Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема №1. Вводная лекция (2 часа).




Кафедра теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы

 

 

Программа учебной дисциплины

«История русской литературы XIX века (II –III части)»

По направлению – 050300 «Филологическое образование»

Курс –3

Семестр – 6

Форма обучения – дневная

Количество часов (трудоемкость) – 210 ч.

Количество аудиторных часов на дисциплину – 120 ч. (на 1 группу)

(из них лекций – 80 ч., практ. – 40 ч.)

Количество часов на СРС –90 ч.

Консультации – 4 ч.

Форма итоговой аттестации – экзамен (16 ч.)

 

Составитель – д.ф.н., проф. Г.А. Шпилевая

 

ВОРОНЕЖ - 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Выписка из ГОС стандарта

2. Пояснительная записка

3.Тематическое планирование

4.Содержание курса лекций

5.Содержание практических занятий

6.Список произведений художественной литературы

7.Основной список научной литературы

8..Дополнительный список научной литературы

9.Методические рекомендации для СРС

10.Контрольные вопросы к экзамену

11.Темы контрольных и бакалавриатских работ

12.Глоссарий

13. Тесты

14. Электронный вариант УМК

 

 

ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА

История русской литературы второй половины XIX в. и мировой литературный процесс. Картины русской жизни. Соотношение личности и массы. Формы и пути психологического анализа. Новые принципы изображения народа. Динамика жанрового развития. Становление новой драматургии. Сознание и подсознание. Текст и подтекст. Возникновение новых литературных направлений. Отношения с традицией. Творчество классиков второй половины XIX в. (персоналии). Литература XIX в. в школе. Школьная интерпретация литературного произведения.

 

Пояснительная записка

Курс «История русской литературы XIX в. (II – III ч.)» является продолжением курса «История русской литературы XIX в. (I часть)», который ознакомил студентов с творчеством таких русских писателей, как А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, обусловивших дальнейшее развитие отечественной литературы.

Следует учесть, что студентам младших курсов читался достаточно обширный курс «Русская литература и культура», который заложил основы знаний об особенностях индивидуальных стилей русских писателей, о закономерностях развития исторических, экономических и культурных данностей в России XI – XVIII вв. и XIXв.

Настоящая дисциплина («История русской литературы XIX в. (II – III чч.))» представляет лекционный материал, который углубляет знания студентов-бакалавров о связи исторического и литературного развития в России, о жанровом многообразии отечественной литературы, о закономерностях процессов, протекающих в культуре середины XIX столетия и второй половины означенного столетия.

Настоящий курс построен по жанрово-родовому принципу: студенты знакомятся с творчеством русских поэтов – выдающихся и «второстепенных» (термин Н.А. Некрасова), затем с творчеством романистов и очеркистов, а в заключение – с произведениями русских драматургов.

Данный курс предполагается завершить тестированием, проверяющим полученные студентами знания, и итоговым экзаменом. В течение всего курса знания студентов оцениваются и контролируются в соответствии с принципами балльно-рейтинговой системы (на основе тестирования и контрольных работ).

 

Тематическое планирование

 

№ П/П Темы Всего часов в трудоемк. В том числе аудиторных срс
Всего Лекц. Семинары
История русской литературы XIXв. (II-III чч.)
1. Вводная лекция         —  
2. Творчество Н.А. Некрасова          
3. Творчество А.А. Фета          
4. Творчество Ф.И. Тютчева          
5. Русские «второстепенные» поэты         —  
6. Творчество И.С. Тургенева          
7. Творчество И.А. Гончарова          
8. Творчество М.Е. Салтыкова - Щедрина          
9. Творчество Н.С. Лескова          
  Очеркистика Г.И. Успенского          
  «Второстепенные» русские очеркисты        
  Творчество Л.Н. Толстого          
  Творчество Ф.М. Достоевского          
  Творчество А.Н. Островского          
  Драматургия А.П. Чехова          
  Новеллистика А.П. Чехова          
  Итоговая лекция        
Всего:          

 

 

Содержание курса лекций

Тема №1. Вводная лекция (2 часа).

Цель лекции: рассмотреть основные признаки историко-литературной эпохи 1840 – 1890-х гг.

Задачи лекции:

1. Определить общественно-историческое значение русской литературы означенного периода.

2. Ознакомить с реформами 1860 – х гг. и процессами, протекавшими в русской литературе.

3. Сравнить опыт Западной литературы и достижения русского реализма.

4. Раскрыть гуманистический пафос русской литературы.

5. Показать индивидуальное своеобразие русских писателей в изображении Человека и общества.

6. Ознакомить с направлениями в русской критике середины – второй половины XIX в.

 

 

Невский проспект XIX века. Мимо этих домов в каретах проезжали и гуляли Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев и герои их произведений.

 

 

Старая Москва. Здесь издавался славянофильский журнал «Москвитянин», писал свои страстные стихи Ап. Григорьев, а в театре шли пьесы, созданные А.Н. Островским.

 

Содержание лекции

Особенности правления Николая I в период с 1840 по 1855гг. Бюрократизм как одна из самых характерных черт означенного периода. «Мрачное» николаевское «семилетие» как реакция на французские революционные события 1840 – х гг. Итоги Крымской войны. Особые функции, возложенные на русскую литературу и русского писателя в эпоху отсутствия правовых институтов, отсутствия конституции, бесконтрольного самодержавия. Русская литература как форма выражения национального стремления к самосознанию и самоопределению.

Подготовка к реформам и проведение реформ как одно из центральных общественно-исторических событий XIX в. Проблема «человек и общество» – важнейшее порождение пореформенной эпохи.

Усвоение опыта западноевропейской литературы – Шекспира, Данте, Сервантеса, Стерна, Гофмана – русской литературой второй половины XIXв. Особенности реалистического метода в России.

Русская литература второй половины XIX в. как выражение идей о новом человеке и новой человечности. Интерес к народному характеру, патриархальности, национальной культуре. Гуманизм русских писателей, создавших образы Платона Каратаева, Пьера Безухова, Алеши Карамазова, Сони Мармеладовой, Ермила Гирина.

Русский философ конца XIXв. – В.С. Соловьев о соотношении идей отдельной личности и философии народа: «Общественная правда не выдумывается отдельными умами, а корениться во всенародных чувствах». В.С. Соловьев о «сознании безусловного человеческого достоинства, принципе самостоятельной и самодеятельной личности»

Н.А. Некрасов и новый принцип изображения личности крестьянина, бедного горожанина, писателя-разночинца в поэзии. Народный мир в лирической системе Некрасова. Сочетание сентименталистского, «натуралистического» и реалистического в очерках И.С. Тургенева. Человек и общество в романах Тургенева – о «лишней», «отвлеченной», «слабой» и «сознательно-героической личности» в крупных эпических произведениях Тургенева. Изображение оттенков человеческих чувств в поэзии А. Фета. Человек как «греза природы» в лирике Ф. Тютчева. И.А. Гончаров о «патриархальной» и «цивилизованной» личности. Сатирический пафос изображения русской государственности в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина. Лесковские «очарованные странники» и пореформенная Россия. «Власть Земли» над крестьянским миром в циклах очерков Г.И. Успенского. «Диалектика души» в изображении Л.Н. Толстого. «Маленький» человек и жестокий мир в прозе Ф.М. Достоевского. «Артистическая натура» и «деловой человек» в пьесах А.Н. Островского. Чеховский герой против «пошлости жизни».

«Универсализм» В.Г. Белинского. Особенности развития критической мысли во второй половине века. Эстетические взгляды Ап. Григорьева. Критическое осмысление русской литературы Н.Н. Страховым. Социально-критический подход к литературе в работах Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева. А.В. Дружинин, П.В. Анненков, В.П. Боткин о проблемах писательского мастерства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...