Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменяющийся характер работы




Согласно прогнозам Хэнди, скоро придет время, когда на постоянной работе в течение полного рабочего дня в компаниях привычного для нас стиля будет задействовано меньшинство взрослого работоспособного населения. Как правило, это будут высококвалифицированные люди, возможно, начинающие свою карьеру не раньше 25-летнего возраста — после получения высшего образования и окончания аспирантуры. Вероятно, они возьмут на себя важнейшую управленческую часть работы. Остальные, по прогнозам Хэнди, будут работать в трех различных категориях:

Первая категория будет включать в себя проектные группы: люди, объединяющиеся для работы над отдельными проектами, часто на непродолжительное время. Вполне вероятно, что такой подход станет доминирующим в области высокооплачиваемой работы в течение грядущего десятилетия. А предъявляемые таким специалистам требования поставят перед системой образования весьма серьезные задачи.

Невозможно переоценить важность все более проектно-группового характера работы, при котором каждый отдельный сотрудник является самостоятельно действующим, широко мыслящим специалистом, сотрудничающим со столь же широко мыслящей командой других специалистов для выработки новых решений.

По словам Хэнди, чтобы подготовить учащихся к будущему, «школа, перевернутая с ног на голову, приблизит процесс обучения к реальному рабочему процессу, положив в его основу реальные проблемы, которые должны быть решены, или реальные задания, которые должны быть выполнены. Все это будет делаться в группах, состоящих из людей разного возраста и различных способностей. Учащиеся такой школы будут не просто узнавать больше, осознавая смысл и цель того, что они делают, но и получат более полное представление о мире, в который они попадут после окончания обучения».

Во второй категории будут частично занятые или сезонные работники: те, кто работают два или три дня в неделю в супермаркетах, или в выходные дни или летом в туристическом бизнесе. Это будет один из вариантов работы для неквалифицированных или малоквалифицированных работников. Те, кто занимают эти рабочие места, уже сейчас относятся к «новым беднякам»: это низкооплачиваемые кассиры, работники, занятые часть рабочего дня в сфере быстрого питания в «часы пик» и другие.

В третьей категории будут те, кто работает индивидуально или занят в семейном бизнесе — часто просто делая то, что им нравится. Новая всемирная информационная сеть, по сути, позволяет опытным людям, в какой бы стране они ни жили, продавать выпускаемую ими продукцию или услуги кому угодно, а также использовать базы данных при поиске клиентов или услуг. Семьи могут использовать такие возможности, чтобы обмениваться между собой всем, чем угодно — от домов на время отпуска до идей. И у нас появится возможность выбирать для себя лучших преподавателей, практически не выходя из дома.

Женское лидерство

Из 22 миллионов новых рабочих мест, созданных в США в 80-е годы, две трети заняли женщины. По словам Найсбита, рост числа женщин — лидеров в разных областях экономики, науки и искусства в США в настоящее время достигает «критической массы». «40% менеджеров сегодня — женщины. 35% специалистов в области компьютерных наук — женщины. Половина бухгалтеров — женщины. Также увеличивается процент женщин среди адвокатов и врачей. Если вы посетите медицинский факультет или бизнес-школу, то убедитесь, что половина первокурсников — девушки. И женщины создают в два раза больше новых компаний, чем мужчины».

В своей работе Megatrends Asia Найсбит подчеркивает огромный вклад женщин в наиболее быстро развивающиеся области человеческой деятельности. «В Японии почти все валютные трейдеры сейчас — женщины. Число менеджеров-женщин в Сингапуре за последнее десятилетие увеличилось почти втрое. Каждый пятый менеджер в Гонконге — женщина».

Мгновенный доступ к информации о событиях в мире посредством международного спутникового вещания предоставляет азиатским женщинам окно в мир, о котором предыдущие поколения не могли даже мечтать. Как говорит Найсбит, «образование и финансовая независимость дадут женщинам Азии то, что для них ценнее всего — возможность выбора».

По словам журнала Economist, сегодня во многих странах девочки превосходят мальчиков, — начиная еще с дошкольного возраста и до конца средней школы. Но много и таких стран, где они пока не имеют такого шанса. Без сомнения, до сих пор существует ужасающая дискриминация по половому признаку, но в тех областях, где барьеры уже разрушены, женщины блестяще проявляют себя.

Нет никакого сомнения, что очень часто женщины предлагают совсем иной, отличный от мужского, взгляд на ситуацию. Например — Анита Роддик. В 1976 г. она открыла свое первое предприятие розничной торговли, The Body Shop, в английском городке Брайтон. К 1991 г. в ее международную торговую сеть входили 709 магазинов, объем продаж которых составил 238 млн долл., а прибыль — 26 млн долл. К 2000 г. у нее уже было 1700 магазинов в 49 странах, почти все из них действовали по системе франчайзинга под управлением ее единомышленников, большинство из которых — женщины.

В книге «Тело и душа» (Anita Roddick, Body and Soul) Роддик выражает свое мировоззрение почти на каждой странице. «Моим большим преимуществом при открытии магазина The Body Shop было то, что до того я никогда не училась в школе бизнеса... Если бы меня попросили назвать движущую силу моей жизни, я бы, не задумываясь, ответила — страсть... Все, что мы делаем, должно быть согрето заботой и любовью.

Для меня не существует современных героев в мире бизнеса. Я не знаю промышленных магнатов, при встрече с которыми у меня бы сильнее билось сердце. Я не встречала веселых и обаятельных глав корпораций, ценивших труд своих сотрудников. За 15 лет, которые я провела в мире бизнеса, я не научилась ничему. На уровне высшего руководства и советов директоров слишком много невежества: кажется, что все крупные компании управляются бухгалтерами и адвокатами и становятся безжизненными копиями друг друга. Если в жизни этих людей и есть восхищение и авантюризм, то они заключены в цифрах прибылей и убытков. Какой позор!»

Так же, как женщины изменяют бизнес, так и философия, подобная этой, изменяет подход к образованию. Но как преподавать «любовь», «заботу» и «сочувствие»?

10. Твой удивительный,
заново открываемый мозг

Некоторые говорят, что семидесятые годы прошлого века были десятилетием космических исследований; восьмидесятые — алчности; а девяностые заново начали исследование внутреннего космоса: в этот момент мы наконец-то оценили и стали использовать потрясающий потенциал человеческого мозга.

Тони Бьюзен шире смотрит на жизнь. Для любого изучающего педагогику он мог бы показаться типичным отличником, блестящим продуктом блестящей системы образования. В 1964 г. он окончил университет Британской Колумбии в Канаде, получив диплом с отличием по психологии, английскому языку, математике и естественным наукам. Но сегодня, оглядываясь назад, он поражается тому, чему его не учили.

«В школе я тысячи часов потратил на изучение математики. Тысячи часов — на изучение языка и литературы. Тысячи часов — на изучение естественных наук, географии и истории. Потом я спросил себя: сколько часов я потратил на то, чтобы изучить, как работает моя память? Сколько часов я потратил на то, чтобы изучить механизм зрения? Сколько часов я изучал, как следует учиться? Сколько часов я изучал, как работает мой мозг? Сколько часов — природу мышления и то, как оно влияет на мое тело? Ответом было — нисколько. Другими словами, меня в действительности не учили тому, как работать головой».

Спустя довольно долгое время после окончания университета, он пошел в библиотеку и попросил порекомендовать ему книгу о том, как использовать свой мозг. «Библиотекарь ответила: "Медицинская секция там". На что я возразил: "Я не хочу препарировать мой мозг, я хочу его эффективно использовать". И она сказала: "О, об этом книг нет". А я подумал: "Итак, книг о том, как использовать самый ценный инструмент, данный нам природой, нет. В этом случае, я должен написать хотя бы одну". И я так и сделал».

С тех пор он написал восемь книг. Одна из них, «Работай головой» («Use Your Head»), продана тиражом более одного миллиона экземпляров. Эта книга рекомендуется в качестве введения в Открытом Британском университете. Она и другие простые методики, предложенные Бьюзеном, имеют большое значение для всех участников Революции в обучении.

Культурный национализм

Чем ближе мы подходим к единой мировой экономике, тем интенсивнее развиваем единый универсальный стиль жизни, но при этом яснее различаем движение в противоположную сторону, которое Найсбит называет «культурным национализмом».

По его словам, «чем сильнее глобализовано и экономически независимо наше общество, тем больше мы склоняемся к естественному человеческому поведению — сильнее подчеркиваем существующие между нами различия, сильнее хотим держаться за свой родной язык, за свои корни и культуру. После объединения Европы, по моему мнению, немцы станут в большей степени немцами, а французы — французами».

Обратная сторона этого процесса очевидна: «этнические чистки» и ужас гражданской войны в бывшей Югославии, войны на Ближнем Востоке, религиозные столкновения, конфликты в различных частях бывшего Советского Союза, во многих странах — проявления расизма.

Но и позитивные возможности образования не менее очевидны. Чем большее развитие получает техника, тем сильнее стремление к сохранению культурного наследия — в музыке, танце, языке, искусстве и истории. Среди отдельных сообществ, особенно среди так называемых меньшинств, вдохновленных новыми направлениями в образовании, мы видим расцвет культурных инициатив и резкий рост самоуважения.

Растущий низший класс

Вам не обязательно слишком удаляться от центра городов, подобных Нью-Йорку, Чикаго, Филадельфии или Лос-Анджелесу, чтобы увидеть доказательства роста низшего класса. Преимущественно он связан с цветным населением и неудачами систем образования, особенно среди безработного молодого населения.

Повторная статистическая обработка данных показывает, что представители этого низшего класса часто оказываются в замкнутом кругу. Еще в 1970 г. Алвин Тоффлер в своей работе «Будущий шок» (Alvin Toffler, Future Shock) предсказал эру «раздробленности семьи»: увеличение числа разводов, меняющийся стиль жизни, разрушение самого института семьи. Большинство этих прогнозов сбылись. А если раздробленность семьи сопровождается безработицей, то все это формирует взрывную смесь, несущую страшные социальные потрясения.

Образование чрезвычайно важно для формирования альтернативного будущего. В 10 крупнейших американских городах с 1970 г. количество рабочих мест, на которых не требовалось высшего образования, сократилось вдвое. Две трети новых рабочих мест, появившихся в США с 1989г., относятся к высокопрофессиональным областям и к управленческой сфере. В Германии к 2010г. только 10% рабочих мест будут доступны для неквалифицированных рабочих, — по сравнению с 35% в 1976г..

Но это не только проблема безработицы. Безработная молодежь зачастую совершает более жестокие преступления и не хочет взваливать на свои плечи родительские обязанности. «Мальчики в подростковом возрасте наиболее неуправляемы и жестоки. Молодежь в возрасте до 24 лет несет ответственность за половину совершаемых в США тяжких преступлений; а те, кому еще нет 18 — за четверть. Для большинства западных стран эти цифры близки».

Журнал Economist, публикуя исчерпывающий обзор, задается вопросом, какие факторы сдерживают такое поведение? «Ответ краток — семья с двумя родителями. Семьи, в которых родители живут вместе, значительно лучше справляются с воспитанием благополучных детей, чем неполные». Тем больше причин для беспокойства, потому что в Америке в 1991 г. всего 50,8% детей жили в традиционных нуклеарных семьях (то есть таких, где присутствуют оба родителя, и дети являются биологическими потомками обоих из них). Среди испаноязычных детей эта доля составила 38%, а среди афро-американцев — 27%.

Как говорится в обзоре журнала Economist, «если мужчины не способны заработать на жизнь себе и своей семье, им, судя по всему, сложно научиться навыкам заботы о семье. И тогда они обретают убежище в фундаменталистской мужественности — в бандитском сообществе, у гангстеров, где им предоставляются стандарты поведения, которые основаны на определенных правилах, и которые мальчики не могут найти больше нигде».

Юноша, который не может заработать и которому не хватает самоуважения; девочки, которые рано беременеют и не выходят замуж; те, что рано заводят семью, но не готовы к выполнению родительских обязанностей; а также те, что живут в бедности — именно эти люди больше других подвергаются риску оказаться плохими родителями. В свою очередь, именно их детям труднее всего вырваться из капкана нищеты. И, к несчастью, этот капкан не исчезает из нашей жизни.

Как говорит Джереми Рифкин в своей известной книге «Конец работы» (Jeremy Rifkin, «The End of Work»), «Наступил век информации. В течение ближайших лет более изощренные и сложные технологии программного обеспечения еще больше приблизят человечество к миру, где почти не будет работы в привычном понимании этого слова. В сельском хозяйстве, производстве и сфере услуг машины быстро замещают человеческий труд и обещают нам экономику почти исключительно автоматического производства уже в середине XXI века. Повсеместная замена рабочих машинами заставит человечество переосмыслить роль людей в общественных процессах».

Даже если никакой иной фактор не требовал бы революции в обучении — и соответствующей ей общественной революции — этот абзац просто кричит о ней.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...