Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи




 

1. Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее.

Предъявление – воспроизведение – предъявление – воспроизведение.

 

§ ба – па                па – ба

§ са – за                 за – са

§ жа – ща              ща – жа

§ са – ша               ша – са

§ ла – ра                ра – ла

§ ма – на – ма       на – ма – на

§ да – та – да           та – да – та

§ га – ка – га         ка – га – ка

§ за – са – за          са – за – са

§ жа – ша – жа      ша – жа – ша

§ са – ша – са        ша – са – ша

§ ца – са – ца         са – ца – са

§ ча – тя – ча         тя – ча – тя

§ ра – ла – ра         ла – ра – ла

 

Вначале предъявляется первый член пары (ба – па), затем торой (па – ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба – па – па – ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т. к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0, 5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба – па – ба – па);

0, 25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

 

2. Исследование артикуляционной моторики

Инструкция: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения:

§ губы в улыбке;

§ губы «трубочкой» - округлены и вытянуты вперед;

§ язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

§ язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;

§ язык «чашечкой» - рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки или ковша;

§ щелканье языком;

§ «вкусное варенье» - рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость;

§ «качели» - рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы;

§ «маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;

§ чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка».

Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных упражнений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз. В момент выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий, т. е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже головы или глазных яблок вслед за языком; синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук), гиперкинезов, т. е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т. е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

Оценка: 1 балл – правильное выполнение движение с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

0, 5 балла – замедленное и напряженное выполнение;

0, 25 балла – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов – невыполнение движения.

 

3. Исследование звукопроизношения

Инструкция: повторяй за мной слова:

Собака — маска — нос
Сено — косить — высь
Замок — коза
Зима — ваза
Цапля — овца — палец
Шуба — кошка — камыш
Жук — ножи
Щука — вещи — лещ
Чайка — очки —ночь
Рыба — корова — топор
Река — варенье — дверь
Лампа — молоко — пол
Лето — колесо — соль

При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких Б, Д, В; задненебных Г, К, Х, Й). В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т. к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представлены в ходе дельнейшего обследования.

Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (1группа – свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; 2 группа – шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 группа – Л, ЛЬ; 4 группа – Р, РЬ) и пятая группа – остальные звуки, дефекты которых встречаются значительно реже (задненебные звуки Г, К, Х и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков). Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу:

3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях;

1, 5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;

 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает только твердый звук Р, в то время как мягкий вариант произносится правильно;

0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки, либо страдают звуки С, З, Ц, а СЬ и ЗЬ сохранны).

Баллы, начисленные на каждую из пяти групп суммируются. Максимально число баллов за все задание – 15.

 

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Инструкция: повторяй за мной слова:

Скакалка, кинотеатр, танкист, баскетбол, космонавт, перепорхнуть, милиционер, аквалангист, сковорода, термометр.

Слова предъявляются до первого воспроизведения.

Оценка: 1 балл – четкое и правильное воспроизведение слова в темпе предъявления;

0, 5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;

0, 25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

0 баллов – невоспроизведение.

Серия 2. Исследование навыков языкового анализа

1. Сколько слов в предложении?

§ День был теплый.

§ Около дома росла высокая береза.

2. Сколько слогов в слове?

§ Дом

§ Карандаш

3. Определи место звука в слове:

§ первый звук в слове крыша;

§ третий звук в слове школа;

§ последний звук в слове стакан.

4. Сколько звуков в слове?

§ Рак

§ Сумка

§ Диктант

Ребенку предлагаются три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще…».

Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки;

0, 5 балла – правильный ответ со второй попытки;

0, 25 балла – правильный ответ с третьей попытки;

0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...