Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Любовь к детям и их утрата




Лютерам была не понаслышке знакома боль, связанная с утратой детей. Всего у них было шесть детей, из которых двое умерли. Их смерть стала для Лютера, наверное, самым тяже­лым моментом во всей его жизни. Он получал от общения с де­тьми такое огромное удовольствие, что потеря их буквально раздирала его душу на части. Иногда Лютеру казалось, что он так никогда и не оправится от этой боли. К своей роли отца Лютер относился с такими же трепетным волнением и юмо­ром, как и к роли мужа. Однажды он сказал: "Вывешивая под­гузники своих детей, отец веселит этим соседей. Пускай они смеются, Бог и ангелы также улыбаются на Небесах"8'. Свое отцовство Лютер считал одной из важнейших обязанностей, говоря, что нет большей силы, данной Богом, чем та, которую он дает родителям.

 

Крестьянское восстание

В то время как Лютер страстно продвигал вперед свои ре­формы, они, в свою очередь, совершали переворот в его душе. Стоило ему лишь принести перемены в жизнь церкви, как пе­ременам тут же подверглись состояние души и жизнь Лютера, в первую очередь, его отношения с женой, а потом и огромная любовь, которую он испытывал к своим детям. Эти чувства раскрывали перед Лютером приготовленное для него Богом изобилие, о котором он даже не догадывался.

Поиск немецкими крестьянами подобного изобилия в кон­це концов привел к тому, что Лютер столкнулся с серьезными проблемами. Устремившись за Лютером, крестьяне стали ис­пользовать Реформацию в качестве возможности восстать против знати. Представители знати владели землей, контроли­ровали места в правительстве и использовали крестьян. Не имея представления о том, что написано в Библии, крестьяне решили воспользоваться силой Реформации для выполнения своих требований. Они хотели сами выбирать себе священни­ков, а также положить конец крепостному праву, в соответст­вии с которым крестьянин был привязан к земле и к своему хо­зяину. Кроме этого, крестьяне требовали достойную оплату труда на полях.

Лютер симпатизировал крестьянам, но позже он дал немец­ким дворянам один совет, на основании которого его впослед­ствии обвинили в соучастии в насилии против крестьян.

Лютер понимал причины, подтолкнувшие крестьян к вос­станию, но просил их не прибегать к бунтам и насилию. Одна­ко они не прислушались к его совету, а вместо этого сразу же перешли к активным действиям. Крестьяне сначала отказа­лись платить какие бы то ни было налоги, а затем стали гра­бить замки и монастыри. Дворяне использовали все свои силы для того, чтобы сломить повстанцев, — в результате жизни ли­шились шесть тысяч крестьян. Лютер пытался успокоить и примирить враждующие стороны и "привести их к кресту", но поскольку крест не был их мотивацией, они в тот момент не желали менять свой фокус. Реакция Лютера на возникшую си­туацию выразилась в послании, адресованном знати.

Лютер назвал свое послание "Против ограбления и избие­ния крестьянских полчищ ". В нем он просил дворян признать свою вину, обратиться к Богу за помощью и предложить кре­стьянам новые условия жизни. Только в случае неприятия крестьянами этих условий Лютер оправдывал их суровое на­казание. Он писал:

"Уничтожение, подавление и избиение [крестьян], тай­ное или открытое, без особой на то причины может быть еще более отвратительным, пагубным и ужасным, чем само восстание. Однако подобные действия могут быть оправданы как действия человека, стоящего перед необ­ходимостью убить бешеного пса: если ты не нанесешь ему удар, он набросится на тебя и на всю твою землю"82.

Дворяне выступили против повстанцев и подавили восстание. Лютеру показалось, что те неправильно поняли его мысли, и написал им второе послание, названное "Открытое письмо, касающееся преступлений против крестьян". Лютер хотел убе­диться, что дворяне понимают, что их христианским долгом являлось не только подавление восстания, но также и проявле­ние милосердия в отношении крестьян и стремление к обнов­лению взаимоотношений с ними после победы.

Крестьяне обвинили Лютера в том, что знать так жестоко расправилась с. их восстанием; знать же, в свою очередь, обви­нила Лютера и Реформацию в подстрекательстве к крестьян­скому восстанию. Как и многие другие люди, обладающие апостольским призванием, Лютер привык к постоянным об­винениям в свой адрес. Вы можете сказать, что Лютер был толстокожим, но, как мне кажется, подобное качество при­дает реформатору силы противостоять оказываемому на него

давлению. Внутри реформаторов происходили перемены, помогавшие им лучше соответствовать своему призванию и делу, которому они служили. Это позволяло им двигаться впе­ред, даже несмотря на полное непонимание окружающих лю­дей, или же, как в случае с Лютером, их ненависть и обвинения - в вышеописанной ситуации - со стороны знати и крестьян, в других случаях - со стороны членов собственной семьи и иных протестантских реформаторов.

Ненависть папского двора по отношению к Лютеру продол­жала расти, а император Карл V невзлюбил его сразу же, как только увидел во время Конгресса в Вормсе, хотя на то не бы­ло особых причин. Императора просто раздражало то, что один человек может послужить источником такого количества проблем. Карл приложил все усилия для того, чтобы придать законную силу принятому во время Конгресса указу, однако лютеранство к тому времени обладало уже такой популярнос­тью, что с успехом противостояло всем попыткам сокрушить себя. Лютеранских служителей согнали с кафедр, но они вы­шли на улицы, проповедуя перед толпами людей с перил мест­ных таверн. Немецкие города, такие как Страсбург, Аугсбург, Ульм и Нюрнберг, превращались в оплоты лютеранства.

Чтобы справиться с ересью, подрывающей единство като­лического мира, церковь созывала конгресс за конгрессом. Своей кульминации этот процесс достиг в 1530 году, когда был созван Конгресс в Аугсбурге. Лютеру не позволили принять участие в этом мероприятии, и ему пришлось снова отсижи­ваться в замке на протяжении трехмесячных заседаний Кон­гресса. В Аугсбурге же присутствовали князья всех немецких территорий. Эти люди представляли светскую власть в огром­ном государстве, находившемся под управлением императора. Каждый из них находился на одном уровне с Фридрихом Му­дрым, правящим территорией, на которой проживал Лютер, и однажды, после Конгресса в Вормсе, спрятавшим Лютера в своем замке Вартбург. Во время Конгресса немецкие князья представили Аугсбургский символ веры, который был состав­лен на основании учений Лютера. Но император не принял предложенный документ, приказав князьям уничтожить люте­ранство и вернуть свою страну в лоно католической церкви. Те отказались; один из князей преклонил перед императором ко­лени и сказал, что пусть лучше он будет обезглавлен, но не за­берет у людей Слово Божье. Смелость князей компенсировала отсутствие Лютера, а кредо движения, благодаря их твердости, осталось нерушимым. Император не высказал одобрения, ко­торое так хотели услышать князья, но уже ничем не мог повли­ять на лютеранство, которое стремительно распространилось по всей Германии.

 

Реорганизация церкви

К счастью, император был слишком занят ведением войн, и Лютер уже больше не сталкивался с его противодействием. Ре­форматор не стоял на месте и в скором времени принялся ре­формировать церковь. Начал он с тщательного исследования богослужения. Лютеру потребовалось совсем немного време­ни, чтобы увидеть необходимость проведения мессы на немец­ком языке.

Свои реформы Лютер старался проводить неспеша, пони­мая, что слишком быстрый переход с латыни на немецкий язык может отвернуть от Реформации тех людей, вера которых слишком слаба. Он видел, что люди имели лишь очень отда­ленное понятие об основных принципах Царства Божьего, и в связи с этим написал с помощью двух ассистентов два катехи­зиса на немецком языке: один - для взрослых, а другой - для детей. Лютер считал детский катехизис своей самой важной работой после перевода Библии.83

Лютер стремился, чтобы все его последователи пришли к пониманию евангельской истины и получили представление о Царстве Божьем. Поэтому обязывал их изучать катехизи­сы. И дети и взрослые должны были выучить их наизусть. Неспособность выполнить задание влекла за собой лишение виновного еды и питья его работодателем либо, в случае с де­тьми, их родителями.84

 

Реформа музыки

Лютер дома, в кругу семьи, играет на лютне

Реформируя церковь, Лютер отвел музыке важнейшее мес­то в процессе богослужения, заявив, что: "Вслед за Словом Бо­жьим музыка заслуживает величайшей хвалы".85 Это был еще один из вопросов, в котором взгляды Лютера разошлись со взглядами других реформаторов того времени.

Ульрих Цвингли, реформатор швейцарской церкви, несмо­тря на то, что был вышколенным музыкантом, полностью за­претил игру на органе. Некоторые из его последователей пош­ли еще дальше и вдребезги разбили все органы, чтобы таким образом утвердить взгляды своего учителя. Другой реформа­тор, Жан Кальвин, разрешил пение, но только в унисон. Все гармонии были запрещены. Он считал, что, хотя музыка и яв­лялась Божьим даром, ее следовало использовать только в ми­ру, но не во время службы.

Однако Лютер считал музыку адресованной Богу. Он сам являлся прекрасным музыкантом, имел прекрасный голос и хорошо играл на лютне, от которой ему пришлось отказаться, отправившись в молодости в монастырь.

Лютер был одним из реформаторов, считавших, что музыка способствует продвижению Евангелия. Он верил, что Бог со­здал все существующее в этом мире для служения и поклоне­ния Ему; задача же людей заключалась в том, чтобы открывать внутри себя творческие способности и позволять им напол­нять каждую сферу своей жизни, используя их для Бога. Лютер говорил:

"Я не согласен с тем, что все виды искусства должны быть отброшены в сторону и уничтожены во имя Еван­гелия, как заявляют некоторые фанатики. Наоборот, я с радостью хотел бы увидеть все виды искусства, в особен­ности музыку, в служении Тому, Кто сотворил их и дал человеку"86.

Лютер настолько любил музыку, что каждую неделю уделял некоторое время репетициям. Прихожане должны были изу­чать новые песни, чтобы каждое воскресное утро богослуже­ния проходили без заминок. Сегодня, как правило, группы прославления и поклонения собираются где-нибудь в середи­не недели и готовятся к воскресной службе. Однако Лютер же­лал видеть всех прихожан изучающими новые песни. Он дей­ствительно был лидером и руководителем - указывал путь и полагал, что верующие должны следовать по нему!

Защищая свою позицию в отношении музыки, Лютер ука­зывал на Моисея и Давида. Он рассказывал людям о том, как Моисей славил Господа, перейдя через Чермное море, а также о том, как много псалмов написал царь Давид.

Лютер был настолько уверен в необходимости использо­вания музыки в служении, что отказывался посвящать в ду­ховный сан служителей, не понимавших духовной важности музыки. Человек, желавший стать священником, должен был являться также и умелым музыкантом, чувствующим возноси­мые в звуках хвалу и поклонение. Более того, Лютер считал, что учитель, не сведущий в музыке, не должен был допускать­ся к преподаванию.

Лютер хотел, чтобы люди ощутили всю силу музыки. По этой причине он стремился заменить все латинские гимны не­мецкими, чтобы люди могли понимать услышанное и настав­ляться в Слове Божьем, воспевая Господа в песнях. Поэтому Лютер призвал поэтов и музыкантов писать немецкие духов­ные гимны. Он просил их не отдаляться от Библии и сохранить всю чистоту Божьего учения. Лютер не хотел, чтобы гимны представляли собой какую-нибудь неудобоваримую смесь или же были наполнены светскими мыслями. Он стремился убрать из мессы все привнесенное туда человеком и не боялся наста­ивать на этом! Реформатор называл канонический закон, этот папский кодекс, регулирующий жизнь всего католического мира, "мерзким варевом, состоящим из ингредиентов, собран­ных по канализациям и выгребным ямам".87

Скоро Лютер сам начал писать гимны. Сначала у него это по­лучалось не совсем хорошо, но после многочисленных попыток он развил в себе этот дар. В течение года Лютер написал более двадцати гимнов. К 1526 году он собрал достаточно материалов для того, чтобы провести первую мессу на немецком языке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...