Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Урок 30. Жанр балета. Из истории зарубежного балета. 




Урок 30. Жанр балета. Из истории зарубежного балета.  

Итальянское слово «балетто» означает «танец, бал». История балетного театра уходит корнями в далёкое прошлое. Балет не знает точной даты своего рождения и имени своего творца. Предками балета были маскарады, карнавальные шествия, народные игры и пляски.

Балет стал братом оперы. Оба эти жанра появились в эпоху Возрождения из попыток воссоздать греческую трагедию. Опера и балет в те времена мало отличались друг от друга. Они состояли из танцев, песенок и разговорных диалогов. Если оперу называли «драмой через музыку», то балет можно назвать «драмой через движение».

Балет – это музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является танец.

Действительно, в балете нет слов, но он может рассказать прекрасную сказку, растрогать романтической поэмой, поразить воображение высокой трагедией.

Первым балетом принято считать «Комедийный балет королевы» Бальтазарини, французского придворного музыканта. В пышном спектакле участвовали знатнейшие придворные и сама королева. Автор пытался воскресить античную драму, а открыл новый сценический жанр – балет. Во второй половине 17 века Мольер написал несколько комедий-балетов, музыку к которым создал известнейший тогда композитор Люлли. Он же был и балетмейстером.

У балетного спектакля 4 создателя: сценарист, балетмейстер, композитор и художник. Сценарист пишет либретто, в котором излагается сюжет, рассказывается о героях и событиях. На основе либретто композитор пишет музыку, а балетмейстер сочиняет хореографию – искусство сочинять танцы.

Художник придумывает костюмы действующих лиц, декорации – оформление сцены, общий вид места действия. В создании декораций участвуют многие виды искусств: архитектура, скульптура, живопись, сценическое освещение.

Таким образом, содержание балетного спектакля раскрывается при помощи музыки, декоративной живописи и хореографии.

Основными компонентами балета являются классический танец, характерный танец и пантомима. Классический танец – тот, что сложился во Франции. Он очень красив и изящен. Сольный танец в балете называется вариациями (быстрый, виртуозный танец) или адажио (медленный, лирический танец) . Он рисует портрет героя, помогает понять его характер. Классический танец строится на движениях, в которых есть позы и жесты, напоминающие античные статуи и изображения. Он исполняется на пуантах (на кончиках пальцев) и включает элементы придворного этикета: поклоны, реверансы, торжественную поступь.

Ансамбли в балете называются па-де-де (парный танец), па-де-труа (танец троих героев ), па-де-катр (танец четырёх героев). Па д,, аксьон – действенный танец – основан на выразительных жестах, передающих самые важные моменты действия.

В балете есть также свой «хор» - большая группа артистов, которая танцует в массовых сценах – это кордебалет. Танцы кордебалета оттеняют действие, вносят в него разнообразие. Часто их называют характерными танцами. Вспомните ряд национальных танцев из балета «лебединое озеро» Чайковского: «Испанский», «Неаполитанский», «Венгерский», «Мазурку» из 3 действия балета. Они образуют в балете сюиту или дивертисмент.

Ещё один компонент балета – пантомима. С её помощью передаётся в балете содержание спектакля, развитие его сюжета. Пантомима – это жесты, движения, мимика, которыми актёры как бы разговаривают друг с другом.

История балетного театра – это движение от декоративности к драматическому действию, выраженному языком танца в слиянии с музыкой.

Жан Жорж Новер (1727 – 1810) – крупнейший реформатор балетной хореографии. Он стремился к созданию не только приятного для глаза развлекательного зрелища, но и хореографической драмы. Новер ввёл в балет пантомиму – главное средство актёрской игры, преобразовал костюмы – отказался от каблуков в балетной обуви, укоротил юбки. Танец стал более сложным по технике, действенным по содержанию. Балет теперь стал самостоятельным театральным жанром.

Балет 19 века принято называть романтическим, так как он тесно был связан с литературой писателей-романтиков (сюжеты Скриба, Готье, Дюма, Гофмана, Гейне). Типичное содержание – в контрасте реального и фантастического миров. Сильфиды, ундины, виллисы главные герои этих балетов.

Вершиной романтического балета стала " Жизель" (1841г. ), поставленная на сцене Парижской оперы Ж. Коралли и Ж. Перро по либретто Т. Готье на музыку А. Адана. Это поэтическая легенда о девушках-невестах, умерших накануне своей свадьбы. Напряжённый драматизм музыки передаёт внутреннюю борьбу Жизели с виллисами ради спасения её возлюбленного Альберта.

В " Жизели" достигнуто единство музыки, пантомимы и танца. Помимо пантомимы, действие спектакля развивали музыкальные и хореографические лейтмотивы, интонационная выразительность мелодии давала героям музыкальные характеристики. Адан начал процесс симфонизации балетной музыки, обогащения ее арсеналом выразительных средств.

 


Другим известным мастером романтического балета стал Лео Делиб. Его балет «Коппелия» по новелле Гофмана «Песочный человек» (1870г. ) ставится на сценах мира по сей день. Сюжет его тоже основывается на контрасте реального и фантастического миров. Реальные персонажи – влюблённые Франц и Сванильда – противостоят доктору Коппелиусу и его механическим куклам. В одну из кукол влюбляется Франц, принимая её за живую девушку.

 Реальные герои характеризуются музыкой народных танцев – мазурки, чардаша, тарантеллы, краковяка. Куклы и доктор Коппелиус чаще изображены в пантомимах. Их темы звучат безжизненно и зловеще.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...