Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Луи Каравакк. Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.




Луи Каравакк.

Портрет царевен Анны Петровны и Елизаветы Петровны. 1717 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Фландрии, он стал первым русским мастером, умевшим «писать истории и персоны», т. е. не только портре­ты, но и картины на мифологиче­ские и исторические сюжеты.

Однако больше всего Матвеев знаменит как портретист. Самым известным его произведением счи­тается «Портрет супругов» (около 1729 г. ). Споры искусствоведов о том, кто на нём изображён, не ути­хают до сих пор. Вероятнее всего, это автопортрет художника с же­ной, т. е. первый автопортрет в ис­тории русской живописи.

С 1727 г. и до самой смерти Мат­веев возглавлял «живописную ко­манду» Канцелярии от строений. В ней до открытия Академии худо­жеств учились и служили практиче­ски все художники.

К 40—50-м гг. XVIII в. относится творчество Ивана Яковлевича Виш­някова (1699—1761). Самый изыс­канный портрет Вишнякова изо­бражает Сарру Элеонору Фермор, дочь начальника Канцелярии от строений (1749 г. ). Юная девушка в роскошном серебристо-сером ат­ласном платье, вышитом цветами, готовится сделать реверанс. В руке она грациозно держит веер. Кисти

ГРАВЮРА

Самым доступным и распростра­нённым видом изобразительного искусства в Петровскую эпоху была гравюра. Гравюры отражали важ­нейшие события, служили своеоб­разными учебными пособиями и иллюстрациями в книгах.

Традиции русского гравироваль­ного искусства заложили голланд­ские мастера Адриан Схонебек (1661—1702) и Питер Пикар (1668 или 1669—1737).

Самым знаменитым русским гра­вёром начала XVIII столетия был Алексей Фёдорович Зубов (1682 или 1683 — после 1749). Его работы запечатлели военные победы Петра I на суше и на море, свадьбу Петра и Екатерины в 1712 г. и главное «тво­ренье» русского царя-реформато­ра — строящийся Санкт-Петербург.

Искусство гравюры, которое так ценили в Петровское время, возродилось в 40—50-е гг. XVIII в.

Популярным жанром тогда стал портрет. Очень часто на гравюрах изображались роскошные торже­ства и фейерверки при дворе импе­ратрицы Елизаветы Петровны.

В 1 753 г. был издан альбом гра­вюр по рисункам Михаила Ивано­вича Махаева (1718—1770), содер­жавший двенадцать «проспектов» (перспектив) Петербурга.

Алексей Зубов. Васильевский остров. 1714 г. Гравюра.

Андрей Матвеев.

Портрет супругов. Около 1 729 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петебрург.

Иван Вишняков.

Портрет Сарры Фермор.

1 749 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

рук на полотнах Вишнякова почти всегда написаны с особым изящест­вом: пальцы лишь слегка касаются предметов, будто скользят по их поверхности. В «Портрете Сарры Фермор» обращают на себя внима­ние и тонкая живопись кружев, и декоративный пейзажный фон, мо­тивы которого перекликаются с вы­шивкой на платье.

Алексею Петровичу Антропову (1716—1795) так и не удалось пре­одолеть некоторую иконописную плоскостность изображения: в его портретах зритель не ощущает про­странства, окружающего модели. Так, на «Портрете статс-дамы А. М. Из­майловой» (1759 г. ), женщины пожи­лой и грубоватой, противопоставля­ются яркие цвета переднего плана и абсолютно тёмный, «глухой» фон. В портрете Петра III (17б2 г. ), изо­бражённого художником в виде полководца с маршальским жезлом в руке, поражает контраст между ку­кольно-грациозной фигуркой мо­нарха и помпезной обстановкой с атрибутами императорской вла­сти — мантией, державой и коро­ной — на фоне битвы.

Во второй половине XVIII столе­тия в живописи русских мастеров по­явились новые жанры — пейзажный, бытовой и исторический, который Академия художеств считала глав­ным. Однако самые значительные произведения по-прежнему создава­лись в жанре портрета.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...