Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление и развитие науки управления




Хотя само управление как вид деятельности и управленческая мысль, обобщающая его достижения, возникли много сотен и тысяч лет назад, управление как научная дисциплина относительно молодо. Причина в том, что современные мощные организации, позволившие выделиться управленческому персоналу как социальной группе, отделить управленческую работу от неуправленческой деятельности, возникли только в Х1Х веке. Современные крупные организации и необходимость внедрения достижения НТР потребовали использования новых принципов управления в это период, принципов обеспечивающих:

- занятие руководящих постов по праву компетентности, с соблюдением законности и порядка (а не по принципу наследования);

- принятие эффективных управленческих решений, обеспечивающих максимальный доход владельцам капитала (в противовес инерционным решениям хозяев фирм);

- построение рациональных систем управления, направленных на внедрение достижений НТР.

Формирование научных основ управления производством началось в последних десятилетиях прошлого века стараниями таких ученых как Д. Милл (1820 г, исследования мотивации), Маршалл, Лонглин (1835 г., исследования функций менеджера), Милл, Джозеф (1850 г., Принципы единоначалия и контроля), Вартон, Меткалф, Халси и другие. Питательной средой этого процесса, его почвой, на которой он мог успешно произрастать, явилось промышленное производство.

Наиболее благоприятные условия для формирования научного подхода к проблемам управления производством сложились в США.

К концу XIX столетия США прочно заняли место в строю университетских стран. К ранее существовавшему Гарвардскому уни­верситету добавились Йельский, Чикагский, Мичиганский и др. университеты. Немного расширилась сеть научных учреждений. В 1848 г. была создана Американская ассоциация развития наук, в 1863 г. - Националь­ная академия наук, в 1902 г. - институт Карнеги.

В США с конца XIX века при крупнейших университетах начали создаваться школы бизнеса. Эти школы явились основой для создания впоследствии широкой сети учебных заведений разного уровня для подготовки специалистов-менеджеров.

Первое десятилетие XX века было периодом, так сказать, еще внутриутробного развития идей научного управления производством. Тейлор и его единомышленники фактически уже сформировали основ­ные принципы управления и даже довольно широко применяли их на практике, но их методы еще применялись лишь на отдельных предпри­ятиях. Отношение основной массы предпринимателей было преиму­щественно отрицательным к такого рода новшествам. И неудивительно: они видели в этом посягательство на святая святых своего символа веры - посягательство на «священное право «частного собственника поступать на своем предприятии так, как ему заблагорассудится.

Однако, жизнь брала свое. Само по себе развитие капиталистичес­кого производства - общественного по существу, но остающегося в частных руках - приводило к необходимости внедрения управления, основанного не на интуиции, а на точном исследовании и расчете. И даже самые рьяные аутсайдеры и поборники идей абсолютной «свобод­ной воли хозяина» на своем предприятии начали понимать это.

Дело «Истерн Рейтс» и последовавшие за ним расследования знаменовали собой победу здравого смысла предпринимателей над наиболее консервативными их представителями.

А дело Истерн Рейтс заключалось в следующем. В 1910 г. произошел конфликт между железнодорожной компанией Истерн Рейтс и грузоотправителями по вопросу о повышении тарифов на перевозки. Конфликт сразу принял сенсационный характер. Железные дороги были национальной гордостью страны. Грузоотправителем являлась вся промышленность. Дело было передано в международную торговую комиссию. Руководитель комиссии Брендейс привлек в качестве эк­спертов многих известных специалистов в области организации и управления: Х. Хатауэя, Г. Тауна, Г. Эмерсона, Г. Гантта.

Особую роль в успешной работе экспертов, привлеченных к делу Истерн Рейтс, сыграл Г. Эмерсон. Эмерсон начал свою работу с изучения состояния железной дороги и нашел это состояние неудовлетворитель­ным. С точки зрения научного менеджмента в результате тщательного изучения всего дела Эмерсон дал заключение, ошеломившее Америку:

«Железные дороги могут ежедневно экономить 1 млн. долларов за счет введения научного управления».

Теперь предприниматели заинтересовались научным управлени­ем. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса. И уже в 1911-1912 году 55 отраслей деловой деятельности начали применять научное управление: в промышленности, на транспорте, в строительстве и т. д. и не только в США (в Англии, Франции и других странах).

1911 год может по праву считаться годом "рождения", признания менеджмента как науки. Именно в этом году прошла первая международная научно-практическая конференция по менеджменту, инициатором и организатором которой был Х. Персон. В 1911 году вышла книга основоположника научного менеджмента Ф. У. Тейлора "Принципы научного управления". Был издан один из первых учебников по менеджменту Дункана.

Движение за научное управление пошло и вширь и в глубь, все более овладевая умами бизнеса.

После второй мировой войны на предприятиях в США, а также американских предприятиях расположенных в Европе производитель­ность труда была выше, чем в других западных странах в 2, 5 - 3, 0 раза. Это вызывало у многих недоумение. Система одна, а результаты разные. По решению английского парламента в США была направлена группа ученых для изучения этого вопроса. Через год парламентариям был представлен доклад с результатами проведенных исследований. Крас­ной нитью проходило в докладе следующее: США опережает своих партнеров по производительности труда в связи с тем, что там действует научно обоснованная система подбора кадров и придается большое значение подготовке и повышению квалификации менедже­ров.

Вся система подготовки управляющих и повышении квалификации в США стала, с одной стороны, своего рода мостом между научными исследованиями в области анализа, техники, форм и методов управле­ния, а с другой стороны, практикой управленческой деятельности в разных сферах экономики. Эта система постоянно приспосабливается к увеличивающейся сложности управления промышленными комплек­сами, непроизводственными организациями, национальными програм­мами, рыночной конъюнктурой. Изменяются и совершенствуются мето­ды, организационные формы, учебные планы.

В США свыше 1300 учебных заведений, которые занимаются подготовкой менеджеров, кадровиков, промышленных психологов, соци­ологов, дизайнеров.

Исследования, проведенные в 70 крупных фирмах США, показали, что на каждые 15-17 человек инженерно-технического персонала имеется 1 специалист по организации и управлению. Если в организации работает всего 100 человек, то и здесь есть специалист подобного профиля.

Каковы особенности истории менеджмента в нашей стране?

Гражданская война отбросила развитие менеджмента в России на десятки лет также как и другие направления развития. Наука управления в период становления нашей страны выступала как научная организация труда. ЦИТ мог выходить с предложениями в Правительство и занимался пропагандой НОТ.

В 1927 г. была открыта Промышленная академия с задачей подготовки руководящих кадров промышленности. В академию было принято 100 человек. Принимались хозяйственные руководители, не имеющие высшего образования. Это определило характер учебного плана, который содержал также общеобразовательные и технические дисциплины. Имелось ввиду ускоренно (за два-три года) довести уровень подготовки учащихся до уровня дипломированного инженера.

Конечно, решить такую задачу в сжатые сроки можно было только 'за счет качества подготовки. В этой академии экзамен сдавал один человек из группы, а всей группе выставлялась оценка.

Подготовка квалифицированных, руководящих кадров (менеджеров) не получила должного развития в России и в этот процесс государство почти не вмешивается, пустив проблему подготовки и перепод кадров на самотек. А вмешательство могло бы быть косвенным, например, не проходили переподготовку хотя бы раз в три года менеджеры разных рангов - увеличивается налог на прибыль и т. д., либо предприятие лишается кредитов.

Статуса должно­го менеджмент в России еще не получил. Если человек болен, то обращается к врачам, но если издержки в области менеджмента, то, как правило, диагноз ставят сами руководители, провалившие дело, и они же определяют методы «лечения».

В США невозможно найти даже мастера, не имеющего специальной управленческой подготовки, не говоря уже о более высоких рангах менеджеров. Когда, наконец, люди поймут значимость и возможности социальной сферы человеческой деятельности, куда входит и менед, то будут крайне удивлены тому, сколь долго усилия были направлены лишь на материальные аспекты труда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...