Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование и распределение прибыли на предприятии




Разработка финансового плана предприятия предусматривает определение основных доходов и расходов, приходящихся на предстоящий период.

Доходами предприятия признается увеличение экономических выгод в ре­зультате поступления активов и/или погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия, за исключением уставных вкладов участников или акционеров.

Расходы предприятия – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества и т.д.) и/или возник­новения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этого предпри­ятия, за исключением уменьшения уставных вкладов по решению участни­ков, акционеров.

Доходы и расходы предприятия делятся:

- на доходы и расходы от обычных видов деятельности;

- операционные доходы и расходы;

- внереализационные доходы и расходы;

- чрезвычайные доходы и расходы.

Конечным результатом деятельности предприятия является прибыль. По ве­личине прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств, инвесторы – о целесообразности инвестиций в предпри­ятие, поставщики – о платежеспособности предприятия.

Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений, выполняет сле­дующие функции:

1) как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат деятельности предприятия за определенный период;

2) стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования. Содержание этой функции состоит в том, что прибыль од­новременно является финансовым результатом и основным элементом фи­нансовых ресурсов предприятия;

3) как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней. Налог на прибыль является важнейшим источником пополнения средств бюджета.

Механизм формирования прибыли содержится в «Отчете о прибылях и убытках».

При планировании общей или балансовой прибыли на предстоящий период производственно-финансовой деятельности в ее состав включаются все пре­дусмотренные доходы со знаком «плюс», а также возможные расходы или убытки со знаком «минус» (рис. 9.1).

Таким образом, балансовая прибыль предприятия включает: 1) прибыль от продаж; 2) результат от операций с имуществом и финансовой деятельности; 3) результат от внереализационных операций. При этом прибыль от продажопределяется в два этапа. Вначале рассчитывается валовая прибыль как раз­ница между выручкой от продажи, продукции (работ, услуг) без НДС, акци­зов и других аналогичных обязательных платежей и себестоимостью продан­ных товаров без периодических расходов (коммерческих и управленческих). Затем после вычитания коммерческих и управленческих расходов определя­ется показатель прибыли от продаж. В случае если в учетной политике орга­низации не принят порядок списания общехозяйственных расходов непо­средственно на уменьшение выручки от реализации, то они отдельно в каче­стве управленческих расходов не выделяются, а включаются в себестоимость реализованных товаров. В организациях торговли, снабжения, сбыта и обще­ственного питания по статье себестоимость отражают покупную стоимость реализованных товаров.

Прибыль от продаж является основной составляющей балансовой прибыли предприятия, поскольку отражает результат от регулярно осуществляемой деятельности по производству и реализации изделий (оказанию услуг), яв­ляющейся целью создания предприятия. На ее размер влияют уровень отпу­скных цен, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе про­дукции. Прибыль от продаж растет, если в составе реализованной продукции повышается удельный вес высокорентабельных изделий.

Рис. 9.1. Планирование и распределение прибыли на предприятии

Рентабельность продаж– это показатель, характеризующий величину при­были, которую приносит предприятию каждый рубль проданной продукций, определяется по формуле:

(9.2)

где П – прибыль от продаж; ВР – выручка от реализации продукции.

Выгодность производства отдельных видов продукции можно оценивать с помощью показателя рентабельности продукции,рассчитанного как

(9.3)

где Пед – прибыль на единицу продукции; Сед - себестоимость единицы про­дукции.

Второй составляющей балансовой прибыли является результат от операций с имуществом и финансовой деятельности предприятия, рассчитываемый как

Попоп - Роп,(9.4)

где Доп – операционные доходы; Роп - операционные расходы.

Результат от данной деятельности возникает в связи со сдачей в аренду вре­менно неиспользуемого имущества и прав, возникающих из патентов на изо­бретения, промышленные образцы и т.д. в виде дивидендов по ценным бума­гам других организаций, в виде прибыли от совместной деятельности и т.п.

Третья составляющая балансовой прибыли – это результат отвнереализаци­онных операций, определяется как

Пвн = Двн – Рвн, (9.5)

где Двн – внереализационные доходы; Рвн – внереализационные расходы.

Данный результат представляет собой разницу между полученными и упла­ченными штрафами, пенями, неустойками, возмещением убытков, суммами задолженности, по которой истек срок исковой давности; другими внереали­зационными доходами и расходами.

Чистая прибыльпредприятия определяется путем вычитания из балансовой прибыли сумм налога на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. При этом в нее включается результат от чрезвычайных обстоя­тельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расходами. При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных, санкций, пеней и других плате­жей, которые ранее уплачивались за счет прибыли, остающейся в распоряже­нии организации после налогообложения. Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям:

• на формирование резервных фондов;

• выплату доходов учредителям (участникам);

• создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социаль­ной сферы).

При этом существуют два подхода к распределению чистой прибыли. При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается по­рядок создания специальных фондов. Это могут быть: фонд накопления, ко­торый объединяет средства, зарезервированные для производственного раз­вития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества; фонд социальной сферы, который учитывает средства, направ­ляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу; фонд потребления, который аккумулирует средства на развитие социальной сферы, кроме капитальных вложений, материальное поощрение работников, единовременная помощь, оплата путевок вдома отдыха и т. п. Первый под­ход облегчает процесс планирования и контроля использования финансовых ресурсов предприятия.

При втором подходе остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концен­трирующий как прибыль, которая направляется на накопление, так и свобод­ные средства, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление. При том и другом подходе предприятия самостоятельно опре­деляют пропорции распределения прибыли по основным направлениям.

Государство посредством налоговых льгот стимулирует направление при­были на финансирование капитальных вложений производственного и не­производственного назначения, благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреж­дений социальной сферы и др. Законодательно регулируется образование ре­зервного фонда предприятий различных организационно-правовых форм.

При решении вопроса о том, какую часть чистой прибыли целесообразно на­править на выплату доходов учредителям (участникам), в частности диви­дендов по акциям, необходимо учитывать ряд факторов. С одной стороны, увеличение дивидендных выплат ведет к росту курсовой стоимости акций, повышению деловой репутации организаций. С другой стороны, капитализа­ция чистой прибыли, т. е. направление ее на производственное развитие, представляет собой наиболее приемлемый источник финансирования дея­тельности предприятия без сопутствующих издержек на выпуск ценных бу­маг, выплату доходов по ним, выплату процентов по кредитам. При этом не расширяется круг собственников предприятия. Если же предприятие дли­тельное время не направляет средства на свое развитие, то это ведет к физи­ческому и моральному старению техники, увеличению издержек производ­ства, потере конкурентных позиций. И как результат — сокращение объема получаемой прибыли. Все это требует тщательного и обоснованного подхода к распределению прибыли.

Одним из путей повышения балансовой прибыли предприятия является на­логовое планирование.

Налоговое планирование основано на праве каждого налогоплательщика ис­пользовать допустимые законом средства, приемы и способы для максималь­ного сокращения своих налоговых обязательств перед государственными и муниципальными органами управления. Процесс налогового планирования включает следующие этапы управленческой и финансовой деятельности эко­номистов-менеджеров:

1) принятие решения о создании нового предприятия соответствующей орга­низационно-правовой формы;

2) выбор и обоснования наиболее выгодного места расположения создавае­мого предприятия;

3) обеспечение текущего налогового планирования на основе имеющихся на­логовых льгот и передовых методов хозяйствования и механизма финансиро­вания;

4) рациональное размещение активов и прибыли предприятия.

В процессе налогового планирования для каждого предприятия важно ис­пользовать различные источники покрытия установленных налогов. В зави­симости от назначения действующих налогов предприятие может использо­вать следующие финансовые источники их покрытия:

- налоги, оплачиваемые за счет себестоимости продукции: земельный налог, транспортный налог;

- налоги, относимые на выручку от реализации продукции, налог на добав­ленную стоимость, акцизы, экспортные тарифы;

- налоги, покрываемые за счет финансовых результатов: налог на прибыль, налог на имущество предприятия;

- налоги, выплачиваемые из чистой прибыли предприятия;

- налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники, лицензион­ные сборы и т. д.

Все планируемые доходы и расходы отражаются в годовых и квартальных финансовых отчетах, которые представляют совокупность форм отчетности, составленных на основании бухгалтерского учета с целью представления внутренним и внешним пользователям обобщенной информаций о результа­тах хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...