Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уроки, которые мир бизнеса дает миру образования




Наверное крупнейшим уроком, преподанным миром бизнеса миру образования, следует считать возникшие в последние 10 — 15 лет совершенно новые бизнес-модели.

За этот период компания «Дженерал Электрик» четыре раза полностью перестраивала свою структуру. Компания Oracle произвела революцию в банковском деле, выпустив свои автоматические кассовые аппараты. Международные онлайновые связи корпорации Cisco привели к возникновению мгновенных «обучающих соединений» между клиентами. Компания Accenture, используя онлайновые базы данных, может мгновенно представить своим консультантам, живущим в разных странах мира, лучшие бизнес-модели.

Сравните эти поразительные достижения с «современной» системой школьного образования, где 59 млн преподавателей либо ведут изнуряющую борьбу, заново «изобретая колесо» (и готовят 59 млн новых планов занятий, каждое из которых рассчитано на 20 — 40 учащихся), либо вынуждены предлагать ученикам устаревший, недоброкачественный материал. Например, школьное образование в США — одна из самых бюрократических систем в мире. Количество администраторов и «вспомогательного персонала» здесь практически равно количеству учителей — почти 2,7 млн человек. И почти все публичные дебаты о системе образования никак не затрагивают сам процесс обучения, вращаясь исключительно вокруг проблем «стандартного тестирования» нестандартных учащихся.

При этом Америка обладает лучшими в мире моделями развития бизнеса, да, впрочем, и образования. Джеффри А. Мур, например, в течение многих лет оттачивал весьма успешный «высокотехнологичный цикл выбора жизненного пути» в рамках своей модели «преодоления пропасти» на примере блестящей работы компаний Силиконовой долины.

Мур утверждает, что в большинстве отраслей промышленности 2% сотрудников являются новаторами, а 13% — «с готовностью принимают все новое». Этих людей разделяет с оставшимися 35% «ранних консерваторов» и 35% «поздних консерваторов» настоящая пропасть. Да, есть еще 15% — это те, кто крайне медленно принимают новшества.

В терминах высокотехнологических отраслей промышленности это означает, что 2% работников — энтузиасты новых технологий, 13% — визионеры. Затем идут 35% «прагматиков», которые будут использовать предложенную идею, только если она уже «отшлифована», 35% — «консерваторы», которые примут новшества только под давлением со стороны клиентов, и оставшиеся 15% — «скептики», которые все равно будут считать, что нам не нужны ни цветной телевизор, ни Интернет, ни факсовые аппараты.

Главный секрет успеха современного бизнеса — это «массовое внедрение» инноваций, позволяющее легко преодолеть пропасть одним прыжком.

Например, шаблоны, использующиеся в программе PowerPoint компании «Майкрософт», позволяют практически любому пользователю создавать цветные плакаты для докладов на вполне профессиональном уровне. Используя программное обеспечение Adobe PageMaker и QuarkXPress, учащиеся любого возраста могут быстро «преодолеть пропасть» и стать профессиональными «компьютерными верстальщиками».

Второе имя этой пропасти — «страх». Секрет его преодоленияупростить революционные открытия до такой степени, чтобы все клиенты «массового рынка» могли быстро и легко их освоить. Как правило, это означает разработку эффективных программ по подготовке персонала, которые позволяют сотрудникам трансформировать страх в уверенность.

Многие учащиеся могут сопротивляться составлению «карт памяти» — возможно, из-за того, что они сомневаются в своих художественных способностях. Однако существует большое число прекрасных графических компьютерных программ, которые могут помочь им преодолеть и эту пропасть: Inspiration для учащихся начальной школы; ее «младший брат» Kidspiration, рассчитанная на использование детьми еще более младшего возраста; и MindMan для корпоративного пользования.

Все это имеет прямое отношение к системе образования. Исходя из наших наблюдений, системы образования по всему миру работают согласно тому же колоколообразному графику, как и промышленность: около 2% преподавателей являются новаторами, а 13% готовы первыми принять и использовать новые идеи на практике. К несчастью, в системе образования практически отсутствуют механизмы, способные делать такие инновации мгновенно доступными для учителей по всему миру.

То есть 10 млн китайских учителей, 2,7 млн американских и 500 000 британских каждый день работают в изоляции. И это в то время, когда существует Интернет, способный собрать воедино планы занятий и новые идеи лучших 2% преподавателей и учащихся и сделать их мгновенно доступными для всех учителей, где бы они ни находились.

На самом деле, как мы выяснили, ситуация еще хуже: зачастую 15% новаторов и людей, с готовностью принимающих новые методы преподавания и обучения, очень мало знают об информационных технологиях (ИТ). В то же время 15% новаторов и людей, глубоко разбирающихся в самых последних достижениях ИТ, как правило, мало знают о новых методах преподавания и обучения. Главная задача сейчас заключается в том, чтобы провести переподготовку ВСЕХ преподавателей таким образом, чтобы они шали, как объединять лучшие мировые информационные технологии с лучшими в мире методами преподавания и обучения. В этой области тоже уже существуют различные модели — и часто изолированно друг от друга. Первая страна, которая, подчиняясь здравому смыслу, предпримет шаги по их объединению, научит мир учиться по-новому.

Глава 15

ВЫЗОВ БРОШЕН

От «Всемирной паутины»
к всемирному обучающемуся обществу

Теперь ваша очередь: настало время свершить Революцию в обучении.

Практически все, о чем когда-либо мечтали лучшие мыслители-идеалисты, сегодня стало возможным. У нас есть знания, необходимые для создания первого за всю историю человечества действительно образованного общества. Но настоящая революция наступит — как и все революции, — только тогда, когда будет брошен вызов укоренившимся взглядам на обучение и образование.

Иногда величайшие открытия возникают, когда люди задают себе самые простые вопросы или смотрят на проблему под другим, непривычным углом зрения.

В течение столетий миллионы людей видели, как с деревьев падают яблоки, но только Исаак Ньютон задал вопрос: «Почему?» Ответ на этот вопрос изменил общество. «В возрасте от 21 года до 27 лет он заложил основы научных теорий, которые впоследствии перевернули весь мир».

В течение тысячелетий многие люди верили, что Земля плоская, что она является центром Вселенной, но находились и такие, кто рискуя сгореть на костре, бросал вызов этому мнению. Впоследствии Николай Коперник и Галилео Галилей доказали, что мы живем на планете, которая вращается вокруг Солнца со скоростью 30 километров в секунду. С тех пор научный мир никогда не возвращался к прежней точке зрения.

Сегодня мы знаем, что Солнце — одна из примерно 200 млрд звезд в нашей галактике, а в космосе существуют триллионы галактик. Однако внешняя политика некоторых стран удивительным образом до сих пор строится на околонаучных, племенных поверьях и понятиях.

В течение веков людям внушали, что учащиеся лучше всего усваивают учебный материал, когда им читают лекции. Мария Монтессори доказала обратное: в правильно подобранных условиях даже самые маленькие дети превратятся в самостоятельно мыслящих и действующих учеников с личной мотивацией. Спустя целое столетие большинство систем школьного образования все еще пытается не замечать эту простую истину.

До 1451 г. немногие из наших предков имели доступ к печатному слову. Иоганн Гуттенберг заново изобрел наборный шрифт и печатный станок для массового книгопечатания, — и тем самым дал человечеству совершенно новый способ передачи знаний.

«На Западе появление печатных книг вызвало у людей такое горячее стремление учиться, которое мир никогда не знал ни до, ни после, — говорит Питер Дракер (Peter Drucker). — Представители любых социальных слоев могли теперь учиться в собственном темпе, у себя дома или в обществе близких им по духу любителей чтения».

В течение почти двух столетий традиционные школы практически не замечали этой возможности. «Печатные книги упорно отвергались школьными учителями в XV и XVI веках, до тех пор, пока иезуиты и Коменский в начале XVII века не создали школы, основанные на изучении печатных книг. Печатные книги заставили школы радикально изменить методику преподавания. Прежде единственным способом выучить материал было кропотливое переписывание манускриптов или выслушивание лекций и публичных чтений. И вдруг люди получили возможность учиться, читая! Сегодня мы находимся на пороге подобной технологической революции, — возможно, даже еще более великой».

В 1988 г., когда Питер Дракер написал эти строки, к Интернету были подсоединены только 560 000 домов, офисов и университетов. К 2000 г. их было уже 413 млн. К 2001 — 533 млн. По самым скромным оценкам, к 2005 г. их будет 1,33 млрд, а к 2007 — 1,46 млрд.

В 1988 г. еще даже намека на создание «Всемирной паутины» не возникало в предприимчивой голове Тима Бернерса-Ли, а всего через 13 лет компьютерная компания Dell продавала товаров через Интернет на 44 млн долл. в день.

Один из прогнозов утверждает, что «в 2010 г. в мире будет насчитываться более 2 млрд пользователей Интернета. Примерно 20% семей в мире будут иметь персональные компьютеры. Будут работать около 2,5 млрд Интернет-устройств».

Если вы думаете, что это никак не повлияет на задачи, стоящие перед образовательной системой, то вы ошибаетесь. Мы быстро движемся от всемирной компьютерной сети к всемирному обучающемуся обществу, к обществу интерактивных и самостоятельных учеников.

Говорит создатель карты Visa Ди Хок, — человек, который «изобрел деньги заново»: «Коллективная память всего человечества вскоре будет от каждого из нас не дальше, чем в нескольких нажатиях клавиш». Он утверждает, что это повлияет не только на характер нашего обучения. «Через несколько десятилетий мы будем смотреть на наши сегодняшние методы производства, транспортировки, финансирования и организации, как на причудливые реликвии архаичного индустриального века».

Практически все, что некогда могли себе вообразить утописты, сегодня стало возможным. Накоплено знание, позволяющее создать первое за всю мировую историю по-настоящему образованное общество.

Еще в 1980 г. другой выдающийся американский футурист Бакмин-стер Фуллер сформулировал суть новых задач и новых возможностей, появившихся у человечества: «Подумай об этом. Мы благословлены технологиями, которые не смогли бы даже описать нашим предкам. Мы обладаем необходимыми средствами и знаниями, чтобы накормить каждого, одеть каждого и дать шанс каждому человеку на Земле. Сегодня мы знаем то, чего не могли знать до этого, — у человечества действительно есть возможность «хорошо устроиться» на этой планете в течение отпущенной нам жизни. Будет ли это Утопия или Забвение, определится в результате эстафеты, участники которой обязательно должны добежать до самого финиша».

Мы уверены, что для того, чтобы человечество «хорошо устроилось», требуется произвести шесть связанных друг с другом революций.

Революция в мировоззрении

Общее мировоззрение человечества — это настоящая мешанина вопиющих противоречий. Поэтому главная задача на сегодня — формирование совершенно нового мировоззрения.

Бакминстер Фуллер прав. Сегодня мы обладаем всеми возможностями, чтобы одеть, накормить и дать образование всем людям на Земле.

Однако:

Q Одиннадцать миллионов детей младше пяти лет ежегодно умирают по причинам, которые можно предотвратить — около 30 000 в день.

Q Около миллиарда человек не имеют чистой и безопасной питьевой воды; еще больше людей лишены элементарных гигиенических удобств.

О 1,2 млрд человек в мире до сих пор живут менее чем на 1 долл. в день.

Q Около 850 млн взрослых на Земле неграмотны, 543 млн из них — женщины.

Q Из 300 млн детей, не имеющих возможности получить начальное образование, две трети составляют девочки.

G В среднем за последние годы в мире ежегодно на вооружения и «оборону» расходуется 781 млрд долл., а на образование — только 80 млрд, а ведь для предоставления детям всего мира возможности получить начальное образование потребовалось бы дополнительно всего 7 млрд долл. ежегодно в течение следующих 10 лет.

Сравните эти цифры с капиталом, которым обладали 497 богатейших людей мира в 2002 г. — он составил 1545 млрд долл..

Бывший президент США Джон Ф. Кеннеди описал существующую ситуацию очень просто: «Если свободное общество не может помочь многим бедным, оно не может спасти и немногих богатых».

Но, по словам Ди Хока, проблема гораздо глубже, чем просто деньги. «Мы живем в конце 400-летней эпохи, в агонии хрипящей на смертном одре, а перед людьми встают все новые задачи — невиданное доселе изменение сознания, культуры, общества и его институтов. Мы живем на острие ножа, проходя один из редчайших и важнейших поворотных моментов в истории человечества. Достойная жизнь наших внуков, их детей и детей их детей балансирует на грани пропасти.

Мы достигли величайшего за всю историю увеличения способности получать, хранить, использовать, преобразовывать и передавать информацию, — продолжает Ди Хок. — Пути назад нет. Осознаём мы это или нет, хотим мы этого или нет, рады мы этому или нет, конструктивно это или нет, мы все — и люди, и сама Земля — захвачены самыми неожиданными, самыми замечательными, самыми разнообразными и сложными изменениями за всю историю цивилизации, а возможно, и за всю историю нашей планеты».

Тем не менее, этому потенциалу в настоящее время противостоит «ускоряющаяся глобальная эпидемия бессилия общественных институтов», — всех институтов, включая школы. «Разум любого человека, — утверждает Ди Хок, — представляет собой комнату, заполненную ветхой мебелью. Ее надо передвинуть или вовсе вынести, только тогда можно будет поставить в комнате что-то другое. Принять новые идеи не сложно. Проблема в том, как избавиться от старых».

Теолог Ллойд Гиринг, бывший профессор кафедры мировых религий в университете Виктории в Веллингтоне (Новая Зеландия), призывает к новой всепланетной культуре — новому всеобъемлющему мировоззрению, которое охватило бы религии, науку и философию. Он спрашивает: «Возможна ли какая-либо глобальная форма духовности, способная сделать для человечества сегодня то же, что предыдущие религии делали для культур отдельных народов? Если она возможна, как она возникнет? Эта культура не будет опираться на традиции одного народа или даже расы, она должна возникнуть на основе опыта всего человечества и охватить его целиком».

По мнению Гиринга, новая всепланетная культура будет развиваться благодаря распространению всепланетного сознания. Он предполагает, что новая всепланетная культура «будет опираться на единую концепцию Вселенной, на общую историю человечества, на общие нравственные ценности и цели, и на базовый набор поведенческих моделей».

Мы согласны с этим и уверены — первым шагом в этом направлении станет изменение систем школьного образования. Школы должны играть ведущую роль в строительстве такого сознания: только тогда молодое поколение научится ценить положительный вклад всех культур, религий и науки в мировую историю. В предисловии к нашей книге Марк Виктор Хансен говорит: «Если это было важно до атак террористов 11 сентября 2001 г., то сегодня это стало просто жизненно необходимым».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...