Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень рекомендуемой литературы




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

БОТАНИКА

Методические указания и контрольные задания

Для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство

 

 

п. Правдинский

 

«Ботаника»

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство. М.: УМЦ, 2011

 

В данном учебном пособии представлены учебные задания по изучению дисциплины, список литературы и нормативной документации, методические указания по изучению каждой темы и выполнению контрольной работы. Даны вопросы для самоконтроля студентов и домашней контрольной работы. Приведен перечень практических заданий.

Методические указания составлены в соответствии с примерной программой по дисциплине «Ботаника» специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство.

Автор: Симакова Е.В.     - преподаватель ФБОУ СПО «Муромцевский лесхоз-техникум»
Рецензент: Козырева Л.Г.     - ФБОУ СПО «Апшеронский лесхоз-техникум»
Редактор: Нехайчук О.Г. - начальник отдела учебно-методического обеспечения ФБУ «Учебно-методический центр»

 

 

ФБУ «Учебно-методический центр» 2011


Пояснительная записка

Целью изучения дисциплины «Ботаника» является профессиональная подготовка выпускников в области морфологии, анатомии, физиологии и систематики растений. Программой дисциплины предусматривается изучение теоретических положений биологии растений и приобретение практических умений определения основных видов лесных травянистых растений.

Ботанические знания необходимы специалисту лесного хозяйства для определения типов леса и лесорастительных условий, проектирования и выращивания лесных культур, проведения хозяйственных мероприятий в лесопарках и т.д. Для этого выпускник должен свободно ориентироваться в царстве растений, знать особенности взаимодействия лесных растений в естественных и трансформированных экосистемах, уметь описывать лесные ассоциации.

«Ботаника» входит в профессиональный цикл.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

уметь:

- определять основные виды споровых и травянистых растений;

- распознавать основные типы различных органов растений и их частей.

знать:

- основные вегетативные и генеративные органы растений;

- способы размножения, процессы жизнедеятельности растений, их зависимость от условий окружающей среды;

- главнейших представителей травянистых растений, их роль в формировании напочвенного покрова;

- растения-индикаторы лесорастительных условий, лекарственные растения;

- редкие и исчезающие виды региона и мероприятия по их охране;

Дисциплина «Ботаника» изучается на первом курсе, выполняются две домашние контрольные работы в межсессионный период, а в период сессии лабораторно-практические работы.

Прежде чем приступить к выполнению контрольных работ, изучите программный материал в следующей последовательности:

2. Тематический план

 

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
       
  Содержание учебного материала    
Введение Ботаника – наука о растениях. Роль растений в биосфере и жизни человека. Краткая история ботаники и эволюционной теории. Основные разделы ботаники. Ботаника, как теоретическая и практическая основа ряда общепрофессиональных и специальных лесохозяйственных дисциплин.    
Раздел 1. Морфология растений      
Тема 1.1. Общие положения морфологии растений Цели и задачи морфологии растений, её значение для лесоводства. Основные органы растений. Метаморфозы органов. Вегетативные и генеративные органы.    
Тема 1.2. Основные вегетативные органы растений     Стебель, его строение и функции. Побеги и его части. Почки, почкорасположение. Ветвление побегов. Метаморфозы побега, стебля. Корень, его строение в связи с выполняемыми функциями. Зоны корня. Типы корневых систем. Метаморфозы корня. Микориза и клубеньки на корнях, их значение. Лист, его функции и особенности строения. Типы жилкования. Формы листовой пластинки, вершины, основания, края листа и рассечённость листовой пластинки. Простые и сложные листья. Метаморфозы листа. Жизненные формы растений. Гомологичные и аналогичные органы.    
Практические занятия. Изучение строения удлинённого и укороченного побегов; видов почек и почкорасположения; типов ветвления; метаморфозов побегов. Изучение строения листа, типов жилкования; форм листовых пластинок, вершины, основания, края и рассечённости листьев; сложения и метаморфозов листьев. Изучение зон корня, типов корневых систем и метаморфозов корня.    
Самостоятельная работа Описать и зарисовать метаморфозы побега; метаморфозы корня и метаморфозы листа.    
Тема 1.3. Размножение растений   Размножение растений, его типы и сущность. Вегетативное размножение, его виды и способы, значение в природе и хозяйственной деятельности человека.      
Самостоятельная работа Презентация на тему: «Вегетативное размножение растений».    
Тема 1.4. Генеративные органы растений   Цветок, его строение и функции. Формулы и диаграммы цветка. Соцветия и их типы. Опыление, типы опыления и приспособления к ним у растений. Оплодотворение. Плоды, их строение. Классификация плодов. Строение семян и всходов. Партенокарпия и партеноспермия. Распространение семян и плодов.      
Практическое занятие Изучение строения цветка, составление формул и диаграмм цветка. Определение типов соцветий. Изучение строения плодов, морфологического строения семян.    
Самостоятельная работа Опишите, приспособления у растений к опылению. Распространение плодов и семян и их роль в жизни растений.      
Раздел 2. Анатомия растений      
Тема 2.1. Общие положения анатомии растений Задачи и методы изучения анатомии растений. Клеточное строение живых организмов. Формы и размеры клеток.    
Тема 2.2. Растительная клетка Строение растительной клетки. Цитоплазма, её химический состав и физические свойства. Ядро, его строение и роль в жизни клетки. Пластиды, их виды. Митохондрии. Рибосомы. Запасные питательные вещества. Вакуоли и клеточный сок. Оболочка клетки, химический состав, структурная организация. Поры. Видоизменения клеточной оболочки. Деление клеток: митоз и мейоз.    
Самостоятельная работа Опишите видоизменения клеточной оболочки    
Тема 2.3. Ткани     Ткани. Общее понятие. Классификация тканей. Образовательные, покровные, механические, проводящие, основные и выделительные ткани.    
Лабораторная работа. Изучение особенностей анатомического строения различных видов растительных тканей.    
Самостоятельная работа Опишите и зарисуйте особенности строения сосудов, трахеид, ситовидных трубок; механизм работы устьиц, их значимость для растений.    
Тема 2.4 Анатомия вегетативных органов растений Анатомическое строение стебля. Первичное пучковое строение стебля однодольных и двудольных растений. Переход от первичного пучкового ко вторичному беспучковому строению. Работа камбия и образование годичных колец древесины. Анатомическое строение ствола хвойных деревьев. Анатомическое строение ствола лиственных деревьев. Возрастные изменения древесины. Образование пороков древесины. Анатомическое строение корня. Анатомическое строение плоского листа и хвои.    
Самостоятельная работа Заполнить таблицы: «Сходство и различие в анатомическом строении стебля однодольных и двудольных травянистых растений»; «Сходство и различие в анатомическом строении ствола хвойных и лиственных пород»; «Сходство и различие в анатомическом строении плоского листа и хвои»    
Лабораторные работы. Изучение анатомического строения стеблей однодольных и двудольных растений. Изучение строения ствола хвойных и лиственных пород. Изучение особенностей анатомического строения корня, плоского листа и хвои.      
  Контрольная работа.    
Раздел 3 Физиология растений      
Тема 3.1. Общие положения физиологии растений Физиология растений, её значение для лесоводства.    
Тема 3.2. Основы физиологии растительной клетки Свойства живой материи. Проникновение веществ и воды в клетку. Сосущая сила клетки. Строение цитоплазмы, её избирательная проницаемость.    
Тема 3.3. Водный режим растений. Устойчивость растений к неблагоприятным условиям среды. Значение воды в жизни растений. Поглощение воды из почвы, проведение её по стволу и транспирация. Засухоустойчивость, газоустойчивость растений. Морозоустойчивость растений и зимостойкость.    
Самостоятельная работа Отношение растений к неблагоприятным условиям среды.    
Тема3.4. Процессы ассимиляции и диссимиляции в растениях Сущность процесса фотосинтеза. Хлорофилл, его химическая природа, физические свойства и роль в фотосинтезе. Влияние внешних и внутренних факторов на фотосинтез. Связь фотосинтеза с урожаем. Автотрофные и гетеротрофные растения. Процесс дыхания и его значение для растений. Интенсивность дыхания. Брожение, его виды. Химическая и энергетическая сторона процессов.    
Тема 3.5. Почвенное питание Усвоение зольных элементов и азота растениями из почвы. Значение макро и микроэлементов для растений. Понятия потребности и требовательности в почвенном питании. Особенности минерального питания деревьев в лесу. Азотное питание растений. Роль микоризы для лесных растений.    
Самостоятельная работа Опишите особенности почвенного питания дерева в лесу по сравнению с растением в поле.    
Тема 3.6. Рост и развитие растений Понятия о росте и развитии растений. Условия, влияющие на рост. Особенности периода покоя. Действие гормонов роста на растение. Тропизмы, настии. Влияние внешних факторов на развитие растений.    
Раздел 4 Систематика растений      
Тема 4.1. Общие положения Систематики растений Задачи и методы систематики растений, её значение в лесоводстве. Краткая история развития систематики растений. Понятие вида и других систематических единиц. Низшие и высшие растения.    
Тема 4.2. Царство дробянки. Подцарство бактерии Бактерии, их строение, размножение, питание, роль в природе и жизни человека.    
Самостоятельная работа Роль бактерий в природе и жизни человека    
Тема 4.3. Царство грибы Грибы, их строение, размножение, представители. Значение грибов.    
Самостоятельная работа Составить конспект: «Роль грибов в питании растений и лесном хозяйстве»    
Тема 4.4. Царство растения. Низшие растения   Водоросли, их характеристика и классификация. Отдел зелёные водоросли: строение, размножение, роль. Отдел лишайники: строение, размножение и роль в природе. Представители лишайников в живом напочвенном покрове.    
Практические занятия. Определение представителей отдела лишайники, изучение их морфологических признаков.    
Тема 4.5. Царство растения. Высшие споровые растения     Отдел мохообразные: строение, цикл развития и классификация. Представители и роль в образовании растительного покрова различных мест произрастания. Отделы папоротникообразные, плауновидные, хвощевидные: характеристика, строение, цикл развития. Представители в напочвенном покрове леса.    
Практические занятия. Определение представителей отдела мохообразные изучение их морфологических признаков. Определение представителей отделов папоротникообразные, плауновидные, хвощевидные. Изучение их морфологического строения.      
Тема 4.6. Царство растения. Высшие семенные Растения   Отдел голосеменные: характеристика, цикл развития, представители, значение. Отдел покрытосеменные: особенности строения и развития. Двойное оплодотворение. Эволюция покрытосеменных. Классы двудольные и однодольные. Краткая характеристика семейств, составляющих травянисто-кустарниковый покров лесных фитоценозов. Редкие и исчезающие растения региона, их охрана.    
Самостоятельная работа Составить конспект: «Практическое применение растений класса однодольных и двудольных»    
Практические занятия Определение представителей семейств класса Двудольные. Семейство: Гвоздичные, Лютиковые, Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Кисличные, Зонтичные, Вересковые, Губоцветные, Сложноцветные. Определение представителей семейств класса Однодольные: Злаки, Осоковые, Ситниковые, Лилейные      
  Дифференцированный зачёт    
  Максимальная нагрузка, В том числе:    
Обязательная нагрузка    
Самостоятельная работа    

 

Настоящий тематический план учебной дисциплины «Ботаника» предусматривает подробное, самостоятельное изучение студентами-заочниками теоретического материала в межсессионный период. На установочном занятии в учебном заведении студентов консультируют по методике выполнения самостоятельной работы с литературой при изучении программного материала, домашних контрольных работ и сбору гербария.

При самостоятельной работе вначале следует изучить методические указания по теме, разделу, основной и дополнительной литературе. После изучения каждой темы, для самоконтроля, постарайтесь ответить на поставленные в методических указаниях вопросы, далее приступить к выполнению двух контрольных работ.

Одновременно с работой над разделом «Систематика растений» надо собирать и изучать лесные травянистые растения. Всего в систематическом гербарии должно быть не менее 60 видов, методические рекомендации изложены после четвертого раздела.

Результатом положительного освоения дисциплины «Ботаника» является дифференцированный зачёт.

Перечень рекомендуемой литературы

Основная:

1. Брынцев В.А., Коровин В.В. Ботаника. М.: ООО «ЭкоСервис»

2. Родман Л.С. Ботаника. М.: Колос, 2001

3. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас – определитель Дикорастущие растения. М.: Дрофа, 2002

4. В.П. Викторов., М.А. Гуленкова., Л.Н. Дорохина и др. Практикум по анатомии и морфологии растений. М.: «Академия», 2001

5. Практикум по физиологии растений. И.В. Плотникова., Е.А. Живухина., О.Б. Михалевская и др. М.: «Академия», 2001

6. А.Г. Еленевский., М.П. Соловьева., Н.М. Ключникова и др. Практикум по систематике растений и грибов. М.: «Академия», 2001

7. Нейштадт М.Н. Определитель растений средней полосы европейской части СССР. М.:Учпедгис, 1963

Дополнительная:

8. Лесной кодекс РФ,04.12. 2006 № 200-ФЗ

9. Тихонов А.В. Красная книга России. – М.: ООО «Издательство» «Росмэнпресс», 2002

10.Долгачаева В.С. Ботаника. – М.: «Академия», 2003

11. Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. Растения луга. М.: Дрофа, 2004

 


Введение

Ботаника – наука о растениях. Роль растений в биосфере и жизни человека. Краткая история ботаники и эволюционной теории. Основные разделы ботаники. Ботаника как теоретическая и практическая основа ряда общепрофессиональных специальных лесохозяйственных дисциплин.

Литература

(1), с 8-9; (2), с 3-4

Методические указания

Ботаника всесторонне изучает все разнообразие растительного мира Земли, насчитывающего в настоящее время около 500 тыс. видов. В рекомендуемой основной литературе, на указанных страницах, материал об этом изложен довольно подробно. На современном этапе развития общества ботаника также решает одну из важнейших проблем современности – сохранение видового разнообразия растительного мира. Во всемирной стратегии охраны природы и природных ресурсов, принятой в 1980 г., отмечается, что должен быть сохранён каждый вид независимо от его экономического значения, так как он представляет ценность для природы и исчезновение любого из них необратимо. Перед ботаниками стоят две задачи: выявление редких и исчезающих видов, требующих первоочередной охраны; разработка и внедрение системы природоохранных мероприятий.

К настоящему времени в РФ, в отдельных её регионах существуют Красные книги, составляются списки редких и исчезающих растений. Сохранение растений, лишайников и грибов зависит от каждого человека, поэтому необходимо знать исчезающие виды.

Вопросы для самоконтроля

1. Основные задачи ботаники.

2. Какова роль растений в природе и жизни человека?

3. Какие виды растений находятся под охраной в вашем регионе?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...