Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Устройство и принцип действия синхронной машины




Устройство и принцип действия. Статор синхронной машины имеет такое же устройство, как и статор асинхронной машины. Трехфазная обмотка статора синхронной машины выполняется с таким же числом полюсов, как и ротор, и называется также обмоткой якоря. Сердечник статора вместе с обмоткой называется также якорем. На рис. 5.1 условно показаны только выводные концы А, В, С обмотки статора.

Рисунок 5.1. Схема синхронной машины

Ротор синхронной машины имеет обмотку возбуждения, питаемую через два контактных кольца и щетки постоянным током от постороннего источника. В качестве источника чаще всего служит генератор постоянного тока относительно небольшой мощности (0,3 - 3,0% от мощности синхронной машины), который называется возбудителем и устанавливается обычно на одном валу с синхронной машиной или полупроводниковый выпрямитель. Назначение обмотки возбуждения - создание в машине первичного магнитного поля. Ротор вместе со своей обмоткой возбуждения называется также индуктором. При изготовлении синхронных машин принимаются меры к тому, чтобы распределение индукции поля возбуждения вдоль окружности статора было по возможности близко к синусоидальному.

Рисунок 5.2. Конструкция синхронной машины с самовозбуждением

13. Возбудитель;

14. Обмотка возбуждения возбудителя;

15. Контактные кольца;

16. Щёткодержатели;

17. Подшипниковый шит;

18. Сердечник статора;

19. Полюсный наконечник;

20. Станина;

21. Обмотка статора;

22. Обмотка возбуждения;

23. Остов;

24. Вал;

25. Выводы;

26. Подшипник.

Рисунок 5.2. Явнополюсный ротор

1. Вал;

2. Контактные кольца;

3. Обмотка возбуждения;

4. Полюсный наконечник.

Если ротор синхронной машины (рис. 5.2) привести во вращение с некоторой скоростью n и возбудить его, то поток возбуждения Ф будет пересекать проводники обмотки статора и в фазах последней будет индуктироваться Э. Д. С. с частотой:

(5.1)

где: p – число пар полюсов;

n – частота вращения [оборотов в минуту]

Э. Д. С. статора составляют симметричную трехфазную систему Э. Д. С., и при подключении к обмотке статора симметричной нагрузки эта обмотка нагрузится симметричной системой токов. Машина при этом будет работать в режиме генератора.

При нагрузке обмотка статора создает такое же по своему характеру вращающееся магнитное поле, как и обмотка статора асинхронной машины. Это поле статора вращается в направлении вращения ротора и с такой же скоростью.

Поле статора (якоря) оказывает воздействие на поле ротора (индуктора) и называется в связи с этим также полем реакции якоря.

Синхронная машина может работать и в качестве двигателя, если подвести к обмотке ее статора трехфазный ток из сети. В этом случае в результате взаимодействия магнитных полей статора и ротора поле статора увлекает за собой ротор. При этом ротор вращается в ту же сторону и с такой же скоростью, как и поле статора.

Из формулы (5.1) следует, что чем больше число пар полюсов синхронной машины р, тем меньше должна быть ее скорость вращения n для получения заданной частоты f.

Рисунок 5.3. Неявнополюсный ротор в разрезе

По своей конструкции синхронные машины подразделяются на явнополюсные (Рис. 5.2) и неявнополюсные (Рис. 5.3).

б
a

 

Рисунок 5.4 Конструкция явнополюсного ротора (а) и внешний вид

явнополюсного ротора машины большой мощности(б)

1. Полюс;

2. Встречные клинья хвостового крепления;

3. Изоляционная шайба;

4. Корпусная изоляция полюса

5. Голый проводник обмотки возбуждения;

6. Витковая изоляция проводников;

7. Стержень демпферной обмотки;

8. Сегмент демпферной обмотки;

9. Гибкое соединение между сегментами;

10. Стяжная шпилька;

11. Хвост полюса Т-образной формы;

12. Стальная шайба;

13. Межполюсная распорка;

14. Пружина.

Явнополюсные синхронные машины (Рис. 5.2) имеют выступающие полюсы и изготовляются с числом полюсов 2р ≥ 4.

Сердечники полюсов явнополюсных машин (рис. 5.4) набираются из листов стали толщиной 1 - 2 мм и стягиваются с помощью шпилек. В средних и крупных машинах полюсы крепятся к выступам вала, к втулке вала или к ободу крестовины с помощью Т-образных хвостов. В малых машинах полюсы крепятся также с помощью болтов. Обмотка возбуждения крупных машин наматывается из голой полосовой меди на ребро, и проводники обмотки изолируются друг от друга изоляционными прокладками

.

Рисунок 5.5 Пусковая обмотка

В полюсных наконечниках синхронных двигателей, в соответствующих пазах, помещаются стержни пусковой обмотки (1) из материала с повышенным удельным сопротивлением (латунь и др.), которые привариваются по торцам к короткозамыкающнм сегментам, а последние соединяются в общие короткозамыкающие кольца (2). Такая обмотка напоминает беличью клетку короткозамкнутого асинхронного двигателя и служит для асинхронного пуска синхронного двигателя. Такие же по конструкции обмотки, но из медных стержней изготовляются нередко в синхронных генераторах и называются в этом

успокоительными или демпферными обмотками. В последнее время полюсы синхронных двигателей часто делают также массивными из стальных поковок, и в этом случае роль пусковой обмотки выполняют сами массивные полюсы.

Явнополюсные синхронные машины с горизонтальным валом обычно имеют аксиально-радиальную вентиляцию.

Явнополюсные синхронные машины мощностью до 10 - 12 кВт имеют иногда также так называемую обращенную конструкцию, когда индуктор (полюсы) является неподвижным, а якорь вращается. Такие машины напоминают по устройству машины постоянного тока, у которых коллектор заменен тремя контактными кольцами для отвода тока из обмотки якоря. Для крупных машин обращенная конструкция невыгодна, так как отвод из обмотки якоря больших токов при высоком напряжении с помощью колец и щеток чрезвычайно затруднителен и сложно осуществить надежную, изоляцию вращающейся якорной обмотки высокого напряжения.

Явнополюсные синхронные машины с горизонтальным валом широко используются в качестве двигателей и генераторов, в частности в качестве так называемых дизель-генераторов, соединяемых с дизельными двигателями внутреннего сгорания. Дизель-генераторы обычно имеют один подшипник, вал генератора жестко соединяется с валом дизеля, и в качестве второй опоры ротора генератора используется подшипник самого дизеля. Во избежание затруднений, которые могут возникнуть при работе дизель-генератора вследствие неравномерности вращающего момента дизеля как поршневой машины), дизель-генератор снабжается маховиком или его ротор выполняется с повышенным маховым моментом (моментом инерции). Аналогичную конструкцию имеют так же синхронные двигатели, предназначенные для привода поршневых компрессоров.

Рисунок 5.6. Гидрогенератор

Синхронные генераторы, сочленяемые с гидравлическими турбинами, работающими на гидроэлектростанциях, называются гидрогенераторами (Рис5.6). Они имеют явнополюсную конструкцию и при мощностях до нескольких тысяч киловатт чаще всего также выполняются с горизонтальным валом. В последние годы все большее применение начинают находить так называемые капсульные гидрогенераторы, также имеющие горизонтальный вал (Рис 5.7).

Рисунок 5.7. Капсульный гидрогенератор

 

Такие генераторы заключаются в водонепроницаемую оболочку, или капсулу, которая с внешней стороны обтекается потоком воды, проходящим через турбину. Такая конструкция применяется для низконапорных гидростанций и позволяет отказаться от машинного зала и достичь большей компактности станции, что приводит к ее удешевлению. Капсульные гидрогенераторы изготовляются на мощности до нескольких десятков тысяч киловатт.

Вертикальные гидрогенераторы (Рис 5.6) представляют собой особый класс явнополюсных синхронных машин, которые имеют вертикальный вал и соединяются непосредственно с гидравлическими турбинами.

Гидравлические турбины в зависимости от напора воды и мощности имеют обычно относительно малую скорость вращения. Скорость вращения тем меньше, чем меньше напор воды и чем больше мощность турбины. Гидрогенераторы поэтому являются тихоходными машинами и имеют большие размеры и массу, а также большое число полюсов. В СССР изготавливались гидрогенераторы мощности до 500 МВт.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...