Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Группа психологических методов управления.




Каждый руководитель может принимать правильное решение лишь в том случае, если он владеет искусством управления, будет знать и учитывать в своих действиях психологию коллектива и отдельных исполнителей.

На психологическое состояние человека - его ощущение, восприятие, мышление, внимание, воображение и тому подобное - влияет большое количество внутренних и внешних факторов.

Группа внутренних факторов связана с индивидуальными психологическими свойствами человека.

Внешняя группа факторов может быть разделена на производственные и непроизводственные.

Среди психологических методов, которые широко используются в менеджменте, выделяют такие:

1. Методы психологического побуждения.

2. Методы формирования социально-психологических отношений.

3. Методы гуманизации труда.

4. Методы профессионального отбора и учебы.

Методы психологического побуждения.

Сделайте выводы, что таким образом, переход к рыночным отношениям и экономической самостоятельности предприятий требует коренного изменения существующей организации управления, планирования, форм и методов планомерного регулирования процессов социального развития.

Особенности применения методов менеджмента в рыночных отношениях

Основные принципы применения методов менеджмента в условиях рыночных отношений следующие: обеспечение рентабельности, самоокупаемости, хозяйственной самостоятельности, моральной и материальной заинтересованности, конкурентоспособности продукции, уменьшения расходов и тому подобное. Основное назначение методов менеджмента в условиях рыночных отношений заключается в обеспечении высокой эффективности деятельности трудовых коллективов, их четкой, равномерной работы, всесторонней заинтересованности каждого работника в достижении наивысших результатов.

 

Вопрос 5.Стиль руководства. Типология стилей руководства.

стиль руководства - это избранный руководителем комплекс методов и приемов влияния на подчиненных и характер взаимоотношений с ними.

На формирование определенного стиля руководства влияют следующие факторы:

1) объективные (не зависят от воли и сознания людей):

- принятый в обществе стиль руководства (например, при командно-административной системе руководства был принят авторитарный стиль);

- ситуация в обществе (экономическая, политическая, социальная);

- специфика предприятия или организации (например, в армии чаще всего господствует авторитарный стиль руководства);

2) субъективные (зависят от воли и сознания людей):

- характер, темперамент человека (например, очень часто флегматики становятся либеральными руководителями, а холерики - авторитарными);

- жизненный опыт и др.

Различают следующие стили руководства:

- авторитарный;

- демократический;

- либеральный.

Если в практической деятельности руководителя проявляются черты двух стилей руководства, то тогда идет речь о смешанном стиле руководства (например, либерально-демократическийили авторитарно-демократический).

Авторитарный стиль руководства. Типичным для такого стиля является использование голого администрирования постоянно, даже тогда, когда это вредит делу. Такой руководитель постоянно вмешивается в большинство вопросов, самостоятельно их решает, не учитывая мнение подчиненных. Их личность и взгляды в значительной степени остаются без внимания, а иногда подавляются. С взглядами подчиненных, как правили, не считается, не допускает их участия в принятии решений. Такое поведение руководителя не дает позитивных стимулов для работы, не отвечает стремлением людей. Во взаимоотношениях с подчиненными такой руководитель часто ведет себя грубо, сдерживается жесткой субординации, не умеет и не желает делегировать полномочий, не готовит себе изменение. Среди методов управления избирает жесткие методы влияния, а среди способов решения конфликтов отдает преимущество принуждению. Способен защитить интересы коллектива только, если есть угроза «чести мундира».

Либеральный стиль руководства. Типичным для такого руководителя низкая степень проявления власти и личного влияния на подчиненных. Он постоянно ожидает указаний «сверху», боится принимать ответственные решения, предпочитает максимально делегировать полномочия вместе с ответственностью. Субординации во взаимоотношениях с подчиненными практически не придерживается. Среди методов управления избирает, как правило, наиболее мягкие формы влияния, а среди способов решения конфликтов - «сглаживание» или «уход». Он избирает невмешательство при решении проблем в коллективе. Неслучайный такой тип руководителя часто называют невмешивающимся. В условиях рыночных отношений и жестокой конкурентной борьбы такой руководитель не может привести организацию к победе. Он не может защитить интересы коллектива и своих подчиненных.

Демократический стиль руководства. Этот стиль имеет тенденцию к распространению и является самым эффективным стилем управления. Такой руководитель не боится принимать сложные решения и нести за них ответственность, относительно всего имеет свое мнение, которое защищает. Но учитывает мнение подчиненных, обеспечивает их участие в принятии решений.

Таким образом, он готовит себе смену, умело делегируя полномочия. Он осуществляет управление на демократических принципах.

Во взаимоотношениях с подчиненными жесткой субординации не придерживается, но в случае необходимости может подчеркнуть свой должностной статус.

Хорошо владеет всеми методами управления и способами решения конфликтов. При таком руководителе подчиненные чувствуют свою роль и значение и сдерживают дополнительные стимулы для работы. Руководитель такого типа способен защитить интересы всего коллектива и каждого его члена.

Лидерство - это способность индивида влиять на других людей с целью достижения определенных целей.

Выделяют такие типы лидеров:

- инструментальный (в деловых отношениях);

- экспрессивный (в межличностных отношениях).

В группе лидер может исполнять роли координатора, контролера, эксперта, арбитра, носителя групповой ответственности или вины.

Менеджер - человек, который профессионально осуществляет функции управления в рыночной системе отношений.

Современный менеджер должен иметь много качеств, которые можно разделить на психологические, интеллектуальные, профессиональные и социальные.

Психологические качества:

- стремление быть лидером, способность к руководству;

- сильная воля;

- готовность к умному риску;

- стремление успеха, честолюбие;

- самодостаточность;

- стойкость против стресса;

- адаптивность, то есть быстрая приспосабливаемая к новым условиям.

Интеллектуальные качества:

- стремление к постоянному самосовершенствованию;

- склонность до принятия новых идей;

- системность, широта и комплексность мышления;

- способность быстро прорабатывать, ранжировать информацию и на ее основе принимать решение;

- способность к самоанализу;

- психологическое образование.

Профессиональные качества:

- глубокие знания особенностей функционирования рыночной экономики;

- умение поощрять персонал к эффективной работе;

- умение принимать нестандартные управленческие решения;

- умение рационально распределять задание;

- деловитость, постоянное проявление инициативы, предприимчивость.

Социальные качества:

- управление принципами социальной справедливости;

- тактичность и вежливость, демократичность в отношениях с людьми;

- умение брать на себя ответственность;

- умение учитывать политические последствия решений.

 

Вопрос 7. Модель современного менеджера (для самостоятельного изучения).

Менеджер - человек, который профессионально осуществляет функции управления в рыночной системе отношений. Современный менеджер должен иметь много качеств, которые можно разделить на психологические, интеллектуальные, профессиональные и социальные.

Психологические качества:

- стремление быть лидером, способность к руководству;

- сильная воля;

- готовность к разумному риску;

- стремление успеха, честолюбие;

- самодостаточность;

- стрессоустойчивость;

- адаптивность, то есть быстрая приспосабливаемая к новым условиям.

Интеллектуальные качества:

- стремление к постоянному самосовершенствованию;

- склонность довосприятию новых идей;

- системность, широта и комплексность мышления;

- способность быстро прорабатывать, ранжировать информацию и на ее основе принимать решение;

- способность к самоанализу;

- психологическое образование.

Профессиональные качества:

- глубокие знания особенностей функционирования рыночной экономики;

- умение поощрять персонал к эффективной работе;

- умение принимать нестандартные управленческие решения;

- умение рационально распределять задания;

- деловитость, постоянное проявление инициативы, предприимчивость.

Социальные качества:

- управление в соответствии с принципами социальной справедливости;

- тактичность и вежливость, демократичность в отношениях с людьми;

- умение брать на себя ответственность;

- умение учитывать политические последствия решений.

 

Ключевые слова:

 

Руководство — это целеустремленное влияние лиц, наделенных функциями и компетенцией руководителей, на коллективы, то есть взаимодействие руководителей и исполнителей.

Влияние — это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение другого индивида.

Власть - это возможность влиять на поведение других людей согласно определенных полномочий.

Мотивация - вид управленческой деятельности, который обеспечивает побуждение работников к ней.

Стиль руководства - это избранный руководителем комплекс методов и приемов влияния на подчиненных и характер взаимоотношений с ними.

Лидерство - это способность индивида влиять па других людей с целью достижения некоторых целей.

 

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключается сущность руководства?

2. В чем заключается сущность влияния?

3. Какие формы власти существуют в деятельности руководителя?

4. Что такое мотивация труда?

5. На чем базируется мотивация?

6. Назвать и охарактеризовать ведущие теории мотивации.

7. В чем сущность методов управления?

8. На какие группы разделяются методы управления?

9. Охарактеризовать экономические методы управления.

10.Дать характеристику организационно-предписывающих методов управления.

11. В чем заключается сущность социально-психологических методов управления?

12. Что такое стиль управления? Какие существуют стили управления?

13. Дать характеристику стилей управления.

14. Какими качествами должен владеть современный руководитель?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...