Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




Задания для самостоятельной работы

1. Познакомиться с теоретическими концепциями А. В. Мудрика, Ю. С. Мануйлова, Л. И. Маленковой, Н. Л. Селивановой. Т. А. Ромм, Н. Е. Щурковой и заполнить таблицу экспликации понятия «воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья».

2. Изобразить в схеме, рисунке, коллаже перечень soft-skills, необходимых для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современных социальных процессов.

3. Провести мини-исследование включенности детей с ограниченными возможностями здоровья в интернет-пространстве и представить анализ самочувствия детей в процессе интернет-коммуникации.

4. Представить анализ программ некоммерческих организаций и благотворительных фондов, вовлеченных в практику воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

Основная

1. Гликман И. З. Теория и методика воспитания: учебное пособие для вузов по специальности «Педагогика и психология». – М.: ВЛАДОС, 2003. – 176 с.

2. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Теория обучения и воспитания: учебник и практикум для академического бакалавриата: учебник и практикум для вузов по гуманитарным направлениям. – М.: Юрайт, 2019. – 230 с.

3. Ходусов А. Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика: учебник по направлению «Педагогическое образование». – 2-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 405 с.

Дополнительная

4. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: учебное пособие для вузов по специальности «Педагогика»: рек. УМО вузов РФ. – 2-е изд. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 480 с.

5. Мудрик А. В. Социальная психология воспитания: (избранные социально-педагогические очерки). – М.: МПСУ, 2017. – 440 с.

6. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: учебное пособие для вузов: рек. М-вом образования РФ. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 256 с.

7. Ромм Т. А. Педагогика социального воспитания: учебное пособие для академ. бакалавриата: учебное пособие по гуманитар. направлениям. – М.: Юрайт, 2018. – 158 с.

8. Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. – М.: УРАО ИТИП, 2010. – 168 с.

9. Степанов П. В., Степанова И. В. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. – 96 с.

10. Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие для пед. вузов по специальностям «Педагогика» и «Социальная педагогика». – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.

 


 

РАЗДЕЛ 2. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

_______________________________________________________

Студент, обращенный к анализу особенностей воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании, должен:

Знать:

- методы диагностики трудностей педагогического процесса в условиях инклюзивного образования;

- основы и особенности проектирования стратегии индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ на основе результатов диагностики.

Уметь:

- отслеживать динамику следования рекомендациям участникам образовательных отношений по вопросам развития и обучения лиц с ОВЗ;

- проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ на основе результатов диагностики, вносить коррективы в стратегию.

Владеть:

- методами и приемами для содействия оптимизации педагогического процесса в образовательных организациях разного типа и вида в условиях инклюзивного образования.

- технологией проектирования стратегии индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ на основе результатов диагностики; способами использования разных ее вариантов.

 

 

Глава 3. Принципы, содержание и средства воспитания в инклюзивном образовании

 

3. 1. Инклюзия как фактор смены парадигмы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Несмотря на то, что дискуссии о распространении идей инклюзивного образования еще не окончены, практика инклюзии в российских школах набирает обороты и превращается в необратимую тенденцию. Результаты деятельности экспериментальных площадок убедительно доказывают, что инклюзивное образование не только возможно, но и становится побудителем модернизации образовательных организаций в целом. Оно объективно продвигает современную школу к новому типу, исходя из инклюзивных принципов безопасности, удобства, привлекательности и применяемости, для всех учащихся без исключения. Внедряя дополнительные ресурсы для обучения детей с особыми образовательными потребностями, школа расширяет доступ к ним и всех остальных учащихся. В результате на новый уровень поднимается технологичность обучения.

Совершенно иным становится качество жизнедеятельности школы: создание доступной среды для детей с особенностями превращается в удобство для всех учащихся; внимание к безопасности для детей с ограниченными возможностями здоровья в целом снижает риски опасностей; инклюзивное правило достижений максимально возможных результатов побуждает учащихся без ограниченных возможностей к более осознанным волевым действиям; обеспечение равных прав в образовании ведет к осознанию прав личности в самом широком смысле слова.

Индивидуализация образования детей с ограниченными возможностями здоровья ведет за собой индивидуализацию обучения и всех остальных участников образовательного процесса, ориентирует учителей на более внимательное отношение к индивидуальным способностям обучающихся и побуждает более смело внедрять разные темпы освоения образовательных программ.

Инклюзивное образование вносит существенный вклад в смену парадигмы воспитания в самом широком смысле слова. На первое место в воспитании при наличии в образовательных организациях детей с ограниченными возможностями здоровья выдвигаются ценности и нравственность. Содержание многих ценностей (доброты, соучастия, сопереживания) становится зримо ощутимой, нравственные постулаты апробируются в повседневной жизни школы. Воспитание становится другим не только для детей с ограниченными возможностями, но и для всех участников инклюзивного образования. Акценты перенаправляются на поиск новых способов взаимодействия и общения в мире неодинаковых людей, людей с разными потребностями и способностями. Обучающиеся начинают развивать общие социальные навыки, формировать социальный и эмоциональный интеллект за счет практики взаимодействия в разнообразном человеческом обществе.

Вместе с тем, все эти процессы возможны и будут приносить результаты только при целенаправленной деятельности всех участников инклюзивного образования. Как показывает анализ практики, в настоящее время центральной проблемой выступает обучение в одном классе учащихся с ограниченными возможностями здоровья и учащихся относительной нормы по одним программам. Осваивая общую программу, учащиеся должны научиться вносить максимальный вклад в достижение образовательных результатов при решении разных по сложности образовательных задач. Вполне закономерно, что теории и технологиям обучения уделено приоритетное значение. С сентября 2016-2017 учебного года в стране начали вводить федеральный образовательный стандарт обучения детей в первых классах инклюзивных школ. Сегодня эти обучающиеся перешли в среднее звено школы.

Как неоднократно подтверждала история педагогики, преобразования в области обучения без перемен в области воспитания существенно искажают процессы реформирования и модернизации образования. Для инклюзивного образования данная теоретическая закономерность особенно актуальна. Идеологи инклюзивного образования убедительно доказывают, что совместное обучение возможно при условии принятия идеи инклюзии всеми участниками образовательной организации[42]. Формирование инклюзивного сознания и есть цель инклюзивного образования. Воспитание, как целенаправленный педагогический процесс в формировании инклюзивного сознания, приобретает непреходящее значение. Именно воспитание, как совместное целенаправленное действие педагога и учащихся в инклюзивном пространстве, создает условия накопления опыта и эмоционального переживания инклюзивного поведения, что в конечном счете приводит к возникновению отношения к идее инклюзии. Миссией воспитания в инклюзивной школе выступает создание новой школьной общности на основе признания ценности единого, целостного и неразделенного человеческого сообщества.

Все это, в свою очередь, требует научного обоснования нового содержания и инновационных методов воспитания в инклюзивной школе.

В качестве теоретических предпосылок выбора содержания и методов воспитания в инклюзивной школе, на наш взгляд, выступает несколько основополагающих положений.

1. Инклюзия возникает и развивается в русле демократизации общества и приоритета ценности человеческого бытия. Она предполагает отрицание исключения человека из общественных связей и отношений. Каждый человек имеет право на участие в жизни общества. При этом каждый имеет право определять меру и выбирать способ участия. Одновременно инклюзия – это выработка новых, ранее не существовавших норм и ценностей социальных отношений и связей[43].

2. Инклюзия не начинается и не опирается только на включение людей с ограниченными возможностями здоровья в единое социальное пространство. Напротив, о социальной инклюзии людей с ограничениями в состоянии здоровья можно говорить лишь в том случае, если принимается инклюзия всех других категорий, ранее отнесенных человечеством к ненормированным, противоположным, антагонистическим, враждебным, мешающим группам населения[44].

3. Инклюзия – это новый стиль отношений между людьми, направленный на перестройку восприятия окружающих людей с точки зрения полезности (пригодности) и идентичности, на точку зрения благотворности и уникальности. Инклюзивному образованию отводится роль поиска потенциала ребенка, несмотря на ограничения или специфику жизнедеятельности[45].

4. Различия между людьми следует рассматривать как ресурс, а не как проблему. Чем с большим количеством индивидуальностей сталкивается человек, тем выше его адаптивность, шире диапазон развития, меньше стереотипности мышления. Этот тезис важен как для нормативно развивающихся школьников, так и для учащихся с особенностями развития[46].

5. Вместе с инклюзией школа получает дополнительный ресурс развития нравственных чувств учащихся: взаимоуважения, взаимопонимания, сочувствия, сопереживания. Сам факт нахождения в едином образовательном пространстве под руководством педагогов стимулирует и у детей относительной нормы, и у детей с ограниченными возможностями здоровья нахождение адекватных способов взаимодействия со сверстниками. Находясь вместе со школьной скамьи, дети учатся видеть особенности друг друга, учатся учитывать эти особенности в общении и взаимодействии, учатся помогать друг другу. Нравственное воспитание естественным путем вплетается в контекст инклюзивного образования, делает современную школу гуманной и толерантной[47].

6. Ребенок развивается эффективнее, когда обучение включено в контекст социальных отношений. Социальная среда также, как и обучение ведет за собой развитие. В противовес сегрегационному социуму при создании специализированных и коррекционных школ, в инклюзивном образовании создается естественная социальная среда. Разнообразие среды и многообразие форм возникающих отношений стимулирует у детей инклюзивной школы необходимость познания широты окружающей действительности. Инклюзивная школа учит жить. Она обеспечивает возможность устанавливать социальные связи, действовать в обществе наравне с другими, быть заинтересованными в других. Это и есть мотив познания – узнать, как школьные знания могут помочь организовать жизнь[48].

3. 2. Специфика принципов, содержания, методов и условий воспитания в инклюзивной образовательной организации

Процесс становления и развития инклюзивных образовательных организаций продолжает сопровождаться многими проблемами, среди которых важное место занимает вопрос специфики воспитательной деятельности при совместном обучении нормативно развивающихся учащихся и учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Вполне справедливо решая на первом этапе развертывания инклюзивного образования прежде всего задачи выбора методов обучения и специфических средств психологической помощи, педагогические коллективы проблемы воспитания отодвигали на второй план или подходили к ним с чисто интуитивной позиции. Сама же идея инклюзивного образования зиждется не на общности знаний и единообразии психических реакций, а на возможности создания за счет образовательной инклюзии общих отношений. Отношения, выступая целью инклюзии, объективно ставят воспитание в центр внимания всей педагогической деятельности инклюзивной школы.

Итак, воспитание в инклюзивной школе – это организация взаимодействий и отношений, в которые включаются все учащиеся школы (в том числе и те, в чьих классах нет сверстников с особыми образовательными потребностями), независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей на основе ценностей равенства прав, доступности возможностей и ориентации на ресурсы личности.

Воспитание в инклюзивной школе опирается на принципы социального разнообразия; ценности человека вне зависимости от вне зависимости от его достижений и способностей; доброжелательности к детям с особенностями развития; взаимной ответственности за общую атмосферу в школе и социальное продвижение каждого ученика[49]. На наш взгляд, из инклюзивной школы следует убрать коррекционную функцию. Известно, что коррекция – это исправление недостатков, направленность на продуктивность обучения. Инклюзия же предполагает право на обучение, несмотря на недостатки, направленность на продуктивность отношений. Главной психологической функцией воспитания становится определение таких ресурсов учащихся (и с нормированными показателями, и с нарушениями в развитии), которые мотивируют участие, а не достижения; продвижения учащихся, а не уровень наполняемости знаниями.

Содержание воспитания в инклюзивной школе имеет такое же наполнение, как и в любой образовательной организации. Вместе с тем, оно сосредоточивает внимание на социальных аспектах жизнедеятельности и общения школьников и определенным образом подчиняется накоплению опыта взаимодействия в ситуации социального разнообразия, развитию открытости отношений, нахождению нравственных опор межличностного общения людей с явно выраженными своеобразиями. Целевыми точками отбора содержания воспитания в инклюзивной школе выступают: обучение учащихся разным стилям принятия решений в социально неоднородной среде; формирование навыков командного взаимодействия в условиях различия способов участия в совместной деятельности; развитие принципов партнерства, обеспечивающих достижение наивысших результатов совместной деятельности при осуществлении разного уровня задач в зависимости от характера способностей личности.

В соответствии с целями и принципами в качестве приоритетных направлений содержания воспитания (как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей нормативно развивающихся) в инклюзивной школе можно выделить:

- включение учащихся в ситуации выбора;

- обучение принципам партнерства;

- формирования навыков командного взаимодействия.

Предложенные направления воспитания в инклюзивной школе должны быть направлены не только на формирование навыков принятия решений, но и на понимание нормативно развивающимися учащимися того, какой уровень решения или способ действия может допустить их сверстник с особенностями развития. К средствам включения учащихся в ситуацию выбора можно смело отнести методику чередования творческих поручений[50]. Сущность данной методики заключается в том, что класс разбивается на группы по пять-семь человек. Выбирается четыре-пять поручений, которые поочередно через одну-две недели будут выполнять данные группы. Задачей каждой группы выступает творческое исполнение поручений. Как всеобщая воспитательная методика, чередование творческих поручений стимулирует учащихся на выбор более оригинальных решений конкретных действий. Как методика инклюзии, стимулирует понимание выбора в соответствии с составом группы, если в нее входит сверстник с особенностями развития. Особенно ярко эту специфику можно продемонстрировать, если в качестве областей чередования выступают: организация подвижных игр на перемене; подготовка сюрпризов классу в конце учебной недели; подготовка странички дня в акаунте для родителей; оформление памяток поведения в открытом социуме и т. п.

Учиться мерам и способам участия в общей деятельности в зависимости от характера индивидуальных способностей и возможностей можно при проведении игры «Мой тайный друг». Суть игры – подготовить и реализовать как можно больше добрых сюрпризов для других. Технологичность заключается в организации ролевого поведения. В начале игры все ее участники методом случайного выбора (вытаскивая, например, бумажки с именами играющих из мешка счастья) обретают друга. Он друг – тайный, т. е. не только не называемый в течение всей игры, но и «тайный» для окружающих, для самого себя. Такое игровое правило приводит к тому, чтобы играющие почувствовали ценность принесения радости другим не по поводу (за что-то) или в зависимости от симпатии к человеку, а ценность приношения радости ради радости окружающих. По методике игра является сопутствующим фоном другой деятельности. Следовательно, тайному другу можно сделать приятный сюрприз, когда вместе выполняется какая-то общая задача, например, идет подготовка к туристическому сбору, к предметной олимпиаде или творческому конкурсу. Кроме того, можно специально организовать работу мастерской по изготовлению сюрпризов, провести час сюрпризной поэзии в библиотеке, открыть ателье моментального фото, организовать флэш-моб дружеских обнимашек и т. п. ). Заключает игру вечерний огонек, на котором участники высказываются о том, что приятнее, делать или получать сюрпризы; как они себя чувствовали, когда могли доставить удовольствие своему тайному другу; сложно ли оказывать помощь другим, когда сам в ней остро нуждаешься. В результате акцент делается на те решения, которые помогают устанавливать партнерские отношения и адекватно действовать учащимся в инклюзивном классе.

Важнейшим условием воспитания в инклюзивном образовании выступает психологически комфортная корпоративная образовательно-воспитательная среда. Это означает выработку особых стратегий общения и взаимодействия между учащимися с разными образовательными потребностями и возможностями, установление психологически обоснованных критериев оценки образовательных достижений, формирование психологического образа инклюзивной школы[51]. Инклюзивная школа должна отличаться от всех других типов образовательных организаций.

Важное значение для воспитания в инклюзивной школе имеет такое психологическое условие, как высокий уровень толерантности всех участников образовательного процесса. Толератность – это отказ от социальных предубеждений к окружающим людям, отказ от оценочных суждений на основании индивидуальных и групповых различий, состояния здоровья, терпимость к иного рода взглядам, нравам и обычаям. Психологическая служба обеспечивает создание эмоционально благоприятного климата межличностных отношений между учащимися инклюзивной школы.

Несомненным условием воспитания в инклюзивном образовании выступает психологическое сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями. Сопровождение предполагает как работу с учителями, которые нуждаются в дополнительных знаниях о психологических особенностях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, так и работу с собственно ребенком. Хотя бы один раз в неделю педагог-психолог инклюзивного образования собирает всех детей с ОВЗ для проведения рефлексии отношений с одноклассниками и учителями. Такие встречи помогают увидеть начинающиеся конфликты и снизить их напряженность; помогают поддерживать уверенность и повышать самооценку; определяют риски поведения и вырабатывают новые стратегии обучения.

Организация воспитательной деятельности в инклюзивном образовании предполагает:

- вовлечение учащихся с особыми образовательными потребностями в группы школьников относительной нормы;

- общность задач внеурочной деятельности (приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия);

- создание условий индивидуально-групповой работы в разных ритмах деятельности (например, обучение игре на синтезаторе через компьютеры, стоящие в коридоре школы; участие в соревнованиях по минифутболу на основании игровой приставки, встроенной в пол коридора школы);

- создание групп взаимопомощи в освоении новых образовательных или социальных инициатив.

В целом воспитательная деятельность в инклюзивном образовании строится на:

- признании ценности инклюзии (в том числе и теми учащимися, в классах которых нет детей с особыми образовательными потребностями);

- доброжелательном отношении к учащимся с особыми возможностями;

- совместной массовой и коллективной деятельности;

- создании кодекса чести учащихся инклюзивной школы;

- убеждении родителей в ценности инклюзии для каждого учащегося школы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...