Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2. Цели организации: сущность, значение, классификация.




Надо учитывать, что важнейшая предпосылка успешного применения почти всехприемов и методов управления заключается в определении и понимании целей. Ктохочет достичь цели, должен ее знать.

Что же такое цель? Цель — это желательный идеал, то целое, что мы желаем получить, то к чему надо стремиться. Выбор цели — чисто человеческое, творческое дело.

Цели должны быть глубоко продуманы. Это может означать, например, что определенному предприятию следует не наращивать объем производства, а заняться качеством продукции и не производить, например, больше машин, а улучшитьобслуживание уже выпущенных моделей.

Следует обратить внимание на то, что основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существованияопределяется как ее миссия. Цель разрабатывается для осуществления этоймиссии. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры дляопределения цели и стратегии на разных организационных уровнях.

Общефирменная цель формируется и определяется на основе общеймиссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшееруководство. Чтобы внести существенный вклад в успех организации, цели должныиметь ряд характеристик:

1. Конкретность и измеримость цели. Выражая свою цель в конкретныхизмерительных формах, руководство создает базу отсчета для следующихрешений и оценки хода работы.

2. Ориентация цели во времени. Следует четко определить не только то, что организация хочет осуществить, а также и сроки достижения результата.Цели устанавливают на длинные и короткие промежутки времени.

Долгосрочнаяцель имеет горизонт планирования приблизительно пять лет.

Среднесрочная цель имеет горизонт планирования от одного до пятилет.

Краткосрочные цели, в большинстве случаев, - это один из планов организации, который следует осуществить за год.

Долгосрочные цели - стратегически е, среднесрочные и краткосрочные - тактические.

4. Реальность цели. Цель должна быть такой, чтобы ее можно было достичь, и она должна служить повышению эффективности организации. Установлениецели, которая превышает возможности организации из-за недостатка ресурсов или через внешние факторы, может привести к катастрофе.

В зависимости от масштабов охвата цели делятся на глобальные (охват мирового рынка своей продукцией. Например, Coca-cola) и локальные (охват регионального рынка. Например,Nord).

 

Вопрос 3. Сущность и значение принципов менеджмента.

Принципы управления -основополагающие начала управленческой деятельности.

Известный французский предприниматель А. Файоль так определил принципыменеджмента:

- разделение труда, который основывается на специализации и производственном кооперировании;

- сочетание власти с ответственностью;

- дисциплина, которая предусматривает безусловную подчиненность общим целям изадачам производства;

- единоначалие;

- единство руководящего центра;

- подчиненность индивидуальных интересов общим целям и заданиям;

- стимулирование работников и др.

Многими из этих принципов руководствуются в современном управлении, потому что они не потеряли своего значения. Например, единоначалие повышает ответственность руководителя за свои решения, помогает ему осознать возможные последствия каждого его шага, вместе с тем, она не отрицает коллегиальность, когда в случае необходимости руководитель советуется со своими подчиненными (например, заместителями) по важным вопросам, а потом уже принимает решение за которое несет личную ответственность. Второй пример - стимулирование работников - приобретает все большее значение, потому что при соответствующей мотивации труда каждого работника ее эффективность существенно растет.

Таким образом, успешное управление возможно только при условиях соблюдения основных принципов управления с учетом конкретных ситуаций и современного развития государства и общества.

 

Питання4.Классификация и общая характеристика функций менеджмента.

Под функциями менеджмента надо понимать относительно самостоятельные виды управленческой деятельности, то есть трудовые процессы в сфере управления. Они отображают суть и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления.

Функции менеджмента возникли в результате разделения и специализации труда.

А. Файоль выделял планирование, организацию, распорядительство, координирование и контроль как функции менеджмента. Позднее М. Х.Мескон, М. Альберт и Ф.Хедоури предложили рассматривать четыре функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Последний подход является наиболее привлекательным, поскольку исследования показывают, что именно эти функции участвуют в осуществлении любого управленческого процесса.

Функции менеджмента классифицируются по ряду признаков.

На первом этапе функции целесообразно классифицировать по признаку их места в менеджменте.

В соответствии с этим признаком они могут быть: основные, то есть те, которые участвуют в любых управленческих процессах, и частичные(конкретные, специальные), с помощью которых осуществляются лишь определенные управленческие процессы. К основным функциям относятся: планирование, организация, мотивация и контроль, а к частичным - управление основным производством, его технической подготовкой, капитальным строительством и тому подобное.

По признаку объекта - это функции управления предприятием, цехом, отделом, участком, бригадой и тому подобное.

По признаку элементов производственно-хозяйственной деятельности - это функции управления трудом, предметами и орудиями труда, информацией.

Процесс управления — это общая сумма всехфункций, а именно:

- планирование;

- организация;

- мотивация;

- контроль.

Эти четыре первичных функции управления объединены связывающими процессамикоммуникации и принятия решения.

Функция планирования решает, какой должна быть цель организации и что должны делатьчлены организации, чтобы достичь ее. По своей сути, функция планированияотвечает на три основных вопроса:

Где мы находимся в данное время? Руководители должны оценить сильныеи слабые стороны организации в таких важных отраслях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Всеэто осуществляется с целью определения, чего может реально достичь организация.

Куда мы хотим направляться? Оценивая возможности и угрозы в окружающейсреде, такие как конкуренция, клиенты, законы, политическиефакторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурныеизменения руководство определяет, что может помешать организации достижениюэтих целей.

Как мы собираемся это сделать? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации,чтобы достичь выполнения целей организации.

Планирование — это одно изсредств, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации для достижения ее общей цели.

Организация. Организовывать — значит создавать определенную структуру. Существует множество элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнятьсвои планы и достигать таким образом своей цели.

Мотивация. Руководитель всегда должен помнить, что даже четко разработанные планы и самая совершенная структура организации лишены смысла, если кто-тоне производит фактическую работу организации. И задача функции мотивациизаключается в том, чтобы члены организации производили работу согласно делегированнымим обязанностям в соответствии с планом.

Контроль. Почти все, что.делает руководитель, направлено на будущее. Руководительпланирует что-то иметь к определенному времени. За этот период может случиться много изменений.Рабочие могут отказаться исполнять свои обязанности согласно плану.На рынке может появиться новый сильный конкурент, который усложнитреализацию цели предприятия. За всем этим нужен контроль, чтобы направить ситуацию в необходимое русло. Контроль — это процесс обеспечения достижения цели.

 

Вопрос 5.Круг функций менеджмента (для самостоятельного изучения).

 

Последовательное и взаимоувязанное осуществление функций менеджмента обеспечивает его процесс.

Процесс менеджмента - деятельность субъекта управления по согласованию общего труда персонала организации для достижения ее целей, который является единством трех составляющих: содержания,организации и технологии осуществления.

Организационная характеристика процесса менеджмента отображает пространственную и часовую последовательность его хода, определенную циклом менеджмента.

Цикл менеджмента - это последовательность выполнения функций менеджмента. Он осуществляется по общей логической схеме осмысленной человеческой деятельности: от формулировки цели к контролю за ее достижением. Такая схема называется кругом менеджмента.

 

Ключевые понятия:

Миссия организации -четко выраженная причина ее существования.

Под функциями менеджмента следует понимать относительно самостоятельные виды управленческой деятельности, то есть трудовые процессы в сфере управления. Они отображают суть и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления.

Принципы управления -основополагающие начала управленческой деятельности.

Основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования — определяется как ее миссия.

К основным функциям менеджмента относится: планирование, организация, мотивация и контроль.

К частичным (конкретным, специальным) функциям менеджмента относятся управление основным производством, его технической подготовкой, капитальным строительством и тому подобное.

Процесс менеджмента - деятельность субъекта управления из согласования общего труда персонала организации для достижения ее целей, который является единством трех составляющих: содержанию.организации и технологии осуществления.

Цикл менеджмента - это последовательность выполнения функций менеджмента.

Вопрос для самопроверки:

 

1. Раскройте сущность понятия «принципы управления».

2. Определитеосновополагающие принципы управления.

3. Раскройте понятие «функции управления».

4. Проклассифицируйте функции управления по основным признакам.

5. Раскройте содержание общих функций управления.

6. Определите сущность миссии организации.

7. Проклассифицируйте цели управления.

8. Приведите примеры стратегических и тактических целей организации.

9. Раскройте содержание понятия «круг менеджмента».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...