Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2. Методика оценки эффективности функционирования логистических систем.




Оценка эффективности работы системы может быть осуществлена путем сопоставления доходов и издержек. При этом применяются два подхода. В первом случае эффективность определяется в среднем за определенный интервал времени путем сравнения валовых доходов и издержек.

Во втором случае эффективность определяется для определенного состояния рынка и производственно-сбытовой системы методом сопоставления предельных затрат и предельных издержек.

Если при определенной величине материального потока размер дополнительного валового дохода, получаемого в результате введения логистической системы, превосходит размер затрат на создание и введение этой системы, то можно продолжать работу. Изменяя масштабы материального потока и изучая размер достигаемой при этом эффективности, можно вывести его оптимальный с точки зрения эффективности объем.

Если определяется, что для данного масштаба материального потока неизменные издержки полностью покрываются, а временные издержки перекрываются лишь частично, то предприятие может оставаться на рынке, а в логистической деятельности нужно ответить на вопрос, как необходимо реорганизовать и оптимизировать работу предприятия, чтобы добиться увеличения доходов и уменьшения переменной части издержек с целью превышения доходов над расходами.

Компании, организовавшие службы логистики на своих предприятиях, непременно должны проводить оценку эффективности их деятельности. Оно осуществляется в виде обратной связи — задания управленческим звеньям — принятие решений службой логистики — их осуществление — оценка результатов деятельности управленческих звеньев.

Существует несколько методов оценки. Любой из них, предполагает сравнение результатов деятельности того или иного направления логистики с намеченными ранее целями и анализ затрат, продуктивности или сервиса.

Метод затрат. Он основан на том, что фирма устанавливает стоимостной критерий для каждой отдельной функции логистики на предприятии. Стоимостной критерий может также устанавливаться на единицу веса, поставляемого или отгружаемого продукта, поставку в целом или конкретный заказ.

Метод продуктивности. Оценка эффективности деятельности службы логистики при его применении носит количественный характер и выражается, как правило, в физических единицах измерения, например, отгрузка продукции в тоннах, выполнение какого -то количества заказов, поставок партий товаров в соответствующей комплектации

Метод сервиса. По этому методу критерием выступает оценка оказываемых услуг по следующим параметрам: времени (протяженность оказания услуг); точности (исполнение в срок); последовательности (соблюдение графика технологического процесса); размеру убытков (количество повреждений конечной готовой продукции в результате погрузки-разгрузки, транспортировки и складского хранения).

Качество сервиса приобретает все большее значение в условиях возрастающей конкуренции как на внутренних, так и на международных рынках. Совокупность результатов оценки услуг различных фирм позволяет выявить приоритет того или иного предприятия в эффективности функционирования службы логистики.

Эффективность работы менеджеров службы логистики на предприятии оценивается, как правило, по трем факторам: регулярному управлению, решению проблем, осуществлению проектов. Рассмотрим их.

Регулярное управление. Управление ежедневными операциями и выполнение конкретных целей, поставленных фирмой по производительности, финансированию проектов, многим другим аспектам деятельности логистики [12, с. 298].

Решение проблем. Умение менеджера диагностировать возникающие проблемы и находить оптимальные решения, постоянно улучшать сервис и повышать окупаемость затрат как по времени, так и по абсолютной величине.

Осуществление проектов. Возможности менеджера осуществлять задуманные и планируемые проекты, оперативно корректировать действия по ним, способствовать повышению производительности труда как в целом на предприятии, так и по отдельным направлениям логистики.

Компании также оценивают своих менеджеров по их способности находить и развивать управленческие качества служащих, заинтересовывать их в реализации различных проектов.

Практика выработала стандарты, в соответствии с которыми компании оценивают деятельность службы логистики и их менеджеров. К ним относятся;

Постоянный контроль запасов товаров в текущем году и нахождение возможности их сокращения на складах предприятия и в системе распределения.

Обслуживание потребителей, но уровне 92% доступности продукта и готовности его к отгрузке в течение 5 дней со дня принятия заказа.

Постоянное поддержание расходов на деятельность службы логистики на предприятии на уровне 3, 5% от объема продаж в текущем году.

Доля всех видов транспортных расходов до 2, 5% от объема продаж в текущем году и 2, 4% в следующем году [14, с. 562].

Сокращение различных повреждений товаров при погрузке-разгрузке до 10% от объема продаж в текущем году.

Поддержание высокой точности исполнения заказов по времени и необходимой комплектации товаров на уровне 98%.

В повышении эффективности управления службой логистики на фирме значительную роль играет и соблюдение перечисленных ранее стандартов. Путем сопоставления их с полученными результатами в количественном выражении, сравнением с планируемыми оценивается деятельность сотрудников службы логистики [12, с. 298].

Общий критерий эффективности ЛС может быть выражен формулой:

Элс = f( РПопт. - Пф Кф Рi) (i = 0…1)

(1)

где,

- Элс - эффективность ЛС

- РПопт. - оптимальный ресурсный потенциал

- Пф - фактически произведенная продукция

- Кф - фактический уровень качества

- Рi - вероятность полученного i-го результата (от 0 до1)

Стремление обеспечить эффективное управление ЛС обычно вступает в противоречие со стремлением обеспечения надежности системы с целью минимизации общих затрат. Предлагаемый подход позволяет обеспечить системное взаимодействие связей фирмы с внешней средой - ресурсами - бизнес-процессами - результатами. ЛС способна адекватно реагировать на изменения рынка с одновременной оптимизацией структуры ресурсного потенциала в конкурентоспособный потенциал. Через этот механизм обеспечивается устойчивое и долговременное конкурентное развитие фирмы на основе принятия компромиссных решений.

Рассмотрим показатели, которые применяют для характеристики состояния логистики [8, с. 47].

Средний запас на складе. Показатель может определяться как в натуральном, так и в стоимостном выражении, как в целом по складу, так и по группам товаров.

В общем случае запас является постоянно меняющейся величиной. Поэтому для характеристики уровня запаса рассчитывают средний запас, используя при этом формулу средней хронологической [9, с. 97]:

(2)

Где: Зср1 – средний запас за первый период;

Зн – запас на начало первого периода;

Зк – запас на конец первого периода. Средний запас за несколько периодов определяется как средняя арифметическая из средних запасов за каждый из периодов.

 Скорость товарооборота (Сто) показывает, сколько раз в течение одного периода продается и возобновляется имеющийся товарный запас. Показатель определяется числом оборотов запаса в течение одного периода [4, с. 47]:

 

 

(3)

где  – скорость товарооборота

О – товарооборот за период;

Зср – средний товарный запас за период.

Для торговой системы следует учитывать чистый оборот, т. е. без учета внутрисистемного оборота.

Время обращения товаров (Т) показывает продолжительность периода, в течение которого реализуется запас, время нахождения товаров в сфере обращения или на складе торгового предприятия. Определяется по формуле [4, с. 47]:

(4)

Где Т – время обращения товаров

 Зср – средние товарные запасы за период;

t – число дней в периоде.

Готовность к поставке (Гп). Данный показатель можно использовать как для оценки собственного уровня сервиса, так и для уровня сервиса, оказываемого поставщиком. Ниже приводятся три метода расчета готовности к поставке, используемые в логистике [18, с. 181].

 

(5)

где Г - готовность к поставке

Чвз – число выполненных заказов;

Чо – общее число поступивших заказов.

Затраты на логистику, приходящиеся на единицу товарооборота Дл. Показатель характеризует долю затрат на логистику в обороте компании. Чем выше Дл, тем более значима деятельность по упорядочению материальных потоков [21, с. 325]:

 

(6)

 

Где:  – затраты на логистику, приходящиеся на единицу товарооборота

Сл — затраты на логистику за период;

О – товарооборот за период.

К затратам на логистику следует отнести затраты на осуществление следующих операций:

- размещение заказов;

- транспортировка на предприятие;

- склад снабжения;

- внутрипроизводственные перемещения;

Грузопереработка (Гпр) – показатель, характеризующий трудоемкость работы склада[12, с. 298]:

(7)

Где: Г– грузооборот отдельного i-ro участка склада;

п — количество участков склада.

При расчете грузопереработки необходимо учесть также объем работ по внутрискладскому перемещению грузов между участками.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...