Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изобразительная программность.




Изобразительная программность.

Музыка и поэзия - искусства временные, они взаимодействуют в едином потоке звучания, едином биении ритмического пульса.

Программа в музыке может быть навеяна не только прочитанной книгой, но и подмеченным явлением природы, бытовой сценой, увиденной картиной художника. Впечатления от живописных работ художника Гартмана легли в основу фортепианного цикла Мусоргского «Картинки с выставки», а картины-пейзажи французских художников – импрессионистов стали толчком к созданию музыкальных шедевров Клода Дебюсси (прелюдий, «Детского уголка»). Выходит, не только литература, но и изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания?

Изобразительное искусство - явление пространственное, это цвет, линии и формы. Вроде бы ничего общего с музыкой, у которой своя художественная область. Встретиться они, конечно, могут, например, в опере, балете, либо в другом музыкальном спектакле, где действие требует и музыкального выражения, и декоративного оформления.

Изучая различные музыкальные произведения, мы встречаем в ней не только песни и сказки, поэмы и баллады, не только оперы, навеянные литературными образами - такие, как, например, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» М. Глинки, «Орфей и Эвридика» К. Глюка.

В музыке давно существуют симфонические картины и этюды-картины, фрески и эстамп, музыкальныепортреты. Названия музыкальных произведений отражают вдохновившие их образы: «Лес» и «Море» А. Глазунова, «Облака» и «Туманы» К. Дебюсси.

Иногда инструментальная музыка может обобщать идею большого театрального сочинения, в то же время, рисуя конкретную картину.

Музыка, в которой есть подражание звукам окружающего мира, называется изобразительной. Музыкальные приёмы, при помощи которых достигается такой эффект, получили название звукоподражание.

· Например, вступление к опере Мусоргского «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». Слушая музыку, мы словно видим, как загорается на небе розовая полоска зари, как первые лучи солнца золотят сначала кресты колоколен и верхушки теремов старой Москвы. А потом радостный утренний свет заливает весь пробуждающийся город. Это достигнуто постепенным «просветлением» музыки, все более ясным и чистым звучанием песенной мелодии, переходящей от тихого пиано к мощному форте. Есть здесь и подражание «голосам утра»: пению птиц, крику петухов, звону колоколов. Однако эта звуковая картина пробуждающейся природы имеет и символическое значение – воссоздаёт картину пробуждающейся России.

· Л. ван Бетховен Симфония №6 «Пасторальная», 2 часть (фрагмент) – изображение грозы.

Музыкальное содержание часто избегает конкретности, в нём всегда есть обобщающий смысл. Музыка говорит своими мелодиями, ритмами, гармониями, она выражает настроение независимо от представляемой картины.

 

 

Урок  22 -23. Программно-изобразительная музыка

Программная сюита. Мусоргский «Картинки с выставки».

        

    Замечательным образцом программной сюиты является фортепианное сочинение Мусоргского «Картинки с выставки», возникшее под впечатлением творчества художника Гартмана. Работы Гартмана, представленные на посмертной выставке 1874 года, были весьма разнообразны: это и бытовые зарисовки, сделанные во время путешествий, и эскизы балетных костюмов, и ёлочные украшения, и архитектурные проекты. Мусоргский выбрал такие сюжеты, которые давали повод для воплощения в музыке собственных наблюдений из реальной жизни или были связаны с народно-сказочными образами.

    Объединить разнохарактерные 10 пьес в единое целое композитору удалось своеобразным путём – он открывает весь цикл музыкальной темой, которая повторяется перед каждой «картинкой».

Эта тема названа «Прогулка». Тема Прогулки повторяется на протяжении сюиты несколько раз. Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голосом («запевалой») и подхватывается «хором». В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине: «Моя физиономия в интермедиях видна», - писал он Стасову. Мелодическая линия в большинстве интермедий играется тяжеловесно, в чём иногда усматривают имитацию походки автора.

Эпически-величавый, народный склад, переменный размер, спокойное, но энергичное движение сближают тему со старинными русскими напевами. Возвращаясь много раз на протяжении сюиты, тема «Прогулки» изменяет свой облик. Она звучит то сурово, то лирично, то светло, в зависимости от характера картин, с которыми она сопоставляется. Её развитие приводит к торжественному финалу с колокольным звоном – пьесе «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».

Внутри сюиты номера чередуются по принципу контраста. Здесь есть пьесы 1)сказочно-фантастического характера – «Гном» (№1), «Избушка на курьих ножках» (№9), «Катакомбы» (№8);

2)картины реальной жизни – «Быдло» (№4), «Два еврея: богатый и бедный» (№6).

3)шутливые, юмористические сцены – «Тюильрийский сад» (№3), «Балет невылупившихся птенцов» (№5), «Лиможский рынок» (№7);

4)стилизации старинной музыки – «Старый замок»(№2), «Богатырские ворота»(№10).

Послушаем некоторые из них.

    «Гном»(№1). Прообразом пьесы стал эскиз художника, изобразившего забавные щипчики для колки орехов. Мусоргский создал образ одновременно смешной и трогательный. Интонации жалобы, стона говорят о затаённом горе сказочного человечка, а резкие скачки и ритмические перебои рисуют ужимки и гримасы, весь неуклюжий, безобразный облик гнома.

    Тема «Прогулки» варьирует, показывая изменение настроения автора; тональность также меняется, модуляцией подготавливая слушателя к следующей пьесе.

«Старый замок» (№2) – поэтичная картина средневекового замка и поющего перед ним трубадура. Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии (эскиз не сохранился, так как выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно, в том числе и «Старый замок»). В сопроводительной программке к сюите Мусоргского Стасов написал, что в этой пьесе изображен «средневековый замок, перед которым трубадур поет свою песню». Но у Гартмана ни на одной из двух картин, изображающих средневековый пейзаж с замком, трубадура не было. Его придумал Мусоргский, оживив пейзаж. Задумчивая, плавная мелодия звучит на фоне размеренного, однообразного аккомпанемента. Она вызывает созерцательное лирическое настроение. Мелодия льётся неизбывным потоком, печальная и задумчивая, как бы повествуя о давно минувшем. Каждая фраза является новым свободным вариантом основной попевки. В басу из остинатной квинты вырастает подголосок, усиливающий песенность основной мелодии.

    От песни трубадура веет рыцарским средневековьем — музыка передает то, что художник изобразил красками. Средняя часть, переходя в мажор, создаёт просвет, который затем снова сменяется грустью, потом первая тема возвращается, постепенно затихая, будто погружаясь в сон. Неожиданно громкий финал завершает пьесу коротким «прощай».

Коротенькая «Прогулка» приводит в «Тюильрийский сад» (№3) (его подзаголовок — «Ссора детей после игры»). Это живое, радостное скерцо, пронизанное веселым гомоном, беготней, добродушной воркотней нянек. Оно проносится быстро, сменяясь ярким контрастом.

Следующая картинка называется «Быдло» (№4). Гартман изобразил под этим названием запряженную волами тяжелую телегу на огромных колесах. Здесь господствует мерное движение с тяжеловесными аккордами; на его фоне туба запевает протяжную тоскливую песню, в которой, однако, чувствуется угрюмая скрытая сила. Постепенно звучность ширится, нарастает, а затем стихает, словно повозка скрывается вдали.

    Очередная «Прогулка» в измененном виде — с темой в высоком флейтовом регистре — подготавливает к «Балету невылупившихся птенцов» (№5) — очаровательному грациозному скерцино с причудливыми гармониями, прозрачной оркестровкой, многочисленными форшлагами, имитирующими птичий щебет.

    Непосредственно за этим номером следует резко контрастирующая ему бытовая сценка «Самуэль Гольденберг и Шмуйле», обычно называемая «Два еврея — богатый и бедный» (№6). Стасов писал о ней: «Два еврея, зарисованные с натуры Гартманом в 1868 году во время его путешествия: первый — богатый толстый еврей, самодовольный и веселый, другой — бедный, тощий и жалующийся, почти плачущий. Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок, и Гартман сейчас же подарил их своему другу... » Сценка строится на сопоставлении властных энергичных интонаций в унисонах деревянной и струнной групп и соло трубы с сурдиной — с общим движением мелкими триолями, с мордентами и форшлагами, вьющейся вьюном, как бы захлебывающейся жалобной скороговоркой. Речь богатого еврея звучит важно и самоуверенно. Речь бедного еврея основана на жалобных, суетливых интонациях мольбы, горестного причитания. Эти темы, сначала проведенные порознь, далее звучат одновременно, контрапунктом в разных тональностях, создавая неповторимый по колориту дуэт. Тема богача звучит в басу грозно, в ритмическом увеличении, тема бедняка проходит в верхнем голосе ещё более отчаянно и безнадёжно.

    «Лиможский рынок» (№7). Музыка изображает безостановочную болтовню лиможских кумушек, обменивающихся последними новостями. Это блестящее каприччио, основанное на непрерывном суетливом движении с капризными, изменчивыми, дразнящими интонациями, перекличками инструментов, частой сменой динамики, завершающееся tutti фортиссимо — кумушки дошли до экстаза в своей болтовне. Но все резко обрывается фортиссимо тромбонов и тубы, интонирующих один звук — си.

Без перерыва, attacca, резким контрастом вступает следующий номер — «Катакомбы (Римская гробница)» (№8). Это всего 30 тактов мрачных аккордов, то тихих, то громких, рисующих мрачное подземелье в таинственном свете фонаря. На картине, по свидетельству Стасова, художник изобразил самого себя, с фонарем в руке осматривающего катакомбы. Этот номер — как бы вступление к следующему, наступающему без перерыва — «С мертвыми на мертвом языке». В рукописи композитор написал: «Латинский текст: с мертвыми на мертвом языке. Ладно бы латинский текст: творческий дух умершего Гартмана ведет меня к черепам, взывает к ним, черепа тихо засветились». В скорбном си миноре звучит измененная тема «Прогулки» в обрамлении тихих тремоло и аккордов духовых, напоминающих хорал. Эта мистическая картина изображена Мусоргским тяжёлыми аккордами в низком регистре.

    Последние два номера сюиты можно отнести к жанрам эпическим.

    «Избушка на курьих ножках» (№9) – изображает сказочный портрет Бабы Яги. В образе Бабы Яги есть нечто жуткое, зловещее. Ее начало живописует стремительный полет Бабы-Яги на помеле: широкие скачки, чередующиеся с паузами, переходят в неудержимое движение. Угловатые обороты мелодии, «ломаные» фигурации, форшлаги подчёркивают фантастичность образа. Народно-плясовые ритмы придают музыке разгульный характер. Так звучит первая тема в трёхчастной репризной форме.

    Средняя часть – более тихая, таинственная, с осторожными интонациями тритонов в нижнем голосе на фоне терцовых повторов в правой руке. Это новый персонаж, попавший во владения Бабы Яги. Средний эпизод наполнен таинственными шорохами, настороженными звучаниями. Оригинальна оркестровка: на фоне непрерывных тремолирующих звуков флейт тему Бабы-Яги, состоящую из кратких попевок и сформированную еще в первом разделе, интонируют фагот и контрабасы. Потом она появляется у тубы и низких струнных в сопровождении тремоло и пиццикато струнных, отдельных аккордов челесты, в то время, как у арфы звучит ее измененный вариант. Необычные краски придают особый оттенок колдовства, волшбы. И снова стремительный полет.

    Без перерыва, attacca, вступает финал — «Богатырские ворота (в стольном городе во Киеве)» (№10). Это музыкальное воплощение архитектурного проекта киевских городских ворот, которые Гартман видел в древнерусском стиле, с аркой, украшенной старинным шлемом и надвратной церковью. Его первая тема, величавая, похожая на былинный напев, в мощном звучании медных и фаготов с контрафаготом, напоминает тему «Прогулки». Она все больше ширится, заполняет все звуковое пространство, перемежаясь со старинным церковным знаменным распевом «Елицы во Христа креститеся», поданным более камерно, в строгом четырехголосии деревянных инструментов. Заключает номер, как и весь цикл, торжественный и праздничный колокольный звон, переданный полнозвучием оркестра. В заключении вновь звучит первая тема в ритмическом увеличении, она полна силы и жизнеутверждения.

    Эта пьеса заставляет вспомнить могучие народные величальные хоры из русских опер «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», воспевающих богатырскую силу русского народа.

    Красочность «Картинок» не раз наводила музыкантов на мысль переложить их для оркестра. Сюиту оркестровал в 1922 году французский композитор Морис Равель.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...