Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доменико Трезини. Петропавловский собор. 1712—1733 гг. Санкт-Петербург. Летний сад. Санкт-Петербург.. Дворец А. Д. Меншикова в Санкт-Петербурге. Интерьер. 1710—1727 гг.




Доменико Трезини.

Петропавловский собор. 1712—1733 гг. Санкт-Петербург.

 

сподвижника Петра I Александра Даниловича Меншикова, часто слу­живший местом торжественных цар­ских приёмов. Именно там чествова­ли команду первого иностранного корабля, пришедшего в новый порт из Голландии.

К середине 20-х гг. на Васильев­ском острове появились и другие постройки. До сих пор украшают на­бережную Кунсткамера (1718— 1734 гг. ), первый в России музей, и здание Двенадцати коллегий — ми­нистерств Петровской эпохи.

По проекту французского архи­тектора Жана Батиста Александра Леблона (1679—1719) Васильевский остров предполагалось сделать центром будущего города. Однако вопреки планам быстрее заселялись не острова, а левый берег Невы, так называемая Адмиралтейская сторо­на. Само Адмиралтейство (здание, вмещавшее в себя верфи, мастерские и склады — всё необходимое для строительства кораблей) было осно­вано в 1704 г. Рядом с ним посели­лись мастера-корабелы и моряки, а неподалёку Пётр I заложил свой первый дворец, названный Зимним. Царь в нём почти не жил, называя его «конторой», но каждый день здесь бывал и работал.

Чуть выше по течению Невы рас­полагался Летний дворец (1710— 1714 гг., архитекторы Доменико Трезини и Андреас Шлютер), который Пётр подарил своей жене Екатерине Алексеевне. Он очень гордился окру­жавшим это здание Летним садом, лично выписывал для него из-за границы диковинные растения. Сад тог­да не был похож на современный. В нём преобладали не деревья, а однолетние травы и цветы. Их выса­живали на фигурных клумбах, кото­рые образовывали орнаменты, похо­жие на ковровые узоры. Подобные парки в России называли регулярны­ми или французскими, так как мода на них пришла из Версаля (рези­денции французских королей под Парижем), а клумбы — партерами (от франц. par terre — «на земле»).

Летний сад. Санкт-Петербург.

 

Дворец А. Д. Меншикова в Санкт-Петербурге. Интерьер. 1710—1727 гг.

Дворец А. Д. Меншикова, главный фасад которого обращён к Неве, долгое время был са­мым роскошным частным домом северной столицы. Недавно он был восстановлен в пер­воначальном виде. И в оформлении фасадов (высокие крыши, окна с мелкими переплёта­ми), и в интерьерах, отделанных деревом, бело-голубыми изразцами (плитками из обожжённой глины) и разнообразными тканями, господствует голландский вкус.

Партеры украсили мраморными ста­туями, изображавшими героев антич­ных мифов; статуи были привезены из Италии. Прогуливаясь по Летнему саду, посетители могли знакомиться с новым для России видом искусст­ва и с античной мифологией.

Петербург был построен по евро­пейским меркам необычайно быст­ро, за несколько десятилетий. В пер­вые годы после его основания там ещё бродили дикие звери (в 1714 г. волки даже загрызли часового на по­сту). А спустя всего семь лет, в 1721 г., улицы Петербурга уже осве­щало около тысячи фонарей. Чтобы быстрее воплотить замысел Петра, сюда собрали лучших мастеров, а по всей стране запрещено было стро­ить каменные дома.

Подобно другим европейским столицам, Санкт-Петербург уже в первой половине XVIII в. был окру­жён императорскими резиденция­ми — в Стрельне и Ораниенбауме, Петергофе и Царском Селе (ныне город Пушкин). В загородных двор­цах и городских парках проводи­лись шумные торжества.

В годы правления Анны Иоанновны (1730—1740 гг. ), племянницы Петра I, в Петербурге появились но­вые крупные архитекторы. Михаил Григорьевич Земцов (1688—1743) учился у иностранцев в России, Пётр Михайлович Еропкин (около 1698—1740) — в Риме, Иван Кузьмич Коробов (1700 или 1701—1747) — в Голландии.

Земцов создал церковь Святых Симеона и Анны в Петербурге (1731—1734 гг. ). Взяв за основу схе­му Петропавловского собора, мастер несколько изменил её: купол церкви увеличил, а колокольню сделал бо­лее низкой и объёмной.

По проекту Коробова в конце 20-х — 30-е гг. было перестроено здание Адмиралтейства. Именно то­гда на нём появился знаменитый шпиль — «адмиралтейская игла» с флюгером в форме корабля, — слу­живший главным ориентиром на левом берегу Невы. От Адмиралтей­ства расходился «трезубец» главных магистралей города — Невского и Вознесенского проспектов и Горо­ховой улицы, которые начали за­страиваться жилыми домами.

Архитекторы в то время в основ­ном реконструировали старые зда­ния, планировали и благоустраива­ли центр Петербурга, в частности мостили деревянными щитами на­бережные.

В 1741 г. на престол взошла им­ператрица Елизавета Петровна, дочь Петра I. Во времена её правления (1741 — 1761 гг. ) вновь стали стро­иться многочисленные роскошные дворцы, для украшения которых приглашали художников, как рус­ских, так и иностранных.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...