Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составление баланса доходов и расходов




Баланс доходов и расходов – основной финансовый документ предприятия. Он представляет собой сводную характеристику его финансового состояния, раскрывающую источники формирования капитала предприятия и средства его размещения или использования в текущем или плановом периоде.

Баланс содержит доходы и расходы предприятия, которые должны иметь равновесное состояние своих значений на тот или иной конкретный срок. Бухгалтерский баланс дает наиболее широкий спектр данных для оценки фи­нансового состояния предприятия. Средства предприятия по их составу ха­рактеризуют актив баланса, а источники их образования – пассив (рис. 9.2).

Активы характеризуются ликвидностью. Ликвидность – это способность ак­тивов превращаться в денежные средства. Баланс российских предприятий строится по принципу возрастающей ликвидности. В I разделе отражаются внеоборотные активы, обладающие низкой ликвидностью. Это средства, ко­торые используются более одного года, приобретены с целью использования в хозяйственной деятельности и не предназначены для продажи в течение года: нематериальные активы (патенты, лицензии, товарные знаки, организа­ционные расходы, деловая репутация организации, основные средства, неза­вершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, имущество для передачи в лизинг, по договору проката), долгосрочные фи­нансовые вложения.


 

АКТИВ ПАССИВ

 
I. Внеоборотные активы III. Капитал и резервы (собственные средства)
II. Оборотные активы IV. Долгосрочные обязательства (более 12 меся­цев, заемные средства)
  V. Краткосрочные обязательства(менее 12 меся­цев, заемные средства)
БАЛАНС БАЛАНС

Рис.9.2. Схема баланса предприятия

Во II разделе отражается мобильная часть имущества предприятия – оборот­ные активы. Это средства, использованные, проданные или потребленные в течение одного года или операционного цикла, если он превышает год: за­пасы (сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция и товары для перепродажи, товары отгруженные, расходы будущих периодов), дебиторская задолженность (покупатели и заказчики, векселя к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, авансы выданные). Дебитор­ская задолженность подразделяется на долгосрочную (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) и краткосроч­ную (в течение 12 месяцев). Далее следуют краткосрочные финансовые вло­жения. В конце II раздела помещаются денежные средства, т.е. наиболее лик­видная часть оборотных активов.

Статьи пассива баланса группируются по степени нарастания срочности по­гашения обязательств. Вначале идет III раздел «Капитал и резервы», отра­жающий данные о собственных средствах предприятия, постоянно находя­щихся в хозяйственном обороте и не подлежащих возврату; уставный капи­тал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль (убыток) прошлых лет и отчетного периода.

Далее идет IV раздел «Долгосрочные обязательства» и V раздел «Кратко­срочные обязательства». В V разделе выделяют краткосрочные кредиты и займы и кредиторскую задолженность в разрезе, поставщики и подрядчики, векселя к уплате, задолженность перед дочерними и зависимыми общест­вами, перед персоналом, перед внебюджетными фондами и бюджетом, авансы полученные, прочие кредиторы. В конце раздела находятся статьи: задолженность учредителям по выплате доходов, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и прочие краткосрочные обязательства.

Следующей по важности и информативности формой отчетности является «Отчет о прибылях и убытках». Он включает данные о финансовых результа­тах деятельности предприятия за отчетный период, такие как прибыль от продаж, финансовый результат от прочей реализации и других финансовых операций, результат от внереализационной деятельности, чрезвычайные до­ходы и расходы, чистая прибыль (нераспределенная прибыль) отчетного пе­риода. Показатели отчета позволяют оценить рентабельность деятельности предприятия. В конце отчета справочно приводятся данные о размере диви­дендов по привилегированным и обыкновенным акциям, а также о предпола­гаемых дивидендах в следующем отчетном году.

В «Отчете об изменениях капитала» приводятся данные об использовании собственного капитала предприятия в разрезе статей: уставный капитал, до­бавочный, резервный капитал, целевое финансирование, непоступления. От­ражены также сведения об оценочных резервах и, справочно, о величине чистых активов.

В «Отчете о движении денежных средств» дается информация о потоках де­нежных средств по источникам поступлений и направлениям использования.

В приложениях к бухгалтерскому балансу дается расшифровка основных статей бухгалтерского баланса.

Бюджетное планирование

Эффективным видом финансового планирования на предприятии является бюджетирование. В общем виде бюджет представляет собой смету доходов и расходов всех хозяйственных подразделений и функциональных служб пред­приятия. Составление финансовых бюджетов предприятия служит основой внутрихозяйственного оперативного планирования, соизмерение затрат и ре­зультатов.

Система финансового планирования на предприятии включает: 1) систему бюджетного планирования деятельности структурных подразделений; 2) сис­тему сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия. В целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия разрабатывается сквозная система бюджетов, объединяющая следующие функциональные бюджеты, охваты­вающие базу финансовых расчетов предприятия:

- бюджет фонда оплаты труда, на основании которого прогнозируются пла­тежи во внебюджетные фонды и некоторые налоговые отчисления;

- бюджет материальных затрат, составляемый на основании норм расхода сырья, комплектующих, материалов и объема производственной программы структурных подразделений;

- бюджет потребления энергий;

- бюджет амортизации, включающий направления использования ее на капи­тальный ремонт, текущий ремонт и реновацию;

- бюджет прочих расходов (командировочных, транспортных и т. п.);

- бюджет погашения кредитов и займов, разрабатываемый на основании плана-графика платежей;

- налоговый бюджет, включающий все налоги и обязательные платежи в бюджет, а также во внебюджетные фонды. Данный бюджет планируется в целом по предприятию.

Разработка бюджетов структурных подразделений и служб основана на принципе декомпозиции, заключающемся в том, что бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня. Сводные бюджеты по каждому структурному подразделению разрабатываются, как правило, ежемесячно. В целях равномерного обеспечения предприятия и его подразделений оборотными средствами в них указываются ежедневные пла­новые и фактические затраты, а также в целом на месяц. Примерная система бюджетов предприятия отражена в табл. 9.2.

Таблица 9.2

Система бюджетов предприятия

Бюджеты Производст­венные под­разделения Функцио­нальные службы Непро­мышлен­ная группа Итого свод­ный бюджет
                   
1 Фонд оплаты труда                    
2. Материальные за­траты                    
3. Энергопотребление                    
4, Амортизация                    
5. Прочие расходы                    
6. Итого (стр. 1 + стр. 2 +стр. 3 + стр. 4 + стр. 5)*                    
7. Кредитный бюджет                    
8. Налоговый бюджет                    
9. Итого сводный бюджет (стр. 6 + стр.7+ стр. 8)**                    

* Суммирование идет по каждому подразделению.

** Суммирование идет по графе 10 «Итого сводный бюджет»

Структура сводного бюджета, обобщающего работу по финансовому прогно­зированию и планированию, представлена на рис. 9.3.

Составной частью финансового планирования является определение центров ответственности – центров затрат и центров доходов. Подразделения, в кото­рых измерение выхода продукции затруднено или которые работают на внутренних потребителей, целесообразно преобразовывать в центры затрат (расходов). Подразделения, выпускающие продукцию, идущую конечному потребителю, преобразуются в центры прибыли, или центры доходов.

В системе текущего финансового планирования необходимо определить ре­альное поступление денег на предприятие. Для этого необходимо иметь дан­ные об удельном весе поставок продукции за предоплату, поставок на усло­виях коммерческого кредита с отсрочкой платежа. Обычно используются два метода для расчета и анализа денежных поступлений.

Рис. 9.3. Структура сводного бюджета предприятия

Первый метод заключается в непосредственном определении денежных по­ступлений (поступление выручки, авансы полученные, ссуды и т.д.) и оттока денежных средств (оплаты счетов поставщиков, возврат ссуд, выплата зара­ботной платы и т.п.). При втором методе исходной точкой является чистая прибыль, которая корректируется на доходы и затраты, которые не означают притока и оттока денежных средств. Например, увеличение дебиторской за­долженности означает рост доходов, но не означает притока денежных средств.

Притоком является любое увеличение статей обязательств или уменьшение активных счетов, оттоком – любое уменьшение статей обязательств или уве­личение активных статей баланса.

В системе текущего планирования на предприятии разрабатывается баланс денежных поступлений и расходов, позволяющий оценить синхронность по­ступления и расходования денежных средств и их взаимоувязку. Он имеет доходную и расходную части.

Доходная часть включает источники поступления средств: выручки от реали­зации продукции (товаров, работ, услуг), поступления по счетам, выписан­ным при продаже товаров в кредит, доходы от долевого участия в деятельно­сти других предприятий, доходы по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, ссуды, прочие поступления.

Расходная часть объединяет следующие направления использования средств: покупка товаров, заработная плата, платные услуги, ремонт и содержание оборудования, реклама, погашение ссуд, прочие платежи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...