Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Матвей Казаков. Церковь Филиппа Митрополита. 1777—1788 гг. Москва.




Матвей Казаков. Церковь Филиппа Митрополита. 1777—1788 гг. Москва.

Казаков часто использовал форму ротонды (круглой в плане постройки), весьма популяр­ную в эпоху классицизма. Среди ранних его работ — небольшая по размерам церковь Фи­липпа Митрополита в Москве. У неё один фасад, увенчана она невысоким ступенчатым ку­полом, над которым возвышается лёгкий «фонарик». Эту деталь Казаков повторил в более крупной по размерам церкви Вознесения на Гороховом поле (1790—1793 гг. ), очень удач­но размещённой на холме, а также в церкви Голицынской больницы (1796—1801 гг. ) на Калужской улице в Москве.

 

 

СКУЛЬПТУРА

В первой половине XVIII в. скульпту­ра, не имевшая в России давних тра­диций, развивалась медленнее других видов изобразительного искусства. Все крупнейшие скульпторы того времени были иностранцами.

В 1716 г. в Россию из Парижа при­ехал итальянец Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744) — архитек­тор и скульптор. В 1723—1729 гг. он создал замечательный бюст Петра I, передающий волевой и страстный характер императора-преобразовате­ля. Известны и другие скульптурные портреты Петра и его приближён­ных работы Растрелли. Конный па­мятник императору (1720— 1724 гг. ), отлитый в бронзе после его смерти, по указу Павла I был установлен в 1800 г. у ворот Михайловского зам­ка в Петербурге.

Позже, в 1732—1741 гг., Б. К Раст­релли создал скульптурную груп­пу, изображающую императрицу Анну Иоанновну с арапчонком в

Бартоломео Карло Растрелли.

Памятник Петру I. 1720—1724 гг. Санкт-Петербург.

Федот Шубин.

Портрет М. Р. Паниной. Середина 70-х гг. XVIII в.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

натуральную величину. Автор проти­вопоставил монументальную фигуру императрицы и изящную, лёгкую, пе­реданную в движении фигурку маль­чика-пажа. Современному зрителю такое сопоставление кажется карика­турным, но оно не было направлено на осмеяние царствующей особы. Напротив, оно подчёркивало в духе барокко идею величия монарха.

Во второй половине XVIII в. в России появились свои мастера, по­лучившие образование в Академии художеств и за границей.

Федот Иванович Шубин (1740— 1805), очень популярный скульптор, выполнял множество заказов.

В 1773 г. он был избран в члены Ака­демии художеств. Среди его работ особенно привлекательны женские образы. В портрете М. Р. Паниной (середина 70-х гг. ) уже стареющая, но ещё красивая женщина, гордая и независимая, представлена в про­стом домашнем платье, украшен­ном бантом и кружевами. Гладкая кожа, мягкие, свободные складки одежды, мастерски выполненные локоны и цветы на голове необык­новенно естественны.

Шубинские портретные бюсты рассчитаны на круговой осмотр. Игра теней и световых бликов на поверхности мрамора или бронзы придаёт скульптуре особую живость и выразительность.

Таков официальный портрет им­ператора Павла I, существующий в трёх вариантах — в бронзе (1798 и 1800 гг. ) и в мраморе (1800 г. ). Мо­нарх изображён в парадной одежде, с орденами, однако с изменением точки зрения его облик тоже меня­ется буквально на глазах у зрителя — от сурового до комичного, от меч­тательного до жалкого, что в полной мере соответствовало характеру им­ператора.

 

 

Бартоломео Карло Растрелли.

Императрица Анна Иоанновна с арапчонком.

1732—1741.

Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург.

В конце XVIII — начале XIX в. публика предпочитала скульптуры, выполненные на мифологические и исторические сюжеты. Портретист Шубин почти не имел заказов и умер в бедности.

Михаил Иванович Козловский (1753—1802) в своём творчестве обращался в основном к античной мифологии и библейским предани­ям. Среди его персонажей были «Аякс, защищающий тело Патрокла» (1796 г. ), «Геркулес на коне» (1799 г. ) и др. Статуя «Самсон, раз­рывающий пасть льва» (1800— 1802 гг. ) украшала Большой каскад фонтанов в Петергофе, символизи­руя победы России над Швецией. Оригинальная работа Козловского погибла во время Второй мировой войны и была восстановлена рес­тавраторами.

Самое известное произведение Козловского — памятник полковод­цу Александру Васильевичу Суво­рову на Марсовом поле в Петербур­ге (1799—1801 гг. ). В руках у него меч и щит с российским гербом, на голове античный шлем, тело облаче­но в средневековые латы. В этом могучем герое довольно трудно узнать Суворова, который не отличался ни большим ростом, ни богатырским телосложением. Но скульптор и не стремился передать портретное

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...