Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




Задания для самостоятельной работы

1. Составить таблицу, в первой главе которой перечислите технологии воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а во второй – определите перечень социально-педагогических задач, на которые может быть направлена технология.

2. Предложить не менее десяти педагогические приемы организации экскурсии по городу для детей с нарушением зрения.

3. Разработать Мотивационный дневник для ребенка с расстройством аутистического спектра.

4. Подготовить настольную игру с использованием тарточек альтернативной коммуникации.

Литература

Основная

1. Лапп Е. А., Шилова Е. В. Коррекционная педагогика: проектирование и реализация педагогического процесса: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: учебное пособие для вузов по гуманитар. Направлениям. – М.: Юрайт, 2017. – 147 с.

2. Ковалева А. С. Технология создания толерантной образовательной среды: учебное пособие. – Барнаул: [б. и. ], 2015. – 137 с. URL: https: //icdlib. nspu. ru/views/icdlib/4647/read. php

3. Поляков С. Д. Технологии воспитания: учебно-методическое пособие: доп. М-вом образования РФ. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 144 с.

4. Ряписова А. Г. Теории и технологии обучения и воспитания: учебное пособие. – Новосибирск: НГПУ, 2017. – 188 с. URL: https: //lib. nspu. ru/views/library/70485/read. php

Дополнительная

5. Баранова Ю. Ю., Солодкова М. И., Яковлева Г. В. Программа коррекционной работы: рекомендации по разработке: начальная школа. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.

6. Василовчик-Шустова Т. Всё могу сказать без слов! = Jak se domluvit s kojencem a batoletem / T. Vasilovč ik Č ustova: увлекательные разговоры с малышом с помощью естественных знаков и жестов. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2011. – 160 с.

7. Планирование воспитательного процесса: современные подходы и технологии: сборник методических разработок / [авт. -сост. М. А. Александрова и др. ]. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. – 208 с.

 

 


 

РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

____________________________________________________________

Студент, осваивающий закономерности социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, должен:

Знать:

- закономерности межличностного взаимодействия; принципы организации и осуществления межличностного взаимодействия с родителями, педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по проблемам воспитания, обучения и развития детей.

- теоретические основы взаимодействия со специалистами смежных областей по вопросам развития способностей обучающихся.

Уметь:

- осуществлять выбор, в зависимости от требуемых целей, адекватных методов и способов организации межличностного взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся для решения проблем воспитания, обучения и развития детей;

-организовывать и принимать участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных исследованиях и иных мероприятиях во взаимодействии со специалистами смежных профессий.

Владеть:

- основными формами и методами взаимодействия родителями (законными представителями) обучающихся, с педагогами образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей в ведущей для возраста деятельности;

- технологиями взаимодействия со специалистами для эффективного решения профессиональных задач.

 

 

Глава 8. Влияние родительских позиций на семейное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

       8. 1. Этапы переживания рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Семья является сложной социальной структурой, в которой выполняются самые разнообразные функции. Традиционно в социологии называются следующие функции семьи: экономическая, связанная с оплатой банковских счетов, банковскими вкладами, заработной платой и другими финансовыми операциями; на семье лежат также обязанности по удовлетворению физиологических потребностей членов семьи, связанных с приобретением и приготовлением пищи, покупкой одежды, лечением и профилактикой болезней, уходом за домом. Семья выполняет восстановительную функцию по организации индивидуального семейного отдыха, хобби ее членов. Важной функцией семьи является социализация детей, связанная с развитием социальных навыков и межличностных отношений. Семья способствует самоидентификации детей. Помогает им увидеть свои сильные и слабые стороны, способствует развитию чувства принадлежности. Велика воспитательная роль семьи. Образовательная функция семьи связана с образованием детей и продолжением образования родителей. Наконец, семья играет важную роль в профессиональной подготовке и решении проблем, связанных с профессиональной деятельностью.

Особая роль в семье отводится воспитательной функции, направленной на формирование характера подрастающего человека, его нравственных ценностей, убеждений, поступков. Можно сказать, что воспитательная функция является системообразующим ядром семейных функций, она определяет жизненные смыслы членов семьи, их настоящее и будущее.

Воспитательная роль семьи многократно увеличивается, если речь идет о ребенке с ограниченными возможностями здоровья.

Вместе с тем, воспитание в семье по всем законам педагогике возникает только там и тогда, когда родители:

а) организуют целенаправленную деятельность т. е. осознают и четко определяют цели в отношении своего ребенка;

б) создают специальные условия, которые обеспечивают достижение поставленных целей;

в) осуществляют процесс взаимодействия с ребенком, мотивируя, стимулируя и поддерживая усилия ребенка по достижению цели.

Как доказано в многочисленных научных исследованиях (Н. П. Болотова[85], Е. М. Мастюкова[86], А. Р. Маллер[87], М. М. Семаго[88], В. В. Ткачева[89]) для детей с ограниченными возможностями здоровья обязательным является еще одно условие осуществления воспитания в семье. Это признание родителями факта наличия у ребенка проблем со здоровьем. Факт признания является отправной точкой осознания целей и определения условий воспитания.

Многолетние эмпирические исследования показывают, что родители, услышав диагноз ребенка, редко сразу признают данный факт. В диссертационном исследовании Е. М. Леваковой  выявлено, что 87, 23% родителей эмоционально отвергают своего ребенка с ограниченными возможностями здоровья; у 95, 74% родителей отсутствует рациональное понимание проблем ребенка с ограниченными возможностями здоровья; 55, 31% родителей выбирают неадекватные формы взаимодействия с детьми; у 44, 7 % доминирующим стилем воспитания в семье признается индифферентный стиль, который выражается в нежелании поддерживать ребенка и участвовать в его воспитании, ребенку самостоятельно приходится решать проблемы[90].

 Типично чувства родителей, у которых рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, развиваются по следующему сценарию: отрицание; гнев, чувство вины, эмоциональная адаптация, признание факта особости ребенка.

Отрицание представляет собой неверие в существовании самой болезни. Первой реакцией на сообщение о диагнозе ребенка сопровождается сомнением в компетентности врачей. Родители цепляются за надежду на то, что на следующий день состоится консилиум и врачи признают свою ошибку или смягчат степень заболевания. Особенно ярко отрицание проявляется, если диагноз ставится после выписки из роддома и без видимых признаков заболевания. Родители бросаются искать более компетентных врачей, меняют клиники и медицинские центры. Много времени уходит на выяснение причин заболевания. Затяжной характер периода отрицания приводит к тому, что не признаются и особые нужды, и специфические способы существования и функционированиях их ребенка. Родители не хотят в этот момент даже думать о том, что развитие их ребенка будет иметь свою специфическую траекторию. Они начинают интенсивно искать «таблетку», которая быстро и навсегда излечит их дитя. В этот момент они сосредоточены больше на своих чувствах и на болезни ребенка, и, следовательно, упускают момент начала воспитания. Родители часто подменяют процесс воспитания простым физическим уходом. Это дополнительно, помимо болезни, осложняет процесс раннего развития ребенка.

Неподтвержденное чувство отрицания выводит родителей на следующую фазу – гнева. Как понятно из самого определения данного чувства, оно продолжает держать родителей и семью в деструктивном настроении. Обычно гнев поднимается на почве ощущения беспомощности, безысходности, разочарования в своих надеждах на построение ожидаемых отношений с ребенком. Гнев проявляется и в отношении врачей, и в отношении с супругами, и самое опасное – в отношении ребенка. Родители гневаются на бесперспективность и крушение надежд. Механизм блокировки сознания работает практически автоматом, позволяет эмоционально пережить страшную новость в отношении своего ребенка и своих надежд. Но, как и на первой фазе отрицания, он вытесняет из жизни семьи и родителей возможность и необходимость воспитания. Не лучшим вариантов последствий гнева может выступить формирование программы примитивного воспитания ребенка, отрицания ресурсов развития ребенка и постановка невысоких планок воспитательного характера.

С целью оправдания беспомощности и бесперспективности в этой фазе формирования отношения к своему больному ребенку родители чаще всего начинают переживать чувство вины. Вина – это переживание ответственности за неудачу. Родители начинают обвинять экологию, экономику, состояние семейных отношений, винят свое репродуктивное здоровье, обвиняют супругов и генетику. Очевидность деструктивности подобного поведения совсем не очевидна родителям. Они таким способом продолжают блокировать сознание, не принимающее факт заболевания, переводят во вне свое внутреннее напряжение, раздражение и тревогу. Поиск виновных, бесполезная борьба с факторами, приведшими к болезни ребенка, постоянное осуждение себя продолжают держать семью в ситуации эмоциональной нестабильности, что в свою очередь вытесняет воспитательную функцию родителей, не дает им определиться в целях и способах воспитания. Родители, как правило, узнают очень много о заболевании своего ребенка, его причинах, течении, возможных осложнениях и начинают противостоять им. Процесс воспитания при этом откладывается как бы на потом, на период выздоровления. В результате необратимо теряется много времени, которое могло бы, как совершенно верно указывает В. М. Сорокин, на процесс воспитания ребенка[91].

На следующей фазе эмоционального переживания факта рождения ребенка с ограничениями по здоровью, которую в психологической литературе называют адаптационной, отрицательные эмоции еще бушуют, а руки уже делают. Появляются определенные действия по уходу за ребенком, которые просто невозможно игнорировать из-за состояния здоровья. Родители не просто приспосабливаются к особенностям физического функционирования ребенка, они начинают искать наиболее приемлемые и удобные для себя и ребенка способы взаимодействия и ухода. Фаза потому и называется адаптационной, что в ней признается наличие особых обстоятельств и необходимости реагировать на эти особые обстоятельства. Подчеркнем, что речь идет не о механических способах приспособления, а именно об адаптации, т. е. способности найти новые, адекватные и благоприятные приемы взаимодействия с ребенком. В таком случае можно утверждать, что процесс воспитания начинает зарождаться, так как родители осознанной начинают создавать специальные условия жизнедеятельности своего ребенка.

Полное воспитание начинается тогда, когда родители переходят на последнюю стадию – принятия факта, что у их ребенка существует серьезная проблема со здоровьем. Принятие означает не смирение, а осознания, что нужно учитывать обстоятельства. Для пояснения данного этапа эмоционального переживания рождения нездорового ребенка уместно привести параллель с ситуацией, в которой часто оказываются люди пожилого возраста: узнав о диагнозе проблем с сердцем, они дают себе установку научиться жить с больным сердцем, но научиться жить полноценно, счастливо и успешно. Возникновение примерно таких чувств в семье, где появился ребенок с ограниченными возможностями здоровья, и называется фазой принятия. Несмотря на то, что и в этой фазе могут возникать кризисные моменты, родители уже закрепляют в своем сознании позитивные установки и на семью, и на ребенка. На основании этих установок и появляются цели воспитания, воспитательный процесс начинает разворачиваться в полном объеме.

Длительность каждой из выделенных фаз может быть для семьи разной. Но совершенно ясно одно: затянувшиеся чувства отрицания, гнева, обвинения не дают возможность находить особые цели и создавать особые условия воспитания, обеспечивающие общее развитие ребенка. Признание факта ограничения открывает простор для определения ближайших и перспективных целей воспитания. Задача педагогов, работающих с родителями детей, имеющих ограничения по здоровью, помочь семье как можно быстрее достичь стадии признания, помочь артикулировать факт признания, в том числе и с помощью организации семейного события, приуроченного к новой стадии развития семьи.

 

       8. 2. Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в семье

 

Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в семье широко представлены в отечественной и зарубежной литературе[92]. Выделим вслед за Е. М. Мастюковой, А. Г. Московкиной наиболее актуальные для успешного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья положения:

1. Наиболее общий принцип воспитания такого ребенка — это по возможности обращаться с ним как с обычным ребенком.

2. Не сравнивать его достижения с достижениями других детей, а сравнивать только с его собственными достижениями.

3. Родители должны быть не только оптимистами, но и реалистами. С одной стороны, им не следует требовать от особого ребенка слишком много в плане обучения, с другой стороны, нельзя ничего не ждать от ребенка, особенно снижать требования к его поведению. Одной из ошибок родителей является неадекватное ожидание от ребенка недоступного ему, по крайней мере на данном этапе, уровня обучения, например, чтению. Это приведет к тревожности и нервозности ребенка, нежеланию учиться вообще[93].

4. Основное внимание в процессе воспитания уделить развитию эмоционального интеллекта ребенка, т. е. умению распознавать и контролировать свои эмоции и эмоции других людей. Это принципиально важно для установления социальных контактов и благоприятного эмоционального взаимодействия.

5. Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности, стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его.

6. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться в процессе воспитания.

7. Усиливать, развивать положительную уникальную неповторимость каждого ребенка, его индивидуальные способности и интересы, помогая ему осознать свою самоценность, развить чувство самоуважения с учетом реального осознания своих трудностей и проблем.

8. Учить ребенка делать перенос сложившегося способа действия в сходные условия, переключаться с одного способа действия на другой, выполнять задания с проявлением творчества и изобретательности.

9. Использовать особые приемы и методики с опорой на различные виды деятельности – предметно-практическую, игровую, элементарно-трудовую.

Одной из технологий организации совместной деятельности родителей и ребенка с особенностями развития под руководством специалистов служб сопровождения может быть Мотивационный дневник, о котором мы уже рассказывали в третьем разделе. Здесь только приведем пример такого дневника для родителей.

Мотивационный образ первого дня – Ричард Воуро, Шотландский художник, знаменитый своими пейзажами, выполненными пастелью. Когда Ричарду было три года, ему поставили диагноз «умеренно-сильная отсталость», позже признанная аутизмом.

Задание. «Пальчиковая живопись». Все, что вам нужно – краски и бумага. Теперь вы и ваш ребенок можете рисовать все, что захотите!

Рефлексия. Выберите 3 слова, которые описывают сегодняшний день: Раздражение. Злость. Радость. Равнодушие. Удовлетворение. Вдохновение. Скука. Тревога. Покой. Уверенность. Неуверенность.

Мотивационный образ второго дня – Льюис Кэрролл, писатель. Наиболее известные произведения: «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Имел выраженные признаки расстройства аутистического спектра: с детства ему было тяжело сходиться с людьми, он страдал отчаянной застенчивостью.

Задание. Сочиняем всей семьей сказку, используя план: 1) начало истории (где, кто, когда); 2) происшествие (что произошло, конфликт, проблема); 3) преодоление трудностей (решение загадок, поиск выхода, хитрость); 4) итог (возвращение, радостное событие); 5) мораль (совет, перспектива).

Рефлексия. Продолжите фразы: «Сегодня я узнал….. », «Было интересно…. », «Было трудно……».

Мотивационный образ третьего дня – Стенли Кубрик, знаменитый американский режиссер, оператор, признанный одним из величайших кинематографистов всех времен. Врачи поставили ему диагноз Аспергера (относится к расстройствам аутистического спектра).

Задание. Взять интервью у бабушки с дедушкой, записать его с помощью папы на камеру и вечером показать в семейной телестудии.

Рефлексия. Запишите себе совет на будущее…..

Мотивационный образ четвертого дня – Сатоши Таджири, создатель серии игра и сериала «Покемон»

Задание. Сегодня мы мастерим мягкую игрушку. Вам понадобится: фетр, иголки, нитки, ножницы и вата(наполнитель). Для удобства советуем воспользоваться сайтом https: //mirpozitiva. ru/articles/2144-myagkie-igrushki-svoimi-rukami. html

Рефлексия. Обозначьте смайликом настроение семьи в этот день.

Мотивационный образ пятого дня – добрый Пятачок из мультфильма «Винипух». Сначала посмотрите мультфильм всей семьей.

Задание. Печем печеньки. Готовить печенье совсем несложно и очень увлекательно. Для поиска рецепта можете воспользоваться этим сайтом: http: //tvoirecepty. ru. Не забывайте про креатив! Чем разнообразнее печеньки, тем лучше! А вечером можно пригласить в гости родственников и устроить семейное чаепитие.

Рефлексия. Продолжить фразы: «Было интересно…. », «Было трудно…», «Теперь я знаю…».

Мотивационный образ шестого дня – Дэвид Бирн, музыкант из Америки, имеющий массу различных наград и обладающий запоминающимся голосом. В 2003 году у музыканта обнаружилась болезнь Аспергера. Сам артист утверждает, что именно занятия музыкой помогли ему побороть расстройство, хотя окончательно от него избавиться все же не удалось.

Задание. Устройте дома музыкальный концерт. Не беда, если у вас нет инструментов, их можно легко соорудить своими руками. Можете воспользоваться сайтом, на котором представлены 15 идей для создания муз. инструментов дома: https: //mel. fm/sdelay_sam/6751804-musical_instruments. Для начала включите любимые песни и пойте вместе с ними, а потом можно подключить музыкальные инструменты, а вечером устроить концерт в кругу семьи!

Рефлексия. Нарисуйте нотки и раскрасьте их всей семьей в зеленый цвет, если у вас было хорошее настроение, или красный, если вы сильно устали.

Задание на воскресный день – Сегодня отправляйтесь в зоопарк, а вечером посмотрите мультфильм! Обязательно расскажите ребенку о том, куда вы идете за день до похода. Не забудьте попросить ребенка взять его любимую игрушку с собой – чтобы было комфортно. Вернувшись домой, спросите у ребенка, что ему понравилось и запомнилось больше всего. Вечером посмотрите мультфильм «Зверополис».

Рефлексия. Предложите ребенку и всем членам семьи выбрать игрушку-зверушку и попросите объяснить, какие общие качества есть у людей и животных, позволяющих им быть друзьями.

Назовем еще несколько рекомендаций родителям, которые следует учитывать при использовании Мотивационного дневника:

- превратите работу с мотивационным дневником в важное событие ребенка и всей семьи, замечайте даже самые незначительные позитивные перемены, радуйтесь им и подчеркивайте ценность роста позитивных качеств и компетенций;

- откажитесь от контроля за выполнением задания, не допускайте внезапных проверок, найдите показатели, демонстрирующие косвенные проявления роста: появление новых желаний, интересов, потребностей; проявление на новом уровне чувств ответственности, сопереживаний, помощи и поддержки;

- демонстрируйте по отношению к ребенку свои оптимистические ожидания, авансируйте его доверием, не будьте излишне педантичны, признавайте право на ошибку;

- слушайте ребенка при анализе выполнения задания заинтересованно и активно;

- как можно чаще подбадривайте ребенка, ищите вместе с ним выход из ситуации, которая не нравится и самому ребенку, старайтесь сдерживать негативные эмоции, даже если они вполне справедливы: тратьте свою энергию на разрешение проблемы, а не эмоции, учите этому своего ребенка;

- поощряйте нестандартный и индивидуальный стиль взросления ребенка, охраняйте его право на самоуважение;

- помните, что мотивационный дневник – это психологическая технология. Она не направлена на точное и безусловное исполнение задания. Она предполагает анализ личностных ресурсов человека. Поэтому центральной частью взаимодействия родителей и ребенка выступает совместная рефлексия, доверительный разговор и откровенные высказывания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...