Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка к пророческой миссии 25 глава




Поражение, правильно понятое, не опровергало тезиса о непобедимости мусульман, но подтверждало все сказанное ранее Аллахом.

Решение Мухаммеда выйти сражаться с курайшитами на склонах горы Оход было продиктовано самим Богом; те, кто последовал за пророком, поступили правильно, те, кто остался в самом городе, — лицемеры и вероотступники, геенна огненная не минует их, господь накажет их со всей строгостью, кроме тех из них, которые раскаются, таких Аллах, может быть, простит.

Бог и на этот раз даровал бы победу мусульманам, как он сделал это при Бадре, если бы все из них сражались за веру, из любви к жизни грядущей, если бы они боялись Бога и слушались Мухаммеда. Но когда победа уже клонилась на сторону мусульман, в душах их пробудилась любовь к «ближней жизни», они устремились за добычей, лучники нарушили приказ Мухаммеда не покидать своих позиций, и Аллах наказал мусульман, дав перевес курайшитам. Но милостивый Аллах не допустил полного разгрома мусульман, он простил им их прегрешения. Многих они потеряли, немало получили ран, но ведь и курайшиты пострадали в битве, и их кровь обагрила поле боя.

Поражение при Оходе — испытание, которое послал мусульманам Аллах; он хотел удостовериться в прочности их веры: те, чья вера не пошатнулась, истинно верующие, награда Бога не минет их. Те, чья вера в Мухаммеда пошатнулась, кто поддался сомнению, прислушивается к словам «лицемеров», воочию обнаружили свое неверие, измену делу ислама. Много еще испытаний пошлет Аллах мусульманам, но праведные выдержат их и победят.

Резко осудил Аллах поведение тех, кто бросил раненого пророка на произвол судьбы, и тех, кто в смятении побежал, когда Иблис побудил кого-то крикнуть, что Мухаммед убит.

— Мухаммед — только посланник, до которого были посланники, — разъяснил Аллах. — Разве ж, если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять?

Впервые после Охода, когда Мухаммед увидел, какая паника охватила мусульман при ложном известии о его гибели, счел он нужным в Коране подчеркнуть, что он такой же человек, как и все, что он смертей, что в небесных книгах записан срок и его жизни. Воина идет за веру, а не за пророка! По смерти пророка верующие должны продолжать дело ислама — до полного торжества истинной веры на земле. Что бы ни случилось.

Срок жизни Мухаммеда отмерен, как отмерен срок жизни каждого. «Останься мы в Медине, — говорили „лицемеры“, — и сохранили бы свои жизни». — «Нет! — возражал Мухаммед. — Не сохранили бы, смерть нашла бы вас везде, она бы нашла вас и за стенами домов, трусость никого не спасет. Вы умерли бы как трусы и вероотступники, срок земной жизни не удлинился бы, и в награду бы вы получили адские мучения».

А те, кто вышел на поле боя и пал смертью героев, — разве они убиты? Нет, нельзя считать тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми.

— Нет, живые! — провозгласил Мухаммед. — Они у Господа своего получают удел, радуясь тому, что даровал им Аллах из своей милости, и ликуют они о тех, которые еще не присоединились к ним, следуя за ними, что нет над ними страха и не будут они опечалены!

Говорят, что Мухаммед объяснял, что души умерших за веру немедленно отлетели в райские сады, испытывают полное блаженство. «Чего бы вы еще хотели, слуги мои верные?» — спрашивает их Аллах. Единственное желание блаженных мучеников — вновь возродиться в земной жизни, чтобы еще раз пасть, сражаясь за дело веры… Других желаний у них нет.

В заключение этой серии откровений, последовавших после поражения при Оходе, Аллах заверил мусульман, что победа над язычниками обеспечена, если они не изменят истинной вере и будут повиноваться пророку и посланнику Бога — Мухаммеду.

По-своему Мухаммед был прав — мусульмане могли победить курайшитов в битве при Оходе, если бы все сражались так, как Хамза, Кузман, Али и другие герои, если бы каждый готов был скорее умереть, чем отступить. Даже кавалерия Халида ибн Валида, единственное реальное преимущество курайшитов, в пешем строю сражавшаяся хуже мусульман, была бы в этом случае не столь уж опасной. Отсутствие готовности принести себя в жертву ради общего дела, ради победы ислама, Мухаммед называл недостатком веры. С горечью должен был убедиться пророк, что большинство мусульман сражается не столько за веру, сколько ради добычи, ради прелестей земной жизни.

В битве при Оходе, как и в битве при Бадре, сражались добровольцы, с трудом подчиняющиеся приказаниям пророка, и то самым общим. Дисциплина в бою зависела только от готовности каждого упорно биться с врагом, командиры могли советовать, но не приказывать. Каждый мог бросить битву и убежать ему не угрожала за это смертная казнь, только порицание. В римских легионах, как и в других кадровых армиях, за трусость в бою, за неподчинение приказам командиров безжалостно казнили, дисциплина поддерживалась в значительной степени за счет того, что солдаты боялись своих начальников больше, чем неприятеля. О том, чтобы подобными методами насаждать дисциплину в армии мусульман, не могло быть и речи, арабы были свободными людьми. Только личная заинтересованность в исходе сражения и войны в целом плюс глубокая вера могли сделать мусульман непобедимыми.

Мухаммед требовал от своих последователей веры, граничащей с фанатизмом, и образцы такой веры, малопонятной нам и пугающей нас, не раз были продемонстрированы в истории ислама. События глубокой древности, которые так легко исказить и фальсифицировать, что они редко внушают нам доверие, не всегда являются убедительным примером той бесстрашной веры и готовности к самопожертвованию, которые порождал ислам в сердцах многих. Но еще в XIX веке повстанцы в Египте, вдохновленные религиозными вождями, шли в атаки под убийственным огнем англичан в полной уверенности, что пули не страшны тем, кто сражается на пути Аллаха. И всемогущество Бога, и бессмертие в раю были для них реальностью.

Вера была главным преимуществом мусульман в борьбе с язычниками-курайшитами и их союзниками, и Мухаммед делал все для того, чтобы эта вера все время углублялась, становилась полнее.

Когда Мухаммед возвестил, что Аллах, подвергнувший мусульман суровому испытанию, смилостивился и непременно дарует им победу над язычниками, это было не только ловким политическим ходом, средством воодушевить мусульман на продолжение войны, укрепить свой пошатнувшийся авторитет пророка. Мухаммед видел слабость курайшитов и более, чем когда-либо, не сомневался в победе над ними. Поражение в битве при Оходе заставило его трезво оценить свои силы, но нисколько не обескуражило. Раны, полученные в сражении, были легкими, никакие сомнения не смущали его душу.

Вскоре после проигранной битвы сподвижники Мухаммеда вновь пировали на его свадьбе — пророк женился на вдове-мусульманке Хинде, курайшитке из славного и благородного клана Махзум, дальней родственнице Абу Суфиана. Ей было двадцать пять лет, ее муж погиб в Эфиопии, и она отличалась редкой красотой. Впрочем, почти все жены пророка, если верить преданиям, были красавицами — по-видимому, привлекательность такое же неотъемлемое их свойство, как и глубокая преданность исламу. Говорят, что Хинда, известная больше под именем Умм Салама, так как ее старшего сына звали Салама, отвергла до этого сватовство Абу Бакра и Омара, и даже предложение Мухаммеда приняла не сразу. «Я уже немолода, — говорила она Мухаммеду, — и у меня дети». Но пророка это не смущало. «У меня очень завистливый характер», предупреждала его Хинда, пророк пообещал молиться, чтобы ее не мучила ревность.

Судьбой женщины распоряжались ее ближайшие родственники-мужчины, а так как у Хинды таковых не было, ее выдал за Мухаммеда собственный сын. Она поселилась рядом с остальными тремя женами пророка, в точно такой же, как у них, отдельной глинобитной хижине. От Мухаммеда она получила кровать с матрацем, набитым пальмовыми листьями, котелок, чашку и ручную мельницу.

 

Глава 20

РЕФОРМЫ

 

— Образ жизни пророка

— «Люди, сидящие под навесом»

— Семейная жизнь

— Новые откровения

— Вдовы и сироты

— Мухаммед в мечети

— Откровение о наследовании имущества

— Сколько жен разрешено иметь верующему

— Осуждение кровосмесительных браков

— Усложнение развода

— Облегчение милостыни

— Польза новых реформ для дела ислама

— Предательское нападение на посланцев пророка у колодца ар-Раджи

— Кровавая жертва близ Каабы

— Новое нападение на проповедников у колодца Бир-Мауна

— Коварный замысел надиритов

— Племя ан-Надир покидает Медину

— Встреча в долине Кадра

 

Когда солнце выкатывалось из-за гряды холмов правее фиолетово-серой горы Оход и его лучи, раздробившись о перистые кроны финиковых пальм, освещали дома Мухаммеда, пророк и посланник Бога уже бодрствовал. По давней привычке он просыпался перед рассветом, чтобы, совершив омовение, помолиться до восхода солнца. Раннее пробуждение и длительная молитва в первую треть ночи сокращали продолжительность его сна до четырех часов, но этого Мухаммеду, отдыхавшему после полудня, было вполне достаточно.

Только ранним утром Мухаммед мог побыть немного в одиночестве.

Вскоре появлялись ахл ас-суффа — «люди, сидящие под навесом» неимущие, пожилые, одинокие мусульмане, проводившие все свободное время во дворе пророка.

Свободного времени у них было предостаточно, ибо они ничем не занимались; находиться рядом с пророком, видеть, слышать и размышлять — к большему они не стремились.

«Ансары отправлялись с утра в свои сады и поля, мухаджиры спешили на рынки, чтобы заниматься торговлей, мы же довольствовались той пищей, которой угощал нас пророк, и весь день проводили рядом с ним», — не без гордости вспоминали много лет спустя «люди, сидящие под навесом».

Эти мудрые философы, осознавшие бренность труда и войны, часто являлись свидетелями тех странных состояний пророка, после которых в его сердце запечатлевались послания всемогущего Бога — бессмертные стихи Корана.

Но и вне этих коротких периодов прямого общения с Богом пророка Мухаммеда не всегда позволительно было рассматривать как обыкновенного человека, так как, по все больше и больше распространявшемуся мнению, многими его словами и поступками и в обыденной жизни исподволь и незаметно для окружающих руководил Аллах. Такие слова и поступки, вдохновленные свыше, могли и должны были стать со временем примером для подражания, основой для различения добра и зла, дозволенного и запрещенного, благочестивого и греховного.

Какими словами и поступками пророка незримо руководил Аллах, а какими не руководил, предстояло решить в будущем, и не «людям, сидящим под навесом» стоило ломать над этим голову. Им надлежало платить Мухаммеду добром за добро и мудро закрывать глаза на все случайное, ненужное, так сказать нетипичное и нехарактерное для пророка, не могущее послужить его славе и славе ислама. Так они и поступали, эти слишком близкие свидетели жизни Мухаммеда, с ее досадными промахами, опрометчивыми высказываниями и непоследовательностью. «Я рассказываю не обо всем, чему я был свидетелем, говорил один из „людей, сидящих под навесом“, переживший Мухаммеда. — Если бы я рассказывал о пророке и посланнике божьем все, верующие перерезали бы мне горло…»

Постоянное присутствие «людей, сидящих под навесом», обращавшихся с пророком с привычной бесцеремонностью «братьев», с годами все больше тяготило его.

Верующие приходили к Мухаммеду посоветоваться, поделиться новостями или просто поболтать, когда им заблагорассудится, не дожидаясь приглашения и не заботясь о том, занят ли он или свободен.

— Мухаммед! — громко кричали они у дверей его дома, и кричали до тех пор, пока он не выходил к ним.

Жены Мухаммеда не вели жизнь затворниц — родственники и знакомые, по словам современников, толпились в их небольших домиках с утра до вечера. В том числе и мужчины, что не доставляло Мухаммеду особого удовольствия — жены его были молоды и привлекательны, ему же шел шестой десяток.

Мухаммед нуждался в уединении. В Мекке он периодически уходил на гору Хира, чтобы молиться, размышлять и предаваться созерцанию. И в доме его доме Хадиджи — господствовали порядок и тишина. Он не был в те годы ни главой огромного оазиса, ни судьей, ни военачальником.

В Медине Мухаммед не мог уединяться в своем доме, а о том, чтобы удалиться в пустынные окрестности, нельзя было и помышлять — слишком много забот тяготело над ним, слишком много врагов поклялось убить его.

В Медине для религиозного уединения Мухаммед стал удаляться в мечеть там для него ставили палатку, в которой он и укрывался на два-три дня для молитвы, поста и созерцания. Во время такого уединения его не тревожили по пустякам.

Ко времени битвы при Оходе семья Мухаммеда уже не испытывала материальных трудностей — военная добыча и добровольные пожертвования новообращенных с избытком покрывали скромные потребности пророка. На пастбищах в окрестностях Медины паслось принадлежащее лично Мухаммеду стадо верблюдиц, у него было дорогое оружие, любимице Айше он подарил жемчужное ожерелье — надо думать, что и другие жены получали дорогие подарки, ибо пророк был справедлив и очень ценил покой в семье. И все же Мухаммед сохранил прежний образ жизни, отличавшийся умеренностью, едва не переходившей в аскетизм. Одежда его была столь же бедна, еда — столь же неприхотлива, как и в первые годы пророчества. Скромные глинобитные хижины, в которых разместилась его семья после переселения из Мекки, не перестраивались и не расширялись, для новых жен их строили точно такими же с небольшой «гостиной» и крошечной спальней, такой крошечной, что, по словам Айши, ей приходилось подгибать ноги, когда во время ночных молитв Мухаммед должен был класть земные поклоны. «Удобств» не было ни в хижинах, ни во дворе; случалось, что во время ночных прогулок в расположенную поблизости рощу финиковых пальм с женами пророка, которых принимали за легкомысленных рабынь, пытались заигрывать молодые повесы, что было жестоким оскорблением и чести жен, и чести Мухаммеда. Возможность ошибиться не очень, однако, пугала повес — пророк не был окружен ореолом безусловной святости, а Мухаммед «правитель Медины» не обладал столь уж существенной властью.

Семейная жизнь Мухаммеда, осложненная наличием четырех жен, была строго регламентирована, подчинена раз навсегда установленному порядку, почитавшемуся как закон и женами, и Мухаммедом. Внимание его было поровну поделено между всеми, каждая жена имела свой день, в течение которого Мухаммед находился на ее полном попечении, и чередование этих дней не могло быть нарушено по желанию Мухаммеда. Когда Мухаммед надолго отправлялся в поход, его сопровождала одна из жен — ее везли в крытом паланкине, укрепленном на спине верблюда. Кому сопровождать Мухаммеда, жены определяли жребием — мнение самого пророка по этому поводу в расчет не принималось.

Такой строгий порядок, не оставляющий места произволу и капризу, чреватый неизменными ссорами и неудовольствиями, был основан на многовековом опыте взаимоотношений в полигамной семье. Вместе с тем достигалось требуемое Аллахом справедливое отношение к женам, одинаковая забота об их материальном и духовном благополучии, и в этом смысле домашняя жизнь Мухаммеда могла служить для верующих примером религиозного поведения в быту.

Но даже пророк, обогащенный многолетним нравственным совершенствованием, обладавший могучей способностью к самовнушению, не смог выработать в себе одинакового внутреннего отношения к женам. С годами он пришел к выводу, что мужчина не может заставить себя в равной мере любить своих жен, как то повелевает ему супружеский долг. Более того, неодинаковая привязанность к женам, уже сама по себе являющаяся отступлением от принципа справедливости, рано или поздно, в большом или малом неизбежно проявляется, что тотчас же нарушает мирное течение семейной жизни. О жемчужном ожерелье, которое Мухаммед подарил Айше, мы потому и знаем, что остальные жены расценили этот поступок пророка как явное свидетельство его душевной слабости и непростительное нарушение справедливости, в результате чего разразилась крупная ссора в семье пророка. В ссору были втянуты и влиятельные родственники обиженных жен. Эти родственники, кстати, не раз приходили Мухаммеду на помощь и всячески старались, чтобы ссоры, порожденные ревностью и соперничеством, не приводили к разрыву между пророком и их «представительницей» в его доме.

Как итог личного горького опыта прозвучали в сердце Мухаммеда во время одного из откровений слова всеведующего Аллаха:

— И никогда вы не в состоянии быть справедливыми между женами, хотя бы и хотели этого.

Увы! Полная гармония отношений недостижима в земной жизни, и Мухаммед понимал это. По его словам, даже самые праведные войдут в рай лишь после того, как Аллах очистит их души от всякой скверны, иначе, надо полагать, вечное блаженство в раю с его гуриями, подобными жемчугу хранимому, было бы невозможно.

…Когда в странах ислама начала развиваться современная промышленность и передовые слои общества осознали необходимость раскрепостить женщину, многие богословы, опираясь на приведенный выше отрывок из Корана, стали доказывать, что именно моногамия, а не многоженство провозглашена Аллахом как лучшая, а потому и наиболее добродетельная форма брака. Многоженство же лишь дозволено, а вовсе не рекомендовано Аллахом. Дозволено по многим причинам, в том числе и потому, что создан человек, как сказано в Коране, слабым.

Поражение при Оходе поставило перед Мухаммедом и его единомышленниками много проблем, требующих неотложного решения.

Более шестидесяти мусульман, павших у подножия горы Оход, оставили после себя чуть ли не двести сирот и вдов, сотни других родственников, претендующих на наследство.

Для Медины, все население которой вряд ли превышало десять тысяч, это было крупное потрясение, чреватое серьезным расстройством социальной жизни, упадком нравов, нескончаемыми распрями при дележе имущества.

Вдов нужно было пристроить, интересы сирот защитить, имущество поделить по справедливости.

Нет ничего удивительного, что примерно через месяц после битвы при Оходе в озабоченной душе Мухаммеда прозвучали слова божественного откровения, дававшего ясный ответ на поставленные жизнью вопросы. Шестнадцать стихов Корана получил Мухаммед в апреле 625 года, и он тотчас же, во время очередного пятничного богослужения в мечети, оповестил о новом послании Аллаха всех верующих.

Мухаммед входил в мечеть прямо со своего двора, через специальные ворота, примерно через полчаса после того, как Биляль с плоской кровли своего дома заканчивал призывать верующих к богослужению. В первые годы после переселения в Медину при входе пророка в мечеть навстречу ему поднимался величественный Абдаллах ибн Убайя, упорно продолжавший считать себя самой влиятельной персоной в оазисе. С вежливостью радушного хозяина он приветствовал Мухаммеда, а затем приглашал собравшихся внимательно выслушать пророка… После победоносной битвы при Бадре и изгнании из Медины племени Кайнука властолюбивый шейх хазраджитов стал вести себя скромнее и уже не разыгрывал роль хозяина в мечети Мухаммеда — хозяйничать он продолжал только в «нечестивой» мечети ат-Дирар, которую ни пророк, ни преданные ему мусульмане не посещали — там происходили сборища «лицемеров», которых Мухаммед неустанно проклинал.

В мечети, с небольшого деревянного возвышения, на котором он был хорошо виден всем, Мухаммед произнес проповедь, в которой довел до сведения и разъяснил новое откровение, ниспосланное Аллахом, касающееся сирот, брака и наследования имущества.

Главное внимание от уделял сиротам — тем, отцы которых погибли и власть над которыми переходила, по обычаю, к главам семей и кланов.

— Давайте сиротам имущество их, — сообщал Мухаммед повеление Аллаха, и не заменяйте дурным хорошего. И не ешьте их имущества в дополнение к вашему, — ведь это — великий грех!

Имущество следовало передавать сиротам, достигшим брачного возраста, и передавать при свидетелях, чтобы не было никакого обмана. И помнить, предостерегал Мухаммед, что нечестность не укроется от глаз Бога, ибо «Бог есть самый верный наблюдатель расчетов». О слабоумных же сиротах, неспособных к браку, надлежало опекунам заботиться пожизненно — питать их, одевать и обращаться с ними «благоприветливо».

Сироты могли стать обладателями имущества, только унаследовав его от родителей или близких родственников, и порядок наследования был изложен в ниспосланном Мухаммеду откровении особенно подробно.

— Мужчинам, — провозгласил Мухаммед, — удел из того, что оставили родители и близкие, и женщинам — удел из того, что оставили родители и близкие, — из того, что мало или много, удел определенный.

И вслед за этим точно указал, какой «удел» приходится на долю всякого, будь то мужчина или женщина, по смерти таких-то и таких-то родственников.

— …Сыну — долю, подобную доле двух дочерей. А если они (дети) женщины, числом больше двух, то им — две трети того, что он оставил, а если одна, то ей — половина. А родителям его — каждому из двух — одна шестая того, что он оставил, если у него есть ребенок. А если у него нет ребенка и ему наследуют его родители, то матери — одна треть. А если есть у него братья, то матери — одна шестая… Родители ваши или ваши сыновья — вы не знаете, кто из них ближе вам по пользе, как установлено Аллахом. Поистине Аллах знающ, мудр!

В таком же духе определил Мухаммед «удел» многих других родственников, придерживаясь принципа, согласно которому близкие родственники получают больше, чем дальние, а при равной степени родства мужчина получает, как правило, в два раза больше, чем женщина.

Жадные опекуны, не желавшие выпускать из рук имущества сирот, часто препятствовали замужеству находящихся на их попечении девушек или выдавали их замуж по древним обычаям материнского рода — после замужества сирота не покидала родной семьи, муж либо поселялся в доме жены, либо лишь периодически навещал ее. И в том и другом случае имуществом женщины не распоряжались ни ее муж, ни его родственники — оно оставалось в руках опекуна. В Медине были распространены и временные браки — брак заключали на год или два, и по истечении этого срока он считался автоматически расторгнутым. Временный брак можно заключить на месяц, на неделю или всего на один день, одна женщина могла находиться в браке с несколькими мужчинами, а один мужчина — с несколькими женщинами.

Все подобные формы брака во времена Мухаммеда являлись уже явным анахронизмом. Они поддерживались все той же алчностью опекунов, не признававших за женщинами права уносить часть имущества из семьи, и нередко служили формой узаконенной проституции.

Мухаммед, выросший в торговой Мекке, все пережитки матриархата воспринимал как безнравственность, беззаконие, разврат. Добродетельным, угодным Богу, нравственным супружеством было для него только такое, при котором жена поселяется в доме мужа и муж является главой семьи.

— Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества, — утверждал Мухаммед в Коране. — И порядочные женщины благочестивы… А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте, и покидайте их на ложах, и ударяйте их. И если они повинятся вам, то не ищите против них, — поистине, Аллах возвышен, велик!

Чтобы покончить с безнравственными обычаями старины, Мухаммед предложил опекунам либо выдавать сирот замуж на сторону, выделив им законную долю имущества, либо… самим жениться на них:

— А если вы боитесь, что не будете справедливы с сиротами, то женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырех. А если боитесь, что не будете справедливы, то — на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы… И давайте женам их вено в дар.

В приведенном отрывке из ниспосланного Мухаммеду откровения речь идет не только о сиротах — в нем впервые затронут вопрос о числе жен, разрешенных верующему, и дается на него точный ответ: четыре жены. Не больше. Ровно столько, заметим, сколько было в описываемое время у самого пророка.

Мухаммед не вводил многоженства, но он счел нужным узаконить его, освятить авторитетом новой веры. И сделал он это через месяц после битвы при Оходе, чтобы раз и навсегда решить проблему вдов и сирот, проблему для воинственной мусульманской общины немаловажную. Патриархальная семья с числом жен от одной до четырех признавалась отныне единственно законной; все прочие существовавшие формы брака объявлялись противоречащими исламу, греховным и безнравственным сожительством.

В апреле 625 года Мухаммед сообщил верующим шестнадцать ниспосланных Аллахом стихов Корана, в которых затрагивались вопросы брака, семьи и наследования. В последовавших затем откровениях все эти вопросы были уточнены и дополнены.

В них было точно определено, при каких степенях родства разрешено верующим вступать в брак. Все формы кровосмесительных браков Мухаммед решительно осудил — запрещено было жениться на матерях, сестрах, дочерях и племянницах. Такое запрещение носило явно рациональный смысл: очевидно, Мухаммед хорошо сознавал вред близкородственных браков. Но запрет основывался не только на рациональных соображениях. Для Мухаммеда понятия биологического родства и юридического родства почти совпадали. Поэтому он запретил жениться не только на матерях, но и на кормилицах, и на женах отца; не только на дочерях, но и на падчерицах, и на женах сына.

Запрещение жениться на овдовевшей снохе распространялось и на жен приемного сына. Таким образом, по точному смыслу провозглашенного от имени Аллаха закона Мухаммед не имел права, например, вступать в брак с женщинами, бывшими ранее замужем за его приемным сыном Зайдом.

Развод разрешался как по желанию мужа, так и по желанию жены, но был усложнен введением «испытательного срока» — в течение трех месяцев супруги, публично провозгласившие о разрыве, должны были оставаться вместе, и если за это время между ними возобновится близость, вопрос о разводе сам собой отпадал. При разводе муж обязан был возвратить жене все ее приданое, разведенная жена уносила с собой часть имущества, которую семья мужа уже привыкла считать своей. В частности, поэтому право женщин на развод Мухаммед ограничил — они могли добиваться развода только по уважительным причинам таковыми признавались дурное обращение со стороны мужа, его слабоумие, отвращение к мужу и др.

Провозглашенные Мухаммедом от имени Аллаха законы были встречены большинством жителей Медины с удовлетворением.

Мухаммед не выдумывал их — задолго до его рождения эти законы были проверены жизнью и многими признаны наилучшими. Но наряду с ними существовали и иные обычаи, иные неписаные законы. Новаторство Мухаммеда состояло в том, что он освятил авторитетом веры одни обычаи и решительно отверг множество других. Разнообразию законов и обычаев приходил конец. Жизнь должна была подчиняться отныне одному, равно обязательному для всех закону. Тем самым по племенной организации наносился еще один чувствительный удар — племена и кланы лишались права выступать творцами законов.

Права и обязанности каждого человека должны были определяться не его принадлежностью к тому или иному клану, племени, а его принадлежностью к умме Мухаммеда — единому народу верующих.

Для Мухаммеда закон являлся прямым приказанием всемогущего Бога, а потому нарушение закона он рассматривал прежде всего как грех ослушания и неповиновения — тяжкий грех. Он понимал, что законы не должны умножать грехи, что узаконить стоит только такие требования, которые не противоречат жизни и природе людей.

Никакой закон не мог, например, оградить рабыню от посягательств хозяина — и Мухаммед разрешил правоверным иметь наложниц из числа рабынь — и купленных и тех, которыми завладели их десницы, потребовав только, чтобы рабынь не принуждали к сожительству. Дети рабыни от ее господина считались свободнорожденными и наследовали имущество отца, а их мать становилась свободной по его смерти.

Права наложниц были невелики, но и наказания для них установил Мухаммед наполовину меньшие, чем для жен.

Запрещение временных браков встревожило купцов, которые убедительно доказывали пророку, что при многомесячных торговых поездках без временных браков им никак не обойтись, что это требование Аллаха невыполнимо. Многие верующие по сей день считают, что пророк в конце концов разрешил временные браки, другие же отрицают это.

Новые законы не разрушали уже сложившихся семей — если кто женится на своей мачехе до того, как Аллах ниспослал свои повеления, разъяснял пророк, то в этом греха нет, можете оставаться мужем и женой, разводиться не обязательно. Впредь же такие браки воспрещены.

Многомужество же и групповые браки с верой несовместимы, как бы давно они ни были заключены, все равно это мерзость в глазах Бога и непростительный грех, такие браки должны быть расторгнуты.

Власти расторгнуть подобные браки у Мухаммеда не было, но он запретил верующим жениться на «развратницах» и выдавать своих дочерей за «развратников», и этого оказалось достаточным.

Поражение в битве при горе Оход ухудшило положение Мухаммеда. И все-таки не проигранная битва тревожила его больше всего, а причины поражения. Только семьсот человек в тот роковой день последовало за пророком сражаться с курайшитами, всего семьсот человек… А три тысячи мужчин Медины, три тысячи воинов не пожелали рисковать жизнью за дело ислама. И это было самое страшное — ведь будущее сулило не мир, а решительную войну с язычниками.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...