Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При этом некоторые данные сельских школьников вызывают озабоченность.




При этом некоторые данные сельских школьников вызывают озабоченность.

Обращает на себя внимание неожиданно высокий уровень аллергических заболеваний на селе, а также огромное преобладание ЛОР-заболеваний и близорукости.

Широкое распространение на селе близорукости может быть следствием несоблюдения гигиенических норм освещения в помещениях как дома, так и в учебных заведениях. Нарушения светового режима, по-видимому, значительно более весомый фактор развития близорукости, чем авитаминоз А, который в сельской местности должен был бы быть выражен слабее, чем в городе, благодаря широкому использованию в пищу овощей, содержащих каротиноиды (морковь, свекла и т. п. ).

На селе отмечается катастрофически высокий уровень травматизма (рис. 1), почти в 3 раза превышающий среднероссийские показатели для детей до 14 лет. Практически каждый третий респондент сообщает об имевших место травмах в анамнезе, т. е. общий травматизм – до 30%. Возможно, это связано с меньшей заботой о технике безопасности во всех ее проявлениях, в том числе в сельскохозяйственном производстве. Еще более вероятно, что сельский быт значительно более травмоопасен, чем городской. Кроме того, как будет показано ниже, настораживает значительная положительная корреляционная связь уровня травматизма с уровнем наркогенной зараженности сельских подростков (включая употребление алкоголя).

Наиболее распространенные травмы:

Ожог – 7%.

Перелом костей рук – 6, 6%.

Сотрясение мозга – 6, 4%.

Растяжение связок – 6, 2%.

Интегральный показатель «Хронической» заболеваемости у девочек неуклонно возрастает с возрастом от 10-11 лет к 16 годам и старше. Можно полагать, что это означает постепенное накопление с возрастом числа хронических заболеваний у некоторой части сельских школьниц. Это предположение подкрепляется тем фактом, что доля отметивших у себя хронические заболевания девочек в возрасте 10-11 лет составляет 65%, а к возрасту 14-15 лет она увеличивается до 80%, оставаясь практически на том же уровне и в старшей возрастной группе.

Среди мальчиков 10-11 лет доля имеющих хронические заболевания такая же, как среди девочек, но в дальнейшем увеличивается несколько в меньшей степени, достигая величины 73% в старшей возрастной группе (табл. 2).

Таблица 2.

Интегральные показатели заболеваемости

 

Группа

Показатель

ИП «хроническая»

ИП «острая»

ИП «травматизм»

Пол девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики
10-11 лет Количество респондентов 65% 65% 91% 81% 25% 21%
12-13 лет Количество респондентов 67% 61% 93% 89% 29% 29%
14-15 лет Количество респондентов 80% 70% 86% 86% 27% 34%
16 лет и старше Количество респондентов 79% 73% 89% 88% 40% 42%

 

С другой стороны, по многим данным медицинских обследований последних лет уровень хронической заболеваемости среди девушек оказывается выше, чем среди юношей (Баранов, 2000). Это – весьма настораживающее явление, противоречащее общебиологической закономерности большей подверженности мужского пола разнообразным неблагоприятным внешнесредовым воздействиям. Столь широкое распространение хронических заболеваний среди юношей и, особенно, девушек, может составлять угрозу для репродуктивного воспроизводства населения. Наряду с другими факторами, это составляет серьезную причину неблагоприятных популяционных процессов, наблюдающихся сегодня в России и несущих угрозу национальной безопасности в стратегическом плане.


Рис. 1. Хроническая заболеваемость сельских школьников в сравнении со средними данными по России

Колоссальное увеличение с возрастом претерпевает частота встречаемости травматизма. Если в 10-11 лет эта цифра составляет 21-25%, то к 16 годам она достигает 40% у девушек и 42% у юношей, то есть увеличивается почти в 2 раза. За это же время интегральный показатель травматизма возрастает еще более существенно, что говорит об увеличении не только частоты травм, но и их тяжести. В группе 16-летних травматизм у юношей оказывается выше, чем у девушек.

Особо важной характеристикой здоровья в современных условиях становится физическое развитие детей, среди которых нарастает доля имеющихся отклонений, особенно в связи с дефицитом массы тела. Реальным фактором формирования этих отклонений является снижение уровня жизни, отсутствие возможности обеспечить полноценное питание детей. Например, Крюкович Е. В., Нагар­ная Л. Н. (2002) проанализировали антропометрические данные 2, 2 тысяч школьников 10-16 лет г. Владивостока. Мониторинг росто-весовых данных выявил продолжающиеся процессы децелерации в большинстве возрастно-половых групп. Обращает на себя внимание величина сигмальных отклонений росто-весовых показателей у современных подростков, которая в 1, 5-2 раза больше, чем в стандартах 1966 и 1977 г. Это свидетельствует о существенном разнообразии признака в пределах одной возрастной группы, что может быть обусловлено изменениями в характере питания населения.

Прослежена определенная зависимость между отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата и уровнем минерализации костной ткани (Вишневецкая Т. Ю., Макарова А. Ю., Чепрасов В. В., 2002). В пубертатный период развития у 47% мальчиков и 39% девочек-подростков выявляется значительное число нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата. Более чем у 35% мальчиков отмечено до 3 отклонений, среди девочек таких выявлялось почти в 2 раза больше (61%). У детей со сниженным уровнем минерализации костной ткани происходит ухудшение состояния опорно-двигательного аппарата и в 2 раза увеличивается число подростков, имеющих 4-7 отклонений соматоскопических признаков.

По данным некоторых исследователей, в 71, 2% случаев у московских детей и подростков состояние осанки в наши дни требует внимания медиков и в 44, 1% - серьезной коррекции (Е. П. Усанова, М. А. Татарникова, О. Л. Кабанец, 1998). Нарушенная осанка – это не только плохой внешний вид человека. Любые искривления позвоночника нарушают функцию периферических нервов в определенных зонах, за деятельность которых отвечает каждый сегмент позвоночного столба. По этим причинам, в зависимости от места локализации искривлений, наступают изменения нормальной функции тех или иных органов и систем, а затем развиваются хронические болезни. Поэтому, чем раньше начинаются коррекционные и лечебные мероприятия, тем более вероятны положительные прогнозы в отношении здоровья каждого человека, начиная с детского возраста.

Особую тревогу у педиатров и гигиенистов вызывают показатели деятельности сердечно-сосудистой системы детей и подростков. В течение 20 лет в подавляющем большинстве возрастно-половых групп подростков произошло достоверное уменьшение средних значений систолического давления (гипотонические реакции) и увеличение диастолического давления. Это свидетельствует об ухудшении сократительной способности миокарда у современных подростков.

Куценко Г. И. и др. (2002) наблюдали подростков 15-17 лет. Наиболее частой патологией у девушек в 15 лет являлись нервно-психические расстройства донозологического уровня (82, 6%) на втором месте - вегетососудистая дистония (67%) и нарушение менструальной функции (68%), на третьем месте - эндокринная патология (20, 5%).

Общие и местные экологические проблемы начинают сказываться на глубоких процессах формирования здоровья, включая изменения процессов возрастной динамики, появление сдвигов в клинике и характере заболеваний, длительности течения и разрешения патологических процессов, в принципе встречающиеся повсеместно, т. е. затрагивающих биологию человека.

При современной социальной нестабильности воздействие экологически неблагоприятных ситуаций усугубляется сочетанием со стрессовыми нагрузками. Эти наслоения могут служить пусковыми механизмами формирования отклонений в состоянии здоровья различных возрастных групп школьников. Биологические возрастные процессы в детском возрасте более благоприятно протекают в лучшей социальной среде.

С целью выявления факторов риска в формировании здоровья детей проведено анкетирование родителей учащихся общеобразовательных школ г. Архангельска (Волокитина Т. В., 2002). Всего у обследованных детей выявлено 1678 факторов неблагополучия, причем биологические составляли 45, 8%, социальные – 16, 8%, сочетанные (биологические и социальные) – 37, 4%. Из биологических факторов следует обратить внимание на частое осложненное течение беременности и родов: у 87, 9% матерей – патология беременности. У 32, 1% рожениц наблюдались патологические роды. Проведенный анализ подтверди значимую роль в формировании роста и развития детей социальных условий.

Среди факторов, формирующих здоровье, большое значение имеют «школьные факторы». Их доля влияния на показатели здоровья школьников составляет 20%, тогда как влияние медицинского обеспечения оценивается в 10-15%. Роль так называемых «школьных» факторов риска можно продемонстрировать данными, приводимыми рядом исследователей.

Изучение состояния здоровья младших школьников г. Нижнего Новгорода (Леонов А. В. и др., 2002) выявило прогрессирующее ухудшение состояния здоровья учащихся с 1-го по 4-й класс: увеличивается частота дисгармоничности физического развития, особенно за счет сниженной и низкой массы тела. За 4 года обучения в школе число здоровых детей (1 группа здоровья) снизилось на 15%. Особую тревогу вызывает увеличение в 3 раза количества детей с хроническими заболеваниями (3 и 4 группы здоровья). В структуре заболеваемости лидируют болезни опорно-двигательного аппарата, частота которых за время обучения в начальной школе увеличивается в 1, 5-2 раза, болезни органов пищеварения, болезни глаз (увеличение в 3 раза с 1 по 4 класс), болезни нервной системы, психические расстройства и расстройства поведения. У многих школьников выявлено сочетание нескольких заболеваний.

Результаты клинико-эпидемиологических исследований, полученные в 2000-2001 гг. Пляскиной И. В. (2002), показали, что в школах с углубленным изучением иностранных языков имеется тенденция к уменьшению процента учащихся с 1-й группой здоровья с 2, 3% до 1, 5% за счет увеличения подростков с 3-й группой здоровья с 72, 3% до 73, 7%. К старшим классам у учащихся увеличивается распространенность в 1, 2 раза функциональных нарушений (с 554‰ до 706‰) и в 1, 6 раза – хронических болезней (с 167‰ до 272‰) пищеварительной системы, близорукость – в 1, 5 раза, функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата – в 1, 2 раза, а хронические – в 2, 6 раза.

Изучение состояния здоровья старшеклассников, обучающихся в лицеях, показало, что по сравнению с контрольной группой (учащиеся обычных школ) лицеисты имели худшие показатели здоровья. Ухудшение здоровья лицеистов в динамике школьного обучения происходило более быстрыми темпами, чем в обычных классах. Все это позволяет сделать вывод, что интенсификация обучения, не подкрепленная системой оздоровительных мероприятий, приводит к значительно более выраженным изменениям в состоянии здоровья.

Между соматическим и психическим здоровьем существует прямая взаимосвязь: раннее повреждение центральной нервной системы, т. е. нарушенное психическое здоровье у ребенка, является основной причиной различных отклонений в функционировании всех систем организма и развития хронической патологии, и наоборот, соматические заболевания маскируют психические расстройства, хронические недуги сопровождаются вторичными нарушениями психического здоровья.

Обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим.

Таким образом, оценка современного состояния и тенденций здоровья детей и подростков свидетельствует о серьезном неблагополучии, которое может привести к существенным ограничениям в реализации ими в будущем биологических (воспроизводство) и социальных функций. И в этом случае речь идет уже не просто о состоянии здоровья современных школьников, а о будущем России.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...