Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Серия 3. Исследование грамматического строя речи




Серия 3. Исследование грамматического строя речи

1. Повторение предложений

Инструкция: послушай предложение и попытайся повторить его как можно точнее.

Наступила осень.

Птичка свила гнездо.

Над водой летали белые чайки

В саду было много красных яблок.

Земля освещается солнцем.
Ранней весной затопило весь наш луг.
Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу.
Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Предложение читается до первого воспроизведения ( 1-2 раза).

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение;

0, 5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

0, 25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;

0 баллов – невоспроизведение.

2. Верификация предложений

Инструкция: я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

Девочка гладит утюгом.

Дом нарисован мальчик.

Мальчик умывается лицо.

Собака вышла в будку.

Березки склонились от ветра.

Солнце освещается Землей.

По морю плывут корабль.

У Нины большая яблоко.

Хорошо спится медведь под снегом.

Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибок;

0, 5 балла – выявление и исправление ошибок с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов);

0, 25 балла – ошибки выявлены, но не исправлены;

0 баллов – ошибки не выявлены.

3. Составление предложений из слов в начальной форме

Инструкция: я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение.

Мальчик, открывать, дверь.

Девочка, читать, книжка.

Доктор, лечить, дети.

Рисовать, карандаш, девочка.

В, сад, расти, вишня.

Сидеть, синичка, на, ветка.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Витя, косить, трава, кролики, для.

Миша, дать, собака, большая, кость.

Петя, купить, шар, красный, мама.

 

Слова предъявляются до первого ответа

Оценка: 1 балл – предложение составлено верно;

0, 5 балла – нарушен порядок слов;

0, 25 балла – пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности (например, предложение «Петя купил шар красный маме» построено без грубых нарушений грамматических правил, но не вполне адекватно по смыслу и с нехарактерным для русского языка порядком слов. Однако дети часто предлагают именно такой ответ. Это объясняется трудностями внутреннего программирования высказывания: предложенный порядок слов выступает в качестве программы, заданной извне, к тому же в русском языке обычно действует правило препозиции субъекта, поэтому названный первым Петя и воспринимается как субъект действия. );

0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

4. Добавление предлога в предложение

Инструкция: сейчас я назову предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить.

Лена наливает чай … чашки.

Почки распустились … деревьях.

Лодка плывет … озеру.

Чайка летит … водой.

Птенец выпал … гнезда.

Деревья шумят … ветра.

Последние листья падают … березы.

Щенок спрятался … крыльцом.

Пес сидит … конуры.

Большая толпа собралась … театром.

В связи с трудностью этого задания разрешается использовать два вида помощи: 1 – стимулирующая («Неверно, подумай еще») и 2 – в виде вопроса к пропущенному предлогу (наливает чай куда? ).

Оценка: 1 балл – правильный ответ;

0, 5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0, 25 балла – правильный ответ после помощи второго вида;

0 баллов – неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

 

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Инструкция: один – дом, если их много, то это дома.

Один стол, а много – это… Стул – … Окно – … Звезда – … ухо – …

Инструкция: один – дом, а много чего? – Домов.

Стол, а много чего? - … стул -… окно - … звезда - … ухо - …

 

Это задание вызывает большие трудности, дети часто плохо понимают инструкцию, поэтому можно использовать картинки.

Оценка: 1 балл – правильный ответ;

0, 5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;

0, 25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

0 баллов – невоспроизведение.

Серия 4. Исследование словаря и навыков словообразования

1. Инструкция: у кошки – котята, а у…

Козы - … волка - … утки - … лисы - … льва - … собаки - … курицы - … свиньи - … коровы - … овцы - ….

2. Образование существительных в уменьшительной форме

Инструкция: большой – мяч, а маленький – это мячик. Назови ласково предметы, которые я буду перечислять: стол, стул, дом, снег, дерево.

3. Образование прилагательных от существительных

§ Относительных

Инструкция: кукла из бумаги – она бумажная.

Шляпка из соломы –   кисель из клюквы –

Горка из льда –            салат из моркови –

Варенье из вишни –     суп из грибов –

Варенье из яблок –      варенье из сливы –

Варенье из малины –   варенье из клубники –

Варенье из черники –  лист дуба –

Лист клена –                 лист осины –

Шишка ели –

§ Качественных

Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а если…

Волка за жадность - … зайца за трусость - … медведя за силу - … льва за смелость - …

Инструкция: если днем жара, то день – жаркий, а если…

Мороз - … солнце - … снег - … дождь - … ветер - … холод - …

§ Притяжательных

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у…

Кошки - … медведя - … зайца - … белки - … волка - … льва - … лисы - …

Гнездо орла - … клюв птицы - … ружье охотника -

Оценка: Для всех заданий серии осуществляется по общим критериям:

1 балл – правильный ответ;

0, 5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0, 25 балла – неверно образованная форма4

0 баллов – невоспроизведение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...