Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потенциальные результаты формальных групп




Поддержка решения. Возможно» наиболее важным «сопутствующим» продуктом личных встреч является повышение мотивации участвующих в дискуссиях сотрудников к выбору наиболее перспективного предложения и выполнению принятых решений. Более того, очень часто именно в этом и состоит основная цель формальных групп.

Качество решений. Ответственная за принятие решения группа, в сравнении с любым должностным лицом, располагает большим объемом информации, большим коллективным опытом, большими возможностями для изучения предложений. Следовательно, предлагаемые ею решения более адекватны ситуации.

Индивидуальное развитие. Некоторые участвующие в деятельности групп индивиды проявляют пассивность, другие сотрудники твердо отстаивают свои собственные предложения. И, тем не менее, вовлечение их в деятельность комитета позволяет существенно повысить степень удовлетворения «белых ворон», позволяет всем участникам усовершенствовать навыки работы. Участие в поиске общего решения сопровождается «феноменом социального содействия».

Концепция социального содействия тесно связана с идеей ролевого моделирования, когда наблюдающий за высокопрофессиональной работой коллег член группы стремится повторить действия, влекущие за собой общественное признание.

Организационный контекст командной деятельности

 

Команды создают для решения задач, требующих объединения разнообразных знаний и навыков, создание нового продукта или услуги, усовершенствование уже существующего товара и т.д. Для принятия сложных управленческих решений также создаются команды руководителей, которые решают вопросы в сложившейся кризисной ситуации, разрабатывают стратегию миссию и др.

Под командой понимается совокупность межличностных отношений, создаваемых для достижения поставленных целей. Практически определение команды схоже с определением группы. Это связано с тем, что многие исследователи этими понятиями оперируют как синонимами.

На практике довольно часто под группой и командой подразумевают одно и то же, что в действительности далеко не так. Нередко слово «команда» применяется для описания любого организационного механизма, независимо от того, действуют ли он как команда. Часто группы, в которых нет реального сотрудничества, называют себя командами, возможно в надежде, что это приведет к сотрудничеству в группе в большей степени. Нам необходимо быть осторожными при употреблении слова «команда». Ведь не факт, что если какую- либо группу называют именно так, то из этого следует, что она действительно функционирует как команда.

Основные признаки команды.

Команду можно определить по ряду признаков, основными из которых являются следующие:

1. Члены команды в соответствии с отведенной им ролью участвуют в меру своей компетенции в совместном достижении поставленных целей.

2. Команда имеет свое лицо, не совпадающее с индивидуальными качествами ее членов.

3. Команда имеет конкретную цель и ясную, упорядоченную и экономную структуру, ориентированную на достижение поставленных целей и выполнение задач.

4. Открытые обсуждения и активные совещания при принятии решения.

5. Команда периодически оценивает свою эффективность.

6. Толерантность (терпимость) друг у другу и преданность команде ее членов.

7. Психологическая совместимость людей по возрасту, полу, ценностям, происхождению, темпераменту, стилю мышления и реализуемых социальных ролей.

8. Внешняя поддержка и признание.

 

Самое главное отличие команды от группы – это возникновение в команде синергетического эффекта, который в большинстве случаев улучшает качество принимаемых решений[1]. В данном случае под таким эффектом мы понимаем самоорганизацию командной деятельности. Суть этого эффекта состоит в том, что совместные усилия членов команды по достижению желаемого результата намного выше, чем усилия отдельно взятого индивида.

Синергетический эффект достигается за счет использования командных методов организации совместной деятельности, которые позволяют целенаправленно сочетать использование необходимых профессиональных качеств на принципах взаимодополняемости и взаимозаменяемости.

Варианты работы в группах и командах  
Предпочтительнее работа в одиночку или в группах Предпочтительнее работа в командах
Для решения простых задач или «головоломок» Для решения сложных задач или проблем
Когда кооперация удовлетворительна Когда для решения необходим консенсус
Когда разнообразие мнений ограничено Когда присутствует неопределенность и множественность вариантов решения
Когда задачу необходимо решить срочно Когда необходима высокая самоотдача
Когда достаточно узкого диапазона компетентности Когда требуется широкий диапазон компетентности
При наличии неустранимого конфликта интересов участников При возможности реализации целей членов команды
Когда организация предпочитает работу с частными лицами Когда организация предпочитает результаты командной работы для разработки перспективной стратегии
Когда необходим оптимальный результат Когда необходим разносторонний подход

Типология команд.

В теории и практике управления выделяется несколько типов команд, такие как: проектные, рабочие, самоуправляющие, виртуальные и управленческие команды.

Рассмотрим более подробно приведенную типологию командной деятельности.

В исследовательской литературе встречается такое понятие как «управленческая команда». Сущностное значение такой команды заключается в том, что формально в команду объединяются руководители всех уровней управления (высшего, среднего и низшего звена управления). Такое объединение происходит для решения стратегических задач организации.

Основные вопросы, которыми занимается данная команда, включают в себя: определение общих целей, задач и ценностей организации, разработку стратегий, внедрение инноваций.

Функционирование команды руководителей является одним из сложных аспектов командной работы. Такая команда может быть создана: во-первых, на непродолжительный срок для решения сложных задач, а во-вторых, на длительный период для руководства компанией (например, совет директоров).

Прообразом команды является матричная организация, которая отличается от других структур тем, что имеет двойное управление. Менеджер, который ведет от начала до конца один проект, и собирает высококлассных специалистов в одну команду, называет ее проектной. Их основная функция состоит в разделении некоторых видов деятельности организации на отдельные проекты. Целесообразно использовать такие команды при реализации специальных проектов и необходимости совместного использования человеческого потенциала, а также профессиональных навыков.

Существует также рабочая команда, стремящаяся к достижению общей цели при постоянном взаимодействии и координации усилий всех членов команды. Постоянное взаимодействие членов команды и достаточно продолжительный жизненный цикл определяют ее существенное отличие как от временно созданных команд, так и от проектных команд.

В команде руководство деятельностью может быть поручено всей команде. В современных организациях многие команды работают по принципу самоуправления. Члены такой команды сами отвечают за достижение цели и за выполнение таких задач как распределение заданий между отдельными ее членами, контроль за дисциплиной, координация усилий членов команды, а также привлечение новых или отказ от старых участников команды. В самоуправляемых командах отдельные задания сливаются в единое целое, а ее члены несут полные полномочия и ответственность за выполнение поставленных перед ней задач. Как правило, в таких командах самой важной целью является совершенствование выполнения работы, ориентированной как на внутренних, так и на внешних потребителей. Таким образом, в таких командах направленность не на результат, а на процесс.

При высокой слаженности такой команды ей делегируется право определять формы материального и морального поощрения, при этом высокий уровень организации команды сам по себе уже является стимулом к работе. Команде присущ принцип самоконтроля, т.к. специалисты обладают высокой степенью ответственности. Также самоуправляемые команды самостоятельно определяют необходимость повышения квалификации своих сотрудников.

В последнее время появление новых технологий способствовало появлению виртуальных команд. Это команда, члены которой объединены электронными средствами связи. Виртуальные команды обладают потенциальными преимуществами. Они обеспечивают хороший показатель «затраты-эффективность» и скорость командной работы в тех случаях, когда члены команды не могут контактировать друг с другом лично. Они позволяют использовать компьютерные технологии для обработки информации и принятия решений[2].

Руководство командой.

Руководство командой осуществляется тремя основными способами:

1. Руководителя назначают сверху. Он подчиняется непосредственно тем, кто его назначил. Самостоятельно выбирает средства и методы достижения целей, нуждается в команде исполнителей, но не является членом команды.

2. Руководителя выбирает сама команды. Он авторитетен, но зависим от избравших его людей. Он ограничен в принятии решений, выборе целей и средств их достижения. Является членом команды и подчинен ей.

3. Неформальный лидер использует свои способы для того, чтобы стать руководителем команды. Он свободен в выборе решений, является членом команды.

Руководитель-лидер обязан убедить своих подчиненных в том, что они не должны бояться браться за самые сложные задачи, что они имеют право на риск, что ошибки нередко становятся ключом к успеху.

Этапы развития команды

На пути становления эффективной и действенной команды каждая группа проходит несколько этапов. Несмотря на избыток энергии в начале формирования команды, маловероятно, что ее хватит надолго.

Четкость намерений и сплоченность команды способствуют в результате более высокой производительности, чем в рабочей группе. После выполнения задач команды часто распадаются, что сопровождается характерными особыми процессами. Зависимость эффективности команды от этапа развития можно проследить на графике, который приведен на рис. 6.1.

Рис. 6.1. Этапы развития команды

 

Формирование. Члены команды обмениваются информацией, узнают и принимают друг друга, формулируют задачи группы.

Бурление. Члены группы конкурируют за обладание более высоким статусом, за относительное влияние, дискутируют о направлениях развития.

Нормирование. Группа начинает совместное движение к общим целям.

Функционирование. Группа вступает в стадию зрелости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...