Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

А III: ограничения, но не гонения; в каком-то смысле - возвращение к политики Ники I «самодержавие, православие, народность».




· Т.Н. «Правила 3 мая» 1882 года: «запрет вновь, отныне поселяться, вступать во владение и пользоваться имуществом вне городов и местечек, торговать по воскресеньям и христ. праздникам) НО: евреи не выселялись, их экономическая деятельность существенно не ограничивалась. Ограничения не распространялись на лиц имеющих «право повсеместного жительства по образовательному цензу» + не касались евреев, занимающихся земледелием + смягчительные разъяснения и отсутствие уголовной ответственности.

Интересно: эти правила стеснили евреев в отношении винокурения, а потому они негодовали на «исключительную жестокость» «Правил 3 мая». Кроме того, основные волны еврейской эмиграции шли из Польши, Литвы и Белоруссии, а не Украины (где после убийства Александра были погромы), т.е. евреями руководили экономич. мотивы (скученность создавала значит. экономич. конкуренцию)

· Согласно Земскому уложению 1890, евреи устранялись от участия в земском самоуправлении, НО служить в земстве по найму, т.н. «третьим элементом», евреям не было преграждено+ евреи жили большей частью в городах, так что им было как-то все равно. Но тут грянуло новое Городовое положение 1892 - евреи лишались права избирать и быть избранными в качестве гласных в городские думы и управы и пр.

· Процентные квоты для поступления в учебные в высшие и средние заведения, НО куча исключений: квота не распространялась на женское население + была действительна только для обучения на бюджетной основе + ряд спец. учеб заведений (училище живописи, ваяния и зодчества, СПб психоневрологич. институт (…вот бы мне туда…) и пр.

· Это же самое «НО» появляется и в случае приема в присяжные заседатели лиц нехристианского вероисповедания (становись помощником присяжного поверенного и делай то же самое, что и он) и ограничений в нефтебизнесе (добывать, конеч, нельзя, но перерабатывать – пожалуйста)

ИТОГ: отчуждение, обострение социальной ситуации

Причины отчуждения:

· Еврейское самоуправление, получалось своего рода «государство в государстве» (дописать про суть кагала и неподчинение его российским законам)

· Духовное противостояние

· Несостоятельность политики царизма в еврейском вопросе

А) Отрицательная комплиментарность

Не действовал патерналистский подход, евреи не нуждались в защите жизни и собственности, для них характерен высокий уровень культурного и финансового (интересно, а так можно говорить?) развития

Б) Универсальные принципы нац. политики не сработали

- установить сотрудничество с местной элитой, но элиты нет

- веротерпимость, но здесь – духовное противостояние

- невмешательство во внутреннюю структуру жизни, а здесь – попытки расколоть кагал

- любой этнос как субъект, но еврей, по сути, объект политики (комитеты, ин-т еврейских депутатов(1807-1825)

Евреи – блуждающий суперэтнос, Ек II рассматривала их как социальную группу

В) Ничего не сделано для снижения духовной конфронтации; иудаизм – нелегитимен

Г) Архаичность системы власти российских самодержцев в условиях подъема мощи еврейского капитала привела к эскалации еврейского вопроса

Отдельно о недооценке пагубности черты оседлости:

Создана Указом 1791 года, с целью ограждения русских промышленников и купечества от конкуренции еврейского капитала

НО в 19 веке:

1) Ч/О – фикция и анахронизм, ее всегда можно было преодолеть. В результате, во всех крупных промышленных и губернских центрах существовали мощные еврейские диаспоры

Центр еврейской духовной жизни перемещается из Одессы в СПб.

После окончания промышленного переворота сформировалась русская буржуазия, но еврейский капитал также становится мощным политическим и финансовым фактором в масштабах всей России. Участвовали в добыче нефти и др. полезных ископаемых, т.е. Ч/О существовала только на бумаге

2) Ч/О – очаг социальной напряженности.

Она не являлась резервацией, там жили все подряд, но евреи занималии привилегированное положение=> социальная напряженность => нац напряженность

В 70-90-е погромы только начинались и царизм не имел к ним никакого отношения, в 1879, 1881 – столкновения евреев и греков в Одессе (евреи хотели передела сфер влияния, т.к. греки имели монополию на торговлю). Убийство Александра Второго тоже можно рассматривать как провокацию (типа народники хотели поднять народ на революцию, т.к. убийца царя – еврей). Фэйл. Только небольшие очаги напряжения в Новороссии

Очаг напряженности становился источником рекрутирования для револ. Движения.

 

22. Политизация еврейского вопроса в России на рубеже 19-20 вв, внутренние и внешние факторы

Российская Империя представляла собой многонациональное государство, империю особого типа. Сложности проведения имперской национальной политики заключалась в том, что было чрезвычайно сложно привести местные национальные и общегосударственные интересы к общему знаменателю, который обеспечил бы стабильность в национальных отношениях.

К началу XX века общая численность евреев оценивается в 11 миллионов. Из них 46 % (около 5,2 млн.) жило в пределах Российской империи, в основном на территории современных Польши, Украины и Белоруссии.

С конца 18 века, после разделов Польши, на передний план в российской национальной политике выходят 3 главных вопроса: 1) Польский вопрос 2) Украинский вопрос и 3) Еврейский вопрос. На рубеже 19-20вв наиболее остро из них встал приобретший политическую окраску еврейский вопрос, что было вызвано рядом внутренних и, конечно, внешних факторов.

Внутренние факторы.

Еврейский национальный капитал стал крупнейшим, и ему стало тесно в и так довольно свободных границах, указанных ему имперской национальной политикой. Экономическая мощь еврейства значительно возросла, что вызвало стремление к политическим рычагам власти. Выросла популярность нигилизма, выдвинувшего еврейский вопрос на передний план. В 80-х годах 19 века в России завершился промышленный переворот, в обществе появились новые прослойки, активную роль стала играть разночинная интеллигенция. Нельзя забывать и про династии первых еврейских миллионеров в России: Гинцбурги, Поляковы, Бродские, Зайцевы, Балаховские, Ашкенази. В хлебной и лесной торговле еврейские предприниматели являлись, по сути дела, монополистами. Доля евреев в торговом классе России на рубеже XIX-XX вв. - более трети (35%). Еврейский капитал доминировал на железнодорожном и речном транспорте в Российском государстве. За исключение первых двух железных дорог (Царско-Сельской и Николаевской), большинство ж/д в России строились крупными концессионерами, среди которых евреи занимали видное место. Например, Иван Блиох – инициатор и крупный акционер ряда ж/д (С-П-Варшава, Либаво-Роменская, Киево-Брестская, Иван-город-Домбровская, Лодзинская, Тариспольская).

Однако в 1896 Николай II одобрил правительственный указ о введении винной монополии. В результате более 100 тыс. евреев лишились заработка.

С 70-х годов до начала 20 века российское еврейство «крепло, множилось и расцветало». Высокие темпы прироста, в 2,5 раза быстрее русских. Из всех евреев (4% населения страны) 94% - в черте оседлости. Однако в черту оседлости включены были обширные территории, но и черту было просто обойти. Процентные нормы на обучение евреев в высших учебных заведениях - составляли около 4% процентов населения России - евреи на рубеже веков составили до 16% российского студенчества.

Грандиозен их вклад в развитие революционного движения: первые народнические организации («Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел») сформировали именно евреи (Натансон, Дейч, Аксельрод и другие). Инициаторами создания группы «Освобождение труда» наряду с Плехановым были П.Аксельрод, Л.Дейч, Игнатов, Стефанович. Гринберг - участница подготовки покушения на Александра 2, в 1982 - хозяйка подпольной динамитной мастерской. Евреи составили более 50% революционеров и более 70% террористов, своей деятельностью превращая внутреимперский вопрос регулировочного характера в политическую проблему, имеющую широкий международный резонанс.

В 1897 году возникла первая политическая партия в русском еврействе – Бунд, всеобщий еврейский рабочий союз в России, Польше и Литве, членами которой могли стать только иудеи. Бунд требовал для себя исключительных прав в российском социалистическом движении (в том числе, автономию в решении вопросов, касающихся еврейства). Социально-демократические организации создавались по территориальному признаку, Бунд же - собственная партия евреев: пролетариат каждой нации должен иметь свою партию. Из числа сионистских партий также можно назвать «Сионистов-социалистов» и «Трудящихся Сиона». Дейч, Аксельрод - редакторы партийных газет и журналов, акт деятель Иосиф Гецов. Царское самодержавие, изначально сочувствуя сионизму, выступило против его развертывания в России потому, что сионизм стал ощутимо крениться в сторону социализма; кроме того, участники движения, по сути, начали организовывать еврейство на местах вместо того, чтобы способствовать его эмиграции в Палестину.

В 1901 создается опасный конкурент Бунда - «Независимая еврейская рабочая партия», партия еврейского пролетариата, созданная в России под контролем начальника Московского охранного отделения Зубатова, во главе - Мария Вильбушевич.

Витте: «Составляя менее 5% населения России, евреи рекрутируют из себя 50% революционеров».

Показательно, что политические требования российского еврейства не ограничивались равноправием с другими народами, но шли дальше: требовалось полноправие, т.е. равноправие плюс «национально-персональная автономия» еврейства. Суть национально-персональной автономии заключалась в том, что на общегосударственный счёт должны были содержаться чисто еврейские культурно-бытовые учреждения и организации (газеты, театры, учебные заведения и т.п.) в любом населённом пункте, где поселится некоторое количество евреев и полном невмешательстве государства в дела еврейской общины и прочее.

Пока сионизм за создание был независимого еврейского государства в Палестине, куда уедет часть евреев, царское правительство не было против. Но сионисты стали пропагандировать еврейское национальное единство в самой России, сионисты подключились к борьбе за полноправие и радикализировались. Правительству же враждебные патриотическим чувствам группы были не нужны. Кроме того, сионистское движение стало ощутимо крениться в сторону социализма

Внешние факторы: рост мирового антисемитизма (конгресс в Дрездене 1882 г.), а также оформление сионистского движения (1й всемирный сионистский конгресс 1897г.). Дело Дрейфуса (1894-1906 процесс по делу о шпионаже, в котором обвинялся капитан Альфред Дрейфус, офицер французского генерального штаба, по происхождению еврей), вызвал широчайшую реакцию со стороны международной общественности. Проводилась блоковая политика стран Тройственного Союза против стран Антанты (на стыке Германии, Австрии и России – три четверти мирового еврейства, которое испытывало влияние антироссийской пропаганды). И, конечно, использование еврейской карты для ослабления России.

В конце XIX - начале XX вв. происходят еврейские погромы в: России (Кишинёв, Гомель), 1899 - Марокко, 1900 - Австрии, 1902 - США.

Ограничение прав евреев в России стало первопричиной ухудшения отношений между Россией и США – усилиями американского еврейства возникло внимание общественности к «царскому антисемитизму», а также госдеп был обеспокоен увеличением количества еврейских иммигрантов из России: еврейский вопрос в России перестал быть внутренней проблемой царских властей и превратился в проблему международных отношений и соблюдения взаимных обязательств.

Целью политизации еврейского вопроса было «раскачать» внутреннюю национальную организацию российского государства, посеять смуту и заложить основу революционной обстановки. «Еврейские погромы» усиленно популяризируемые на западе, организовывались самими евреями, и по размаху не отличались от погромов в Польше и Австрии.

 

23. Великое княжество Литовское и Русское, несостоявшийся проект объединения русских земель. (синим - менее важное, можно безболезненно удалить)

В течение столетия после Батыева нашествия на месте нескольких десятков земель и княжеств Древней Руси выросли два мощных государства: Русь Московская и Русь Литовская. Ряд древнерусских городов - Киев, Полоцк, Смоленск, Чернигов и другие - попал в состав Литовской Руси. Таким образом, Великое княжество Литовские вполне реально могло бы стать центром объединения русских земель. Недаром в исторической литературе оно носит еще название Литовско-Русского государства.
Динамичное формирование государства проходило в XIII в., при этом именно славянские земли становились опорой литовского великого князя в его борьбе с непокорными племенными княжениями литовцев. Многие русские земли добровольно вошли в состав Великого княжества Литовского. Наряду с этим некоторые территории (например, Смоленск) на протяжении многих лет приходилось покорять силой оружия. При этом власть на местах практически не менялась.
В 1316 году великим литовским князем становится Гедиминас (Гедимин) – основатель династии Гедиминовичей. Этой династии удалось образовать такой центр, к которому стала тяготеть потерявшая свое единство вся Юго-Западная Русь. При самом Гедимине русское влияние на литовских князей чрезвычайно усилилось. Он считал себя не только литовским, но и русским князем; был женат на русской и детям своим устраивал браки с русскими же. Две трети всех земель Гедимина были русскими.
Формировалось федеративное государство, пусть со своеобразной, средневековой, но федерацией (в противоположность московской централизации). Кроме того, новое государство давало литовцам защиту от немцев, а русским - прибежище от татар. Первые, самые ранние победы над монголо-татарами были одержаны русскими полками в союзе с ратями литовцев (1362 г. – победа при Синих Водах).
Сыновья Гедиминаса – Альгирдас (Ольгерд) и Кястутис (Кейстут) – собрали под своею властью практически всю Южную и Западную Русь, освободив ее от владычества татар и дав ей единую сильную власть (русскую по своей культуре и по своим приемам).
По мнению русского историка М.К.Любавского "Литовско - Русское государство в ХIV веке представляло в сущности конгломерат земель и владений, объединенных только подчинением власти великого князя, но стоявших особняком друг от друга и не сплотившихся в единое политическое целое"

Ситуация в этом регионе начала меняться в конце ХIV века. Великий князь Ягайло принял предложение поляков жениться на польской королеве Ядвиге и соединить Польшу и Литву, принял католичество сам, а в 1387 году окрестил в католичество языческую Литву, и заключил в 1385 г. Кревскую унию, которая предусматривала включение Великого княжества Литовского в состав Польского королевства.
Но это условие так и осталось на бумаге. Могущественная литовская знать во главе с сыном Кястутиса Витаутасом (Витовтом) решительно воспротивилась потере самостоятельности. Кревская уния была временно расторгнута и возобновлена только в 1401 году на условиях равноправия сторон. По новой, Городельской унии 1413 года Литва обязывалась не вступать в союз с врагами Польши, но одновременно подтверждалось равенство и суверенность сторон.
Витаутасу удалось укрепиться во власти так, что он подчинил себе всех удельных литовских князей. При нем границы Литвы достигли небывалых пределов: они доходили до двух морей, - Балтийского и Черного. Великое княжество Литовское переживало вершину могущества. Витаутас вмешивался в дела всех русских земель: Новгорода и Пскова, Твери, Москвы, Рязани. По взаимной договоренности Московского великого князя Василия Дмитриевича и великого князя Литовского Витаутаса граница между Московскими и Литовскими землями проходила по реке Угре (левый приток Оки). Но главным историческим событием, произошедшим в это время, явилась Грюнвальдская битва 1410 года, в которой объединенные силы королевства Польского и Великого княжества Литовского разгромили армию Тевтонского ордена - давнего противника Польши, Литвы и Руси
Усиление Витаутаса было следствием недовольства, которое возбудила уния с Польшей среди русского и литовского населения Литвы. Поддерживая своего великого князя, это население показывало, что не желает идти под польско-католическое влияние, а желает самостоятельности и обособленности в своей политической жизни. По мнению русского историка С.Ф.Платонова, если бы Витаутас стал опираться на православно-русскую народность и обратил свое государство в такое же русское великое княжество, каким тогда была Москва, он мог бы стать соперником московских князей и, возможно, скорее их объединить под своим скипетром всю Русскую землю. Но Витаутас этого не сделал, потому что, с одной стороны, он нуждался в помощи Польши против немцев, а с другой стороны - в самой Литве появились люди, которые видели свою выгоду в унии и толкали Витаутаса к сближению с Польшей. Среди его подданных были три направления: православно-русское, старо-литовское и новое католическое польское. Великий князь относился ко всем одинаково внимательно и не становился прямо ни на чью сторону. После смерти Витаутаса в 1430 году политические и национальные партии в государстве остались не примиренными, и их борьба подточила величие Литовско-Русского государства.
В это время в условиях начавшейся полонизации и католизации (по итогам Городельской унии 1413 года) ухудшалось положение русских в Великом княжестве Литовском. В 1430 году вспыхнула война, которая в литературе получила название "восстание Свидригайло" (возглавленно князем Свидригайло - сыном великого князя Альгирдаса). Великое княжество Литовское временно распалось на две части: Литва посадила на великое княжение Сигизмунда - сына великого князя Кястутиса, а русские земли держались стороны Свидригайло и именно его посадили на "великое княжение Русское". В политическом развитии Великого княжества Литовского (Литовско-Русского государства) этот период был переломным - русские земли жили своей политической жизнью. Однако "восстание Свидригайло" потерпело поражение, и новый князь Казимирас восстановил основы униатской политики, объединив два государства - королевство Польское и Великое княжество Литовское.
В середине ХV века в последнем складывалось единое правящее сословие. Шляхта (дворянство) составляла значительный слой населения - до 8-10 процентов, (гораздо больше, чем в Московском государстве) и обладала всей полнотой политических прав. Органы шляхетского управления - сеймы и сеймики - решали важнейшие вопросы как на общегосударственном, так и на местном уровне. Политику вершили крупнейшие землевладельцы-магнаты, под контролем которых с середины ХV века фактически находилась власть великого князя. В конце этого столетия формируется коллегиальный орган - Рада панов, - без согласия которого великий князь не мог отправлять послов. Не мог он также отменять решения Рады.
Всевластие магнатов и шляхты получило четкое юридическое оформление. В 1529, 1566 и 1588 г.г. были приняты своды законов, именовавшиеся Литовскими статутами, основанные на Русской Правде, русском обычном праве и традиционном литовском праве. Все три статута были славяноязычными.
В "золотые времена" Великого княжества Литовского - до конца ХVI века - преобладала веротерпимость, преобладало православие. Однако религиозная Реформация решительно изменила обстановку. Протестантизм сильнее всего затронул верхушку православной части общества. В 1596 г. была заключена Брестская церковная уния, объединившая на территории государства православную и католическую церкви при главенстве папского престола. Ни о каком религиозном равноправии не могло быть и речи - православная церковь попала в стесненное положение.
Религиозной унии предшествовало более прочное политическое объединение Польши и Литвы. В 1569 году была подписана Люблинская уния, объединившая государства в Речь Посполитую. Одной из главных причин объединения стала неспособность Литовского государства собственными силами отражать наступление с востока. В 1514 году московское войско разгромило литовцев под Смоленском, вернув этот исконно русский город в свое владение, а в 1563 году войска Ивана Грозного взяли Полоцк. Чем дальше, тем больше слабеющее государство Литовское государство нуждалось в помощи, которая исходила от Польского королевства.
В результате была создана польско-литовская конфедерация и Литве был навязан строй дворянской республики - уникальная форма управления государством, закрепившая власть дворянства, его право на выбор короля. Этот строй не мешал развитию экономики и культуры, но очень ослабил военную мощь государства.
По Люблинской унии южная половина Литовского государства была прямо присоединена к Короне. Некоторые земли Великого княжества Литовского, особенно белорусские, стали ареной противоборства между Москвой и Варшавой. Войны, эпидемии, неурожаи нанесли страшный удар мощи Великого княжества Литовского, от которого страна так и не смогла оправиться.
Таким образом, Великое княжество Литовское и Русское не стало центром окончательного объединения русских земель.Литовское гос-во перестало существовать, когда в 1792г. была принята конституция Польши и провозглашалось Польское королевство (о Литве уже ничего не говорилось).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...