Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция №2. Особенности поэтического почерка А.А. Фета. (2 часа).




Цель лекции: ознакомить с важнейшими образами лирической системы А. Фета.

Задачи лекции:

1. Рассмотреть тему «Природа в фетовской поэзии».

2. Ознакомиться с темой «А. Фет о любви».

3. Изучить тему: «Синтаксис и тропика лирики Фета».

 

Содержание лекции.

Принято считать, что фетовская лирика (в том числе и лирика природы) не содержит в себе лирического героя. Это, видимо, верно, т.к. в стихотворениях этого поэта нет ярко очерченного человека, наделенного определенными качествами и обращенного своими чертами к читателю и автору одновременно. Можно сказать, что в лирике Фета нет конкретного человека, но есть чувства, а порой тончайшие оттенки чувств, которые вполне заменяют и замещают героя.

Особенно ярко это проявляется в стихах о природе, в которых даются не целостно изображенные, узнаваемые и привычные образы, а рисуются («навеваются») едва уловимые, но при этом убедительно представленные оттенки ощущений близости живой природы:

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

Любовная лирика Фета также не дает конкретных черт героини, вдохновляющей поэта, в фетовских стихах о любви в центре чувство, которое поэт часто называет «Ты». В этом коротком слове соединяется многое: возлюбленная, весна, даль, красота, счастье, сердце… Синтез самых, казалось бы, отдаленных друг от друга реальных данностей рождают ту особенную фетовскую чувственность, которая существует «наперекор уму»:

Тихо под сенью лесной

Спят молодые кусты…

Ах, как пахнуло весной!..

Это наверное ты!

Подобные лирические узоры могут создаваться только с помощью особых, нетрадиционных, чисто фетовских поэтических средств. Давно отмечена читателями и исследователями фетовская безглагольность (например, в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…»), его неповторимые метафоры («гвоздик душистой сирени», «черемуха спит»), неожиданные эпитеты («крылатый слова звук», «темный бред души»).

Одним из неоспоримых качеств удивительной фетовской лирики является свойственна ей «наивная внимательность чувства и глаза», которую, по мнению критика В.П. Боткина, можно найти «только у первобытных поэтов».

 

Тема №4. Творчество Ф.И. Тютчева. (4 часа).

Лекция №1. Очерк жизни и творчества Ф.И. Тютчева. (2 часа).

Цель лекции: ознакомить студентов с основными вехами жизни поэта, определившими его творчество.

Задачи лекции:

1.Рассказать о юности Ф.И. Тютчева.

2. Ознакомить с темой «Тютчев и Германия».

3. Раскрыть смысл контрастов в жизни Тютчева.

 

Содержание лекции.

Ф.И. Тютчев (1803 – 1873) родился в селе Овстуг на Брянщине. Детство и юность поэта прошли в лоне среднерусской природы, что могло повлиять на формирование многих будущих поэтических образов.

Родословная выдающегося русского поэта заслуживает внимания. Один из предков поэта – Захарий Тютчев – был участником Куликовской битвы. Он был направлен Дмитрием Донским в качестве дипломата в ставку Мамая. По материнской линии Тютчев состоял в родстве с графами Толстыми. Один из них – П.А. Толстой – был помощником Петра I, и также сделал карьеру дипломата.

В 1821г. Тютчев окончил словесное отделение Московского университета и отправился в Европу – Германию и Италию, где служил на дипломатическом поприще.

В Мюнхене («немецких Афинах») поэт общался с философом Шеллингом, развивавшим постулаты «натурфилософии», «философии свободы», «философии тождества». Природу Шеллинг (а вслед за ним и Тютчев) воспринимал как живое разумное существо, устремленное в своем развитии к красоте и гармонии. Эта мысль могла навеять следующие знаменитые тютчевские строки:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Жизнь Тютчева была отмечена резкими переменами, некоторыми несоответствиями, контрастами, которые можно объяснить сложностями внешнего (общественного) и внутреннего (личного) характера. Начнем с того, что Тютчев, почти ровесник Пушкина, был замечен ценителями поэзии очень поздно – во второй половине XIX в. Славянофильство Тютчева странно сочетается с его сугубо западным образом (стилем) жизни: поэт изъяснялся, писал письма и публицистические эссе чаще всего по-французски. Тютчев был современником «любомудров» и декабристов, интересовался политическими событиями во Франции и революционным движением в России, но сам слыл человеком, которого можно причислить к аполитичным. Будучи общительным светским острословом, Тютчев писал стихи о трагическом одиночестве человека. Выдающийся поэт, Тютчев подчеркнуто мало дорожил своими стихами – «записывал» их на случайных клочках бумаги, а однажды даже по рассеянности сжег целую тетрадь своих сочинений, которые могли бы составить целый том шедевров.

Вышеизложенное дает возможность рассматривать творчество Тютчева в свете сложнейших исторических, общественно-политических, философских, эстетических и психологических данностей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...