Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

* физическое;. * психическое;.  * духовное. * адаптации;. * социализации;. * индивидуализации (индивидуации).




* физическое;

* психическое;

 * духовное.

Физическое здоровье представляет собой устойчи­вое функциональное состояние организма, обеспе­чивающее успешную жизнедеятельность человека (жизнедеятельность как отдельных тканей, органов и систем, так и всего организма в целом). Важно отме­тить, что устойчивое функциональное состояние рас­сматривается в пределах возрастной нормы.

Очень важно воспринимать себя здоровым чело­веком. Не случайно бытует поговорка: пока человек не задумывается о своем здоровье, он здоров.

Физическое здоровье, как правило, связывают с биологическим (функциональным) возрастом, то есть с функциональной зрелостью организма. Критерии биологического возраста меняются в зависимости от периода развития и включают:

* морфологические критерии (скелетная и зубная зрелость, зрелость форм тела, его пропорций, разви­тие первичных и вторичных половых признаков);

* функциональные критерии (зрелость центральной и вегетативной нервной системы и опорно-двигатель­ного аппарата);

* биохимические критерии (ферментативные, гор­мональные и цитохимические показатели).

Психическое здоровье оценивается по трем основ­ным критериям:

* адаптации;

* социализации;

* индивидуализации (индивидуации).

В нашем случае, применительно к здоровью, под адаптацией понимается способность человека осоз­нанно относиться к функциям своего организма (на­пример, пищеварения, выделения и др. ), способность регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями). Пределы содержания индивидуальной адаптации существуют, но есть и общие для всех людей закономерности. Кри­терием успешной адаптации является способность человека жить в современных геосоциальных усло­виях.

Социализация применительно к здоровью понима­ется в трех основных проявлениях:

* во-первых, человек реагирует на другого чело­века, как на равного себе («Другой такой же чело­век, как и я»);

* во-вторых, человек признает существование норм в отношениях между людьми («Между людьми суще­ствуют определенные нормы взаимоотношений и я руководствуюсь ими»);

* в-третьих, человек признает необходимую меру одиночества и относительную зависимость от других людей, то есть между параметрами «одинокий» и «за­висимый» существует определенная гармония («Я — единственный, но не одинокий; я нуждаюсь в окру­жающих, я — среди себе подобных»).

Таким образом, критерием успешной социализа­ции является способность человека жить в условиях современных социальных норм, в системе «Я — дру­гие».

Индивидуализация (индивидуация ) понимается как способность:

* во-первых, осознавать собственную неповтори­мость и индивидуальность, как ценность и не позво­лять разрушать ее другим людям;

* во-вторых, сопоставлять свою индивидуальность с проявлениями индивидуальности других людей.

Таким образом, критерием успешной индивидуа­лизации (индивидуации) является способность че­ловека относиться к самому себе и к окружающим как к индивидуальностям.

Рассмотрев слагаемые психического здоровья, можем сделать следующий вывод. Психически здоро­вый человек характеризуется его возможностями адап­тации, социализации и индивидуализации . Эти возмож­ности есть у каждого человека, а степень их реализации определяется социальной ситуацией, то есть теми ежедневными условиями развития человека, в кото­рых он реализует себя, свои мысли, возможности, желания, качества.

Несколько слов о духовном здоровье человека.

К основным его признакам и показателям относятся следующие:

* воспринимая жизнь как ценность, человек стре­мится к созданию в ней новых ценностных качеств. Состояние поиска охватывает человека помимо его воли и индивидуальных усилий, и человек ищет его истоки вне своих сил, в сферах, лежащих выше их;

* гуманистические способы воздействия на себя и на окружающих (поощрения, наказания, прощения);

* целостность внутреннего мира, которая задается системой правил и суждений, принятых для себя че­ловеком осознанно (так называемая «жизненная фи­лософия»);

* переживания постоянной радости от жизни как таковой.

Духовное здоровье проявляется в связи человека со всем миром и выражается в:

* религиозных чувствах;

* чувстве красоты и мировой гармонии;

* чувстве восхищения и благоговения перед жиз­нью.

Наиболее плодотворны исследования духовного здоровья представителями гуманистической психоло­гии. Так, А. Маслоу считал, что люди, здоровые духовно, обладают особыми характеристиками, кото­рые отличают их от других людей по ряду показате­лей. Эти люди удовлетворили свои потребности в бе­зопасности, сопричастности, любви, уважении и самоуважении и поэтому могут стремиться к самоак­туализации, то есть к свершению своей миссии, при­звания, судьбы, стремления к единству своей лично­сти.

К характеристикам здоровых людей, подтвержден­ным наблюдениями А. Маслоу, можно отнести сле­дующие:

1. Объективное восприятие реальности . Духовно здо­ровые люди менее эмоциональны и более объектив­ны в восприятии реальности, терпимы к противоре­чивости и неопределенности. Они приветствуют сомнение и нехоженые пути.

2. Полное принятие себя, других и природы . Духовно здоровые люди принимают себя такими, какие они есть как на психическом, так и на физиологическом уровне и ощущают при этом радость жизни (у них хороший аппетит, сон, секс). С пониманием они от­носятся к основным биологическим процессам в орга­низме. Подобным образом они воспринимают других и человечество в целом.

3. Непосредственность, простота и естественность поведения . Как точно заметил М. Е. Литвак (1997), с этими людьми общаться так же просто, как и с япон­ской техникой. Однако эта простота общения не оз­начает, что они доступны для каждого в любой мо­мент и что они так же просты «внутри».

4. Увлеченность и преданность какому-либо делу (цен­трированность на проблеме, а не на себе). Духовно здо­ровые люди привержены какой-то задаче, долгу, при­званию или любимой работе, которую считают для себя жизненной миссией. Говоря словами А. Маслоу, они живут, чтобы работать, а не работают, чтобы жить.

5. Независимость и потребность в уединении . Они очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жизни и в одиночестве, общении с собой.

6. Автономия, независимость от культуры и окру­жения . Они больше полагаются на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. В этом смысле они самодостаточны, то есть незави­симы на самом деле, а не в смысле заявления своей позиции.

7. Свежесть оценки и восприятия . Духовно здоро­вые люди каждый день своей жизни воспринимают как захватывающее и волнующее событие. Для них восприятие сотой радуги так же прекрасно и восхи­тительно, как и восприятие первой радуги в жизни.

8. Вершинные или мистические переживания . Эти люди способны переживать моменты сильного вол­нения или высокого напряжения, экстатические со­стояния. Когда они переживаются? В кульминацион­ные моменты любви и интимности, творчества, озарения, открытия и слияния с природой.

9. Общественный интерес, чувство сопричастности, единения с другими, доброжелательность . Это выража­ется в сострадании, симпатии и любви ко всему че­ловечеству (часто в виде отношения старшего брата к младшему).

10. Глубокие межличностные отношения . У этих лю­дей узок круг общения, так как настоящее общение, состояние духовного единства с другими требует вре­мени и усилий. Однако их общение отличается глу­биной переживаемых чувств. Кроме того, для этих людей характерно высокое чувство эмпатии, сопе­реживания.

11. Демократический тип характера . У этих людей нет предубеждений к другому классу, расе, религии, полу, возрасту, профессии, сексуальной ориентации, прочим атрибутам статуса. Они с готовностью учатся у любого, если только у него можно чему-то научиться. В то же время они не считают всех без исключения равными. А. Маслоу писал: «Эти индивиды, сами яв­ляющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти».

12. Разграничение средств и целей . В повседневной жизни они более определенны, последовательны и тверды, чем другие, в отношении того, что правиль­но и что ошибочно, хорошо или плохо. Они придержи­ваются определенных нравственных и этических норм, хотя немногие из них религиозны в ортодоксальном смысле этого слова. В то же время для них порой сам процесс значит больше, чем цель, пусть и очень бла­говидная.

13. Философское чувство юмора . Эти люди предпо­читают доброжелательный, философский юмор, выс­меивающий глупость человечества в целом, в отли­чие от других людей, которые могут получать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то не­полноценность, унижающих кого-то или непристой­ных. Юмор духовно здоровых людей вызывает улыб­ку, а не смех.

14. Креативность, творческий подход к жизни . Для них характерна естественная и спонтанная креа­тивность, позволяющая будничное дело осуществ­лять каждый раз по-новому. Кроме того, их твор­ческий подход проявляется прежде всего в повседневных делах, а не как у выдающихся талан­тов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Вот по­чему А. Маслоу как-то заметил, что в первоклассном супе больше творчества, чем во второсортной по­эзии.

15. Сопротивление окультуриванию . Они в гармо­нии со своей культурой, вместе с тем сохраняют оп­ределенную внутреннюю независимость от нее. Они традиционны и ничем не отличаются от других, пока требования культуры не затрагивают их основные, базисные ценности.

Сказанное выше может привести к заключению, что здоровые духовно люди — ангелы. У них есть не­достатки и, как другие люди, они несовершенны. Од­нако они напоминают нам, что потенциал психоло­гического роста человека, его возможности стать духовно здоровым гораздо выше, чем те, которых достигло человечество.

В приложении к главе содержится «Опросник лич­ностной ориентации», позволяющий определить сте­пень самоактуализации и духовного здоровья чело­века.

Здоровье человека: от чего оно зависит? Разберем­ся, от чего же зависит наше здоровье (особенно фи­зическое). Опираясь на данные Всемирной организа­ции здравоохранения, можно выделить четыре группы обобщенных факторов, влияющих на состояние на­шего здоровья.

* Наследственность (20 %).

* Экологически благоприятная среда (20 %; со вре­менем вклад этого фактора будет увеличиваться).

* Медицинское обеспечение (10 %; со временем вклад этого фактора будет уменьшаться).

* Образ жизни человека (50 %). Образ жизни это целостная совокупность осо­бенности повседневной жизни людей, определяемая:

* индивидуальными психическими особеннос­тями;

* потенциалом здоровья, заложенным в каждом человеке;

* жизненным опытом;

* семейными и местными обычаями;

* стандартами жизни, характерными для данного социального слоя, данного региона, данного госу­дарства (например, житель города или деревни, жи­тель Западной или Восточной Европы, житель СНГ и др. ).

Образ жизни охватывает:

* трудовую деятельность;

* быт;

* формы использования свободного времени;

* формы удовлетворения материальных и духов­ных потребностей;

· нормы поведения людей в типичных ситуациях.

При столь важном значении образа жизни стоит пристальнее присмотреться к факторам, поддержи­вающим физическое здоровье .

К ведущим из них обыч­но относят:

* дыхание;

* питание;

* движение.

О дыхании мы как-то не задумываемся, пока здо­ровы органы дыхания. Оно выполняется автоматичес­ки, хотя при желании мы можем им управлять. В орга­низме физиологические и биохимические процессы происходят без участия сознания и управляются ве­гетативной нервной системой.

На дыхание давно обратили пристальное внима­ние на Востоке. На Западе и у нас — значительно позже. Одни говорят, что надо дышать глубже, дру­гие считают, что полезней неглубокое дыхание (по методу Бутейко). При напряженной физической ра­боте нужно глубокое дыхание для обеспечения кис­лородом биохимических процессов. Дыхание по ме­тоду Бутейко, когда в организме накапливается углекислота, выводит организм как бы на грань, за которой начинают раскрываться резервные возмож­ности организма. Оно эффективно при многих забо­леваниях, но им нельзя пользоваться постоянно.

Йоги отработали разные варианты дыхания (пра-наямы), включающие четыре примерно равных по времени этапа: вдох — пауза — выдох — пауза. Дли­тельность этапов подбирается индивидуально, но обычно по 4—8 с на этап, с постепенным увеличе­нием до 10—14 с. Такое дыхание оказывает оздоравливающее и даже омолаживающее воздей­ствие.

В последнее время много внимания уделяет­ся проблеме питания.

Существуют разные способы питания — сыроеде­ние, растительная монодиета, вегетарианство, жи­вотная монодиета, смешанное питание. Доказано, что применим любой способ, но менее эффективным является последний.

Существуют несколько заповедей питания:

* питайся четыре раза в день и регулярно;

* потребляй только продукты живой природы. При­чем главное внимание следует уделять свежим фрук­там и овощам (по возможности сырым) и так назы­ваемой клетчатке (хлеб грубого помола, с отрубями и др. ). Жиры рекомендуется употреблять не более 80 г в день и стараться, чтобы они были ненасыщенны­ми, то есть растительными и не жареными. До мини­мума необходимо свести потребление сахара и соли. То, что мы употребляем в пищу, в среднем должно усваиваться на 80—90 %. Жиры задерживают и сни­жают это усвоение до 60 %, а овощи и фрукты — увеличивают на 10—15 %;

* ешь, когда голоден. До половины пищи, принятой без аппетита, разлагается и превращается в яд;

* разнообразие пищи должно быть максимальным в течение недели и минимальным в одной трапезе;

* не забывай о соках (лучше натуральных) и пить­евой воде (лучше талой или родниковой). Ежедневный прием жидкости должен составлять не менее 1—2 л;

* и, пожалуй, главное — индивидуально подбирай для себя ту пищу, в которой нуждается тело.

Движение составляет основу жизни. В наибольшей степени потребности организма в движении реализу­ются в различных видах физических упражнений и ходьбе. Максимальный эффект достигается при вы­полнении большого количества циклических движе­ний не очень высокой интенсивности. Главное при этом не просто увеличивать силу и гибкость тела, а усилить саморегуляцию организма.

Проще всего ввести в свою жизнь физические уп­ражнения, увеличив ежедневную двигательную ак­тивность. Быстрая ходьба дешевая, простая, безо­пасная и самая популярная форма упражнений. Замените ходьбой все автомобильные поездки на близкие расстояния. Эффективным и веселым спосо­бом, позволяющим сжигать лишние калории, явля­ются танцы и участие в спортивных состязаниях. До­ступным и эффективным видом физических занятий является медленный бег, так как именно он обеспечивает антигравитационный режим (из-за наличия фазы полета). Благодаря кровотоку и газообмену в легких лучше удаляются шлаки, улучшается работа эндок­ринной и нервной систем. Состояние легкого поло­жительного стресса создает адаптационные механиз­мы для более сложных стрессовых воздействий и способствует укреплению иммунной системы.

Медленно и постепенно увеличивайте интенсив­ность своих тренировок. Тогда вас не будет пугать не­обходимость прилагать к занятиям большие усилия (а боясь этого, люди часто прекращают занятия спортом). Пусть нагрузка на ваших тренировках рас­тет естественно, в соответствии с вашими желанием и потребностью. Немедленно прекратите занятия, если они станут вызывать у вас чувство дискомфорта, сла­бость или болезненные ощущения.

 

Вопрос 2.

СТРЕСС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ. УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ

Понятие о стрессе. В обиходе слово «стресс» упот­ребляется в весьма широком смысле. Что такое стресс? Под ним подразумевается напряжение, давление или бремя, нагрузка. « Стресс » — слово, заимствованное из английского языка и означающее «напряжение».

Само это понятие взято из арсенала материалове­дения и обозначает там давление (нагрузку), с кото­рым воздействуют на материал при его испытании. В литературу по медицине и психологии слово «стресс» попало в середине 30-х го­дов. В 1936 г. в журнале «Nature» было опубликова­но короткое сообщение ка­надского физиолога Г. Селье под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Так было положено на­чало утверждению в научном и повседневном обихо­де одной из самых модных теорий XX века.

В стрессовых ситуациях протекают процессы фи­зической и умственно-психической адаптации к вне­шним и внутренним воздействиям. Соответственно, и сам стресс можно рассматривать как защитную ре­акцию на внешние и внутренние раздражители (стрессоры). Вместе с тем стресс — это комплекс эмоцио­нальных состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Посредством стрессовой реакции организм пыта­ется восстановить нарушенное под воздействием агрессоров равновесие. Г. Селье показал, каким обра­зом стресс связан с постепенным истощением ре­зервов организма, который старается приспособить­ся к новым условиям. При этом, например, происходит активизация той части вегетативной нервной систе­мы, которая ответственна за активность и работос­пособность организма.

Г. Селье назвал комплекс этих реакций всеобщим адаптационным синдромом и описал три стадии это­го синдрома. Первая ста­дия — реакция тревоги, выражающаяся в моби­лизации всех ресурсов организма в ответ на воз­действие извне, наруша­ющее равновесие процес­сов жизнедеятельности. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается справиться с вредными воздействиями. В этот период может на­блюдаться повышенная стрессоустойчивость.

Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья ста­дия — истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопро­тивляется новым вредным воздействиям, увеличива­ется опасность заболеваний. Однако наступление тре­тьей стадии не обязательно.

С доисторических времен, когда пещерные люди жили под постоянной угрозой нападения, человечес­кое тело приобрело свойство определенным образом реагировать на любое напряжение. Попадая в угро­жающую ситуацию, первобытный человек был вы­нужден быстро мобилизовать все свои силы, защи­щаясь или убегая от опасности. Когда мы чувствуем опасность, в нашем организме происходит следую­щее:

* надпочечники начинают вырабатывать гормон адреналин, который «готовит» наше тело к выходу из критической ситуации;

* сердце начинает биться быстрее, а дыхание ста­новится чаще;

* увеличивается приток крови к мозгу, которому требуется больше кислорода для активной деятель­ности во время опасности;

* мускулы напрягаются и готовы действовать;

* прекращается процесс пищеварения, что позво­ляет организму сэкономить немало энергии.

Исходя из этого, к основным психофизиологичес­ким признакам стресса можно отнести:

* вспотевшие ладони;

* частое сердцебиение;

* обильное потовыделение;

* возникновение проблем с дыханием;

* лицо краснеет или бледнеет;

* зрачки расширяются;

* возрастает кровяное давление;

* мышцы напряжены;

* возникает ощущение подавленности. Человек, только что избежавший несчастного слу­чая, мог ощутить в своем теле в момент опасности все перечисленные физиологические изменения. По­добные, но не такие сильные последствия происхо­дят и в менее опасных ситуациях.

К сожалению, если человек не может управлять собой и не способен быстро выходить из стрессовых состояний, во всем организме происходят небольшие, но необратимые изменения. Как это происходит, до сих пор не совсем понятно, однако многочисленные исследования подтверждают, что, превратившись в устойчивые, эти изменения порождают в человеке ощущение слабости, болезненности и способствуют возникновению нового стресса.

Стресс — это естественная и неизбежная особен­ность жизни. По мысли Г. Селье, отсутствие стресса равносильно смерти и даже во сне человек испыты­вает легкий стресс. На ранних этапах развития чело­веческого общества стресс возникал в условиях не­обходимости физического выживания (добыча пищи, убежища, огня, партнера для продолжения рода). В современном обществе (особенно в условиях науч­но-технической революции) наши стрессоры весьма мало связаны с основными механизмами выживания и значительно больше с социальным успехом, с по­рождением возрастающих требований жизненных стандартов, а также с необходимостью отвечать ожи­даниям других и самих себя.

Мы все нуждаемся в определенном уровне стрес­са, если не хотим скучать и чувствовать себя несчас­тными. Но обязательный уровень стресса для каждого человека различен. От человека к человеку меняется не только уровень потребности в стрессе, но само содержание или вид необходимого стресса.

«Хороший» и «плохой» стресс. Позднее Г. Селье до­полнил свою теорию, высказав мысль, что не вся­кий стресс вреден: стресс — неотъемлемая часть жиз­ни и его нельзя избежать. Важно, по его мнению, поддерживать оптимальный для себя уровень стрес­са, позволяющий действовать наиболее эффективно. В этом случае стресс — это «аромат и вкус жизни». Окажет ли стресс пагубное воздействие на состояние здоровья или нет, зависит от соответствующей дозы, вида нагрузки и отклика на раздражение.

Стресс как давление, нагрузка или напряжение нейтрален. Наше тело не различает, воздействует на него положительный либо отрицательный стресс. Решает здесь то, как вы сами умственно и эмоцио­нально оцениваете соответствующую ситуацию. На­пример, скорее всего, положительно вы воспри­мете в повседневной деловой жизни следующие ситуации:

* деятельность требует необычайных свершений и особенно пробуждает творческий потенциал;

* встреча после долгой разлуки с партнером, при­ятелем, другом;

* добровольные занятия спортом и подобные фи­зические нагрузки.

В подобных ситуациях вы сами управляете своим поведением и реализуете собственные цели, то есть вы автономны и самостоятельны. Форма напряжения, возникающая при этом, благоприятно действует на вас, стимулирует, мотивирует и высвобождает силы. Положительный стресс именуют эустрессом или эвстрессом (греч. eu — хорошо).

Отрицательные стрессовые ситуации возникают большей частью тогда, когда вы чувствуете себя от­чужденным, зависимым, когда находитесь под сильным влиянием об­стоятельств. В этом случае вы ограниче­ны в возможности влиять на ход собы­тий и чувствуете себя скорее жертвой. От­рицательный стресс обозначают словом дистресс (греч « dis » — плохо). Сюда включают все остро или хронически возникающие ситуации, кото­рые вы ощущаете для себя неудовлетворительными, угрожающими или устрашающими. Здесь речь может идти как о «повседневной нервотрепке», так и о чрез­вычайных обстоятельствах.

Оказывает ли стресс на вас положительное воз­действие или вредит, зависит от дозы и, естествен­но, от вида нагрузки. Как отмечают немецкие специа­листыФ. Т. Готвальд и В. Ховальд, чем продолжительнее и интенсивней воздействует раздражитель и чем раз­нообразней и необычней сами нагрузки, тем сильнее ре­акции, вызываемые ими. Если у вас — руководителя уже в течение недель существуют трудности в обще­нии с одним из своих подчиненных (продолжительность) и данный конфликт вас самих сильно трево­жит (интенсивность), если вы впервые переживаете такую конфликтную ситуацию (новизна) и, возмож­но, она распространяется еще на других сотрудников (множественность), то доза получаемого стресса ока­зывается максимальной. Таким образом, является ли сам стресс вредным для вашего здоровья или нет, определяется длительностью, интенсивностью, новиз­ной, множественностью стрессовой ситуации.

Когда вы слишком много работаете и сильно на­гружены, само по себе это не вредит вам до тех пор, пока работа доставляет вам радость и вам сопутствует успех. Но если к напряжению сил добавляются еще разочарование и неудачи, то существенно повыша­ется риск заболеваний.

Факторы, вызывающие стресс (или стрессоры). Важ­но уяснить, что существуют определенные стрессо­ры, способные вызвать стресс, факторы, порождаю­щие превышение способности организма адекватно реагировать на воздействие извне. Под стрессором (си­ноним — «стресс-фактор», «стресс-ситуация») обыч­но понимается чрезвычайный или патологический раздражитель; значительное по силе и продолжитель­ности экстремальное воздействие, вызывающее стресс.

В самом общем виде обычно различают следую­щие виды стрессоров:

* физиологические (чрезмерные боль, шум, загряз­ненный воздух, неблагоприятное питание, воздей­ствие экстремальных температур, прием ряда лекар­ственных препаратов и др. );

* психологические (информационная перегрузка, нереалистические ожидания и притязания, критичес­кие события в жизни, соревнование, угроза соци­альному статусу, самооценке, ближайшему окруже­нию и др. ).

По мнению Д. Фонтана, для анализа стрессоров профессионального стресса и стресса руководителей следует ориентироваться на несколько иную класси­фикацию.

 

С этой точки зрения можно выделить две большие группы стрессоров:

 * стрессоры служебной деятельности;

· стрессоры внеслужебной деятельности.

Стрессоры служебной деятельности подразделяет­ся на:

- общие и

- специфические.

 

Рассмотрим общие стрессоры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...