от обяза­тельства. Словом, во многих случаях сенат имеет возможность при­чинить вред или пособить людям, имеющим отношение к общест­венному достоянию, ибо по всем поименованным делам нужно об­ращаться к сенату. Потом - что самое важное - из среды сенаторов избираются судьи в многочисленнейших тяжбах как государствен­ных, так и частных, если только тяжбы возбуждаются по важному обвинению. Вот почему все граждане, находясь в зависимости от сената и опасаясь неверного исхода тяжбы, заботливо воздержива­ются от возражений против сенатских определений и-от противо­действия сенату. Точно так же они не имеют охоты противодейст­вовать видам консулов, ибо каждый гражданин в отдельности и все] вместе подчинены власти консулов во время войны.

(18) Хотя каждая власть имеет полную возможность и вре- -\ дить другой, и помогать, однако во всех положениях они обнару­живают подобающее единодушие, и потому нельзя было бы ука-1 зать лучшего государственного устройства... Ибо если какая-либо власть возомнит о себе не в меру, станет притязательной и присво­ит себе неподобающее значение, между тем как согласно только что сказанному ни одна из властей не довлеет себе и каждая из них имеет возможность мешать и противодействовать замыслам других, то чрезвычайное усиление одной из властей и превознесе- ! ние над прочими окажется совершенно невозможным. Действи­тельно все остается на своем месте, так как порывы к переменам сдерживаются частью внешними мерами, частью исконным опасе­нием противодействия с какой бы то ни было стороны.

Полибий. Всеобщая история. Т. II. СПб., 1995. С. 6, 14 - 17.

Марк Туллий Цицерон (Портрет император­ской эпохи)

ДОКУМЕНТ № 3

КВИНТ ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...