Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рис. 9. Приросты (%) патологической пораженности у




учащихся от 1 к 10 классу

Четвертое рейтинговое место в структуре хронической патологии у учащихся 10-х классов занимают заболевания эндокринной системы (23, 3%), которые у первоклассников стоят лишь на девятом месте. Резкий прирост (на 58% по сравнению с учащимися 1-х классов) данного показателя, по-видимому, обусловлен повышенной чувствительностью эндокринной системы подростков к воздействию неблагоприятных факторов в период полового созревания.

Важной особенностью, выявленной в ходе данного мониторинга, является тот факт, что патология эндокринной системы диагностируется в 2 раза чаще у девушек (12%) по сравнению с юношами (6%) (рис. 10).

Из заболеваний эндокринных органов чаще всего в настоящее время диагностируется патология щитовидной железы. Известно, что резкому повышению частоты развития зоба у современных детей способствовали разного рода экологические катастрофы. Кроме того, развитие данной патологии зависит от содержания в пище (соль) и воде недостаточного количества йода.

Нарушение функции щитовидной железы приводит к неблагоприятным изменения обмена веществ в организме, нарушению деятельности сердца и нервной системы.

Патология сердечно-сосудистой системы выявлена у 16% десятиклассников и занимает пятое место в рейтинге заболеваемости. Прирост данного показателя по сравнению с первоклассниками составил 23, 1%. Среди отклонений со стороны системы кровообращения диагностируются: систолический шум, нарушение сердечного ритма, гипертония и гипотония (вегето-сосудистая дистония).

 

 


Ослабление функционирования седечно-сосудистой системы у подростков многие исследователи связывают, прежде всего, с фактором выраженной гиподинамии (Сухарев А. Г., 2002; Pols Margareet A., Peeters Petra H. M., Kemper Han C. G., Grobbee Diederick E., 1998 и др. ). Известно, что старшеклассники много времени проводят не только за письменным столом, но и у компьютера, и телевизора. Недостаточная двигательная активность не восполняется у них даже занятиями в спортивных секциях, наличие которых указано в 66, 9% школ. На шестом месте у учащихся 10-х классов находятся заболевания ЛОР-органов, распространенность которых составляет 15, 7%. Следует отметить, что долевое присутствие хронического тонзеллита у них значительно выше, чем у первоклассников.

Хронические заболевания и нарушения функционирования системы пищеварения, отмеченные у 14, 4% десятиклассников, занимают седьмое место в рейтинге патологий. Известно, что многие желудочно-кишечные болезни обусловлены неправильным питанием. Вполне вероятно, что значительный отрицательный вклад в развитии указанных заболеваний оказывает отсутствие регулярного горячего питания для всех старшеклассников в школах.

Последующие рейтинговые позиции в структуре общей патологии занимают соответственно: болезни органов дыхания (12, 2%), аллергические заболевания (10, 8%), патология внутренних органов (печень, почки и др. ) –10, 8%; нарушения нервной системы (10, 0%), врожденные пороки (6, 3%). Обращает на себя внимание возросшая до 21, 7% частота иных (прочих) заболеваний, не вошедших в перечисленный перечень болезней. Это указывает на увеличение разнообразия и усложнение патологии у подростков по сравнению с младшими школьниками.

Еще одной особенностью возрастной динамики заболеваемости школьников является заметный прирост (на 70, 7%) от первого к десятому классу числа учащихся, получивших травмы в период обучения в школе. Указывать на непосредственную причинную связь обучения и травматизма неправомерно. Однако следует обратить внимание на этот факт при планировании профилактических мероприятий.

По предоставленным школьными медработниками данным комплексной оценки состояния здоровья десятиклассников выявлены достоверные различия в распределении по группам здоровья среди юношей и девушек, городских и сельских школьников. Так, установлено, что среди городских десятиклассниц число практически здоровых девушек (I группа) на ⅓ меньше, чем среди сельских: 24, 3% и 36, 0% соответственно. И напротив, хронически больные девушки (III-IV группа здоровья) в городских школах встречаются чаще (25, 7%), чем в сельских (20, 4%). Независимо от города или села, уровень здоровья у юношей несколько выше, чем у девушек (рис. 11). Например, численность первой группы у юношей составляет 35, 9%, а у девушек – 30, 1%; к третьей и четвертой группе здоровья относятся 18, 8% юношей и 23, 6% девушек.

В условиях больших и неравномерных учебных нагрузок в течение учебного года сниженный уровень здоровья десятиклассников проявляется и в показателях острой заболеваемости (рис. 12). Как показано на графике, с определенной периодичностью от сентября к февралю частота простудных заболеваний (ОРВИ, грипп и т. п. ) возросла в 2, 3 раза, а затем более резко снизилась к концу учебного года (март-май). Установлено, что у старшеклассников на долю респираторно-вирусных инфекций приходилось 48%, гриппа – 17%, ангины – 12% из общего объема острых заболеваний.


 


 


Годовая динамика частоты инфекционных заболеваний («детские» инфекции) у десятиклассников имела несколько иную направленность. От сентября к ноябрю наблюдалось некоторое снижение заболеваемости, а затем к февралю и марту – почти двукратное ее повышение с последующим возвратом к исходному уровню в мае.

Количество обострений хронических заболеваний у десятиклассников за первый месяц учебы (от сентября к октябрю) возросло в 1, 5 раза. Возможно, это было связано с адаптацией старшеклассников к новым, повышенным учебным нагрузкам. Затем, в последующие три месяца (ноябрь-январь) наблюдалось некоторое уменьшение частоты обострений хронических болезней. В феврале и апреле был отмечен самый высокий уровень частоты данного показателя (см. рис. 12).

При сопоставлении данных по острой заболеваемости у старшеклассников в общеобразовательных школах и школах нового типа (с углубленным изучением ряда предметов) было установлено, что «индекс здоровья» в лицеях и гимназиях ниже, чем в обычных школах: 33, 6% против 42, 6% соответственно. По показателям кратности повторений острых заболеваний у одних и тех же учащихся в течение учебного года проявилась тенденция к более частым повторным заболеваниям у девушек из гимназий и лицеев по сравнению с остальными школьниками (табл. 4).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...