Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 12. Методы организационной самодиагностики




 

Под самодиагностикой будем понимать установление признаков, характеризующих состояние организации, проводимое ее работниками. Самодиагностика приводит к самоанализу работников организации и нейтральна по отношению к консультанту. Внешне она эффектна и способствует саморазвитию работников.

Рассмотрим три приема: образ организации, коллекция ошибок и ориентация организации.

Образ организации. У каждого работника есть свой образ организации, в которой он работает. Сочетание этих образов дает разностороннее представление об организации не только консультанту, проводящему эту работу, но и всем участникам самодиагностики.

Процедура формирования образа организации заключается в том, что каждому участнику групповой работы предлагается на листе бумаге изобразить зрительный образ, с которым у него ассоциируется организация. По истечении определенного времени, консультант вывешивает на доске поочередно рисунки и просит присутствующих прокомментировать образ организации и комментирует сам. Например, что можно сказать об организации, зрительный образ которой представляет собой корабль, севший на мель, команда которого спасается на плотах, а капитан на палубе играет в теннис?

Обстановка анонимного художественного творчества и активного высказывания интерпретаций сплачивает и расслабляет участников групповой работы.

Важно, чтобы работники организации путем размышлений и самоанализа смогли из обсуждаемых изобразительных метафор составить для себя совокупный образ организации.

Коллекция ошибок. Анализируя обширную практику по управлению, А.И. Пригожин составил целую коллекцию управленческих ошибок, которая приведена в таблице 24.

Целесообразно предложить участникам групповой работы, которые являются одновременно и руководителями разных уровней, выделить те ошибки из числа приведенных в таблице, которые можно было бы поместить в таблицу 25 (по две-три в каждый столбец). При этом работа над списком ошибок и их классификация позволяют участникам групповой работы как бы взглянуть на себя со стороны и оценить.

Ориентация организации. Анализ признаков ориентации организации заключается в оценке таких важных характеристик организации как инновационность и инициативность персонала; сосредоточенность работников на решении внутриорганизационных проблем; иерархичность и уважение к власти; ориентация на рынок, на клиента.

Для подобной оценки необходимо рисунок 17 дополнить следующим содержанием. В обозначенных квадрантах необходимо удлинить или укоротить векторы (выделены жирными линиями) в соответствии со сравнительной силой названных там признаков применительно к Вашей организации. При этом желательно пользоваться цветным фломастером (тонкими линиями выделены контуры направленности). На рисунке показано, что для организации, взятой в качестве примера, иерархичность и уважение к власти выражено меньше обычного.

Таблица 24

Классификация ошибок руководителей

Наименование группы Содержание ошибок
1. Естественные ошибки (ошибки, которые неизбежно возникают в силу ограниченности возможностей любого управления) А) в прогнозах тенденций на рынке, возможных действий конкурентов, спроса и т.п. Б) в оценке ситуации на рынке, качества продукции, способностей работников и т.п. В) непредвиденные, но в принципе предвидимые события, последствия собственных действий и т.д.
2. Предубеждения (неприятие, отторже-ние чего-либо полез-ного, но мало извест-ного) А) неприятие перехода от модели управления «приказ-исполнение» к модели управления «согласование интересов» Б) неприязнь к поведенческим технологиям (технологиям ведения переговоров, разрешения конфликтов и т.д.) В) предубеждение против использования качественных методов: «ерунда все, что нельзя просчитать» Г) отношение к работе над стратегией как к занятию абсолютно непрактичному Д) заниженная оценка реального потенциала работников
3. Незнания (неосведомленность в области технологии управления) А) модели жизненного цикла организации Б) методов формирования должностных функций В) современных мотивационных систем Г) методов анализа ситуации Д) психологии руководства коллективом
4. Неумения (неразвитость навы-ков грамотного воз-действия на управля-емых) А) формировать цели своей организации Б) просчитать свои решения на реализуемость В) планировать многовариантно Г) обеспечивать фактическое выполнение решений Д) организовать контроль
5. Дисфункциона-льные склонности (привычки и тради-ции субъективно при-емлемые, но объек-тивно вредные для дела) А) к самоцентризму (замыканию решений и проблем на себя) Б) демотивирующий стиль руководства (упор на подчеркивание упущений работников, а не на оценку их достижений) В) «информационная алчность» (стремление знать и контролировать в организации все) Г) дублирование порядка (задания и приказы, повторяющие должностные инструкции и положения об отделах) Д) склонность поддаваться манипулированию со стороны заместителей
6. Управленчес-кие иллюзии (убеждения во всеси-лии определенных способов управле-ния) А) вера в непогрешимость своих решений Б) культ материального стимулирования В) склонность видеть причины своих трудностей, прежде всего, во вне, а не внутри организации Г) преувеличение фактора лояльности ближайших сотрудников при их подборе и оценке Д) склонность рассматривать достигнутое благополучие как постоянное состояние на все времена

 

 

Таблица 25

Выделенные ошибки

 

Наименование групп ошибок
Характерны для деятельности любого руководителя (вне зависимости от страны) Чаще всего встречаются в практике российских руководителей Представляют наибольшую опасность для дела Особенно актуальны для Вашей организации сегодня

 

 

Сосредоточенность на внутриорганизационных проблемах   Инновационность, инициативность персонала
  Иерархичность, уважение к власти     Ориентация на рынок, на клиента

 

Рис. 17. Ориентация организации

 

Смещение в одну из сторон наглядно демонстрирует участникам групповой работы преобладание признаков ориентации организации.

Сопоставление указанного рисунка различных участников групповой работы, как правило, показывает, что ситуацию в организации все видят по-разному. Последнее замечание свидетельствует, в частности, о том, что директор и его заместители не всегда являются управленческой командой, так как одну и ту же проблему видят по-разному.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...