Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Положение русских подданных в Финляндии. Русификаторский курс царского самодержавия. ВКФ на рубеже 19-20 вв. – правда и вымысел




Русское подданство не давало никаких прав на территории ВКФ:

- российские поданные были, подобно иностранцам, лишены политических прав и не могли участвовать даже в местном самоуправлении

- русским был закрыт доступ на военную, гражданскую и духовную службу

- русским запрещено заниматься ремеслами, предпринимательство; ограничивалось их право на свободную профессию, на приобретение недвижимости

- возможность получать образование на родном языке лишь в реальных училищах и лицеях (к концу 19 в. неграмотных среди финляндских детей было 4%, а среди русских детей – почти 50%). Финны, в свою очередь, не сталкивались ни с какими препятствиями на пути карьерного роста в государственном аппарате Российской империи. На русской службе в 19 - нач. 20 вв. находились ряд государственных и военных деятелей – финнов по происхождению. Военный губернатор Аляски (1858-1864) и генерал-губернатор Восточной Сибири (1865-1870) – Ю. Фурухьельм. Генерал-губернатор Туркестана и Закаспийского края (1870-1882) – Ю. Аминов. Военно-морской министр России (1903-1912) – Т. Авелан. Военный министр России (1905-1909) – А. Редигер. Командующий Тихоокеанским флотом России (1904-1912) – О. Старк. Имел место дискриминационный подход к русскому языку:

- русский язык преподавался лишь в реальных училищах и лицеях наравне с иностранным (немецким)

- в гуманитарных средних учебных заведениях он был необязателен и, как правило, отсутствовал

- отсутствие русского языка в народных начальных школах

- в Ф. не было ни одной русской газеты до 1900 г.

Некоторые меры Российского правительства на территории ВКФ на рубеже 19-20 вв. трактуются западными исследователями как грозные признаки подготовки русской экспансии в Северную Европу и разработки политики «большого броска» через Балтику:

- попытки российского правительства сблизить пограничную область Ф. с империей, сделать так, чтобы сеть железных дорог в Ф. была связана с русской имперской сетью

- попытки остановить строительство ж/дорог в направлении к шведской границе

- планирование строительства второй ж/д линии, связывающей Ф. с Россией; концентрация строительства ж/дорог в Восточной Ф.

Угрожающее ж/д строительство России в Ф. преследовало якобы коварные военные цели. По мнению западных исследователей, первым актом в деле русификации Ф. стал Почтовый манифест 1890 г., согласно которому было упразднено почтовое управление Ф. – полномочия переданы российскому Министерству почты и телеграфа. В начале 20 в. финские политики классифицировали как русификаторский курс Николая II на территории ВКФ следующие меры царского правительства:

- 1902 – постановление о порядке употребления русского языка в правительственных учреждениях и судах Ф.; правило, по которому дипломы выпускников Московского и Петербургского университетов приравнивались к дипломам Гельсингфорсского университета

 

- 1903 г. – учреждены кафедры русского права и русской истории в Гельсингфорсском университете

- попытка объединить управления ж/дорогами, что потребовало введения единого (русского) языка во всех звеньях высшего управления ж/д транспортом и замещение некоторых постов в Ф. русскими.

Единственная цель, реально стоявшая перед царским правительством, - обеспечить в ВКФ равные права, равные стартовые возможности для финляндской и русской буржуазии. Кроме того, для того, чтоб проводить политику русификации на территории Ф., необходимы были проводники. Финляндия же в составе России была государством в государстве с собственной законодательной и судебной системой, армией, денежной системой, таможенной системой, с собственным государственным языком и денежной единицей. По переписи 1897 г., к тому же, доля русских в составе населения Ф. – 0,2 %. Царским правительством предпринимались меры по унификации управления ВКФ с Российской империей:

- 1890 – из юрисдикции Фин. сейма были изъяты и переданы в верховные инстанции империи вопросы, «имеющие общегосударственное значение». Все вопросы, касавшиеся Фин., должны были после их обсуждения на сейме пройти через Госсовет империи с участием финских представителей. Затем поступали на окончательное утверждение царя.

- манифест 1899 г.: в общегосударственных делах финскому сейму принадлежит только консультативная роль, отрицательное заключение сейма не может воспрепятствовать введению закона в действие в Ф. Законодательство Ф. было подчинено общегосударственному.

- начало 20 в. – принято решение унифицировать российскую и финскую армии

- манифест 1900 г.: к 1905 г. русский язык должен быть поэтапно превращен в язык делопроизводства

- расширение власти генерал-губернатора. По инструкции 1903 г. он объявлялся высшим представителем государственной власти в Ф., председателем Сената. Наделялся высшей полицейской властью. Осуществлял надзор за промышленностью, торговлей, землевладением, учебными заведениями и печатью.

В 1907 г. был образован Парламент, избираемый на основе всеобщего равного избирательного права всеми гражданами, включая женщин с 24 лет. По закону Российской империи от 17 июня 1910 г., известному в западной историографии как «второй государственный переворот в ВКФ», общеимперское законодательство распространялось на ВКФ, из сферы ведения финляндского сейма изымались вопросы обороны, суда и налогообложения. Это была запоздалая попытка поставить Ф. в один ряд с остальными национальными районами. Закон остался на бумаге. В последние годы существования царского самодержавия Российское правительство во главу угла своей политики выдвигало задачу любой ценой сохранить Ф. в составе России и таким образом обеспечить безопасность на северо-западных рубежах.

 

17. Открытие русской Америки. Политика русских переселенцев по отношению к местному населению

В 1692 году Атласов, на Чукотке услышал от местных чукчей рассказ о земле на востоке. Впервые Аляска появилась на русских картах в 1700 году, в виде большого острова напротив Чукотки (Траурнихтовый чертеж).

В 1711 году из Анадырского острога на восток Чукотки отправился казак П. Попов в надежде дойти до островов Берингова пролива. До островов он не добрался, однако составил первый чертеж Чукотского полуострова - Аляски, что переводится с местного наречия как «Большая Земля».

1725-30 - первая камчатская экспедиция В. Беринга и А.Чирикова, которую Петр 1 снарядил с заданием выяснить, соединяется ли Азия с Америкой.

Экспедиция Гвоздева в 1732 году достигла Аляски в районе северо-восточней мыса принца Уэльского.

Вторая камчатская экспедиция Беринга – Чирикова: весной 1732 г. Она не имела себе равных в 18 веке. Цели: открыть новые земли, сделать карты. Разведать, какие народы населяют Америку, по возможности сделать их своими подданными Российской империи. Найти новые источники пушнины. Грандиозность поставленных задач дала основание назвать экспедицию Беринга «Великой Сибирской». Экспедиция проводилась при поддержке правительства. 10 лет продолжалась подготовка к ней. Около 600 русских моряков участвовали в работе различных отрядов экспедиции, а 5000 человек обеспечивали доставку грузов.

В 1741 Россия объявила территории Северной Америки с 55 северной широты, включая Алеутские острова (1766) своей собственностью.

Со времени второй камчатской экспедиции начинается история взаимоотношений русских переселенцев и туземцев (русским для освоения земель нужны были рабочие руки). Основные этносы, составляющие местное туземное население Русской Америки: алеуты, эскимосы, индейцы, тлинкиты, атапаски, унимакцы, ительмены (на Камчатке) и айны (на Курильских островах), коняги (Аляска).

1764-1771 - экспедиция Криницына и Левашова, 1783-1784 - плавание Г.И. Шелихова. Оказались пригодными для жизни и были заселены острова в Тихом океане: Кадьяк, Уналашка, Ситха. 1775 г. на острове Уналашка впервые было создано постоянное поселение в Русской Америке, основанное вскоре на острове Кадьяк поселение стало ее «столицей».

Почти сразу после высадки компании Г. Шелихова местные племена вели себя весьма враждебно. В частности, часто происходили вооруженные столкновения. Нередко различные купеческие компании натравляли друг на друга туземцев. После вооруженного подавления волнений, обычно брали заложников – аманатов как гарантию от будущих выступлений. Аманаты не являлись надежной гарантией безопасности для небольшой группы русских, а потому проводились мероприятия и по задабриванию населения подарками.

Предпринималась отправка представителей местного населения в Россию, в том числе и для обучения. В 1805 году на Кадьяке было открыта двухклассная школа для креолов и туземцев.

Уже середине 1790-х годов система эксплуатации коренного населения приобрела законченный вид. Она основывалась на сочетании методов экономического и внеэкономического принуждения. Труд аборигенов на пушных промыслах был фундаментом существования российских колоний в Америке. Экономические отношения со временем приобрели оттенок принуждения: туземцам выдавался минимум товаров местного производства (товаров из метрополии хронически не хватало), участие в промысловых партиях превратилось в обязанность. Численность аборигенного населения падала: гибель на опасных промыслах, болезни -> дефицит рабочей силы.

В 1799 была создана РАК, которая стала проводить целенаправленную политику по отношению к туземцам. В соответствии с классификацией РАК, коренное население делилось на 3 группы:

8. «действительно зависимые» (алеуты, эскимосы + «сословие» каюров – рабов, купленных у туземцев)

9. «полузависимые» (индейцы внутренней Аляски и эскимосы южного и северного ее побережья – атапаски и др.)

10. «совершенно независимые» (тлинкиты). Непокорные тлинкиты были главными противниками русской колонизации ("колоши" — называли их русские). Они нападали на отряды, промышлявшие зверя, сжигали остроги, истребляя их обитателей. К этому их поощряли капитаны иностранных судов.

Туземцы обязаны были платить ясак. 10% туземного населения входили в сословие каюров, основную массу составляли вольные алеуты (при этом определение «алеут» утратило этническую окраску и превратилось в обозначение наемного работника купеческой компании).

В закабалении пришельцам должна была помогать местная верхушка – тойоны. С приходом русских на Кадьяк, там стало формироваться зависимое от них сословие каюров. Сначала это были бывшие невольники островитян (калги), которые доставались конягам (основная этническая группа на острове Кадьяк) в результате мены или в качестве военнопленных. В надежде получить свободу калги переходили на сторону русских, но оказались порабощены, хотя их одевали и кормили. Позднее в разряд каюров за различные проступки стали попадать свободные кадьякцы, кроме детей тойонов. В большой зависимости оказывались креолы, происходившие от смешанных браков между русскими и аборигенками (их использовали на низких административных должностях в качестве связующего звена с туземцами).

В самом низу социальной лестницы находились каюры. Данная группа считалась находящейся в собственности компании и бесплатно эксплуатировалась на самых тяжелых работах, обеспечивавших существование население в колонии и бесперебойное функционирование промысловых партий.

Компания, которой фактические рабы доставались бесплатно, совершенно не заботилась об их благосостоянии или жизни. РАК, стремясь заручиться поддержкой части зависимых туземцев и облегчить управление ими, делала ставку на их вождей, через которых администрация доводила свои распоряжения до сведения населения того или иного селения.

Особую роль сыграла православная церковь. Изначально православие распространялось среди аборигенов посредством усилий промышленников. Насильно никого не крестили: с православных не могли брать ясак. В 1794 - на Аляску прибыла первая русская православная миссия, в которой участвовал впоследствии канонизированный Герман Аляскинский. Священнослужители не только обращали местных жителей в христианство, но и занимались их обучением русскому языку. Духовная миссия стремилась защитить туземцев от притеснений со стороны администрации.

В начале 1830-х годов происходит списание долгов туземцев перед компанией. Проявляется некоторая забота о здоровье – увеличивается количество коек в лечебницах, проводятся медицинские осмотры. Во время эпидемии оспы 1835 – 1840 годов осуществляется массовая вакцинация туземцев. Избираемые кадьякцами тойоны стали утверждаться русской администрацией и получать регулярное жалование.

НО. 1840-е. Сеть школ постепенно свертывается, образование алеутов признается ненужным. В начале 1850-х годов возобновились столкновения с тлинкитами. Русские были также втянуты в межплеменные конфликты. Для урегулирования конфликта с тлинкитами РАК добилась переброски на Аляску сотни солдат, а также расширила торговлю с индейцами.

Таким образом, отношения русских переселенцев с местным населением нельзя назвать безоблачными, хотя и о целенаправленном истреблении не может быть и речи. Характер взаимодействия с туземцами определялся главной задачей РАК – получением прибыли.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...