Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 4. Модели рыночной экономики. Либеральная модель. Социально ориентированная модель




 

Для индустриально развитых стран мира характерной является модель смешанной экономики, или рыночная модель развития.

Рыночная система основана на частной собственности и установлении цен на товары в результате спроса и предложения в условиях конкуренции. Необходимо различать рыночные системы эпохи свободной конкуренции и современные рыночные системы.

В условиях капитализма свободной конкуренции рыночные системы были основаны на господстве частной собственности и использовании ресурсов для производства товаров по выбору самого собственника. Воздействие государства на экономику было ограничено.

Современные рыночные системы основаны на сочетании свободы частного предпринимательства и мощном воздействии государства на процесс производства и потребления.

Государство выполняет важные экономические функции по обеспечению эффективности использования ресурсов, перераспределения дохода и богатства, стабилизации экономики путем регулирования занятости, инфляции и стимулирования экономического роста.

Современная смешанная экономика существует в двух основных моделях.

Первая модель основана на предоставлении максимальной свободы частному предпринимательству и незначительном воздействии государства на экономику.

Эта модель называется либеральной рыночной экономикой.

 


Структурно-логическая схема 3. Модели рыночной экономики

 

Рыночная экономика основана на частной собственности и установлении цен на товары в результате спроса и предложения в условиях конкуренции    

 

 

 

Современные системы смешанной экономики
>
Рыночные системы капитализма свободной конкуренции

 

Социальная модель рыночной экономики  
Либеральная модель рыночной экономики

  Господство частной собственности и использование ресурсов по выбору собственника

 


  Мощное воздействие государства на экономику
  Максимальное поощрение частного предпринимательства

 

 


  Активная политика социальной защиты населения
  Ограниченное воздействие государства на экономику. Выполнение функций защиты частной собственности
  Государственное регулирование экономики


Первая модель осуществляется в экономике США, поэтому она получила название американской модели. Особенностями данной модели являются низкий удельный вес государственной собственности, минимальная регулирующая роль государства в экономике, резкая дифференциация населения на богатых и бедных, приемлемый уровень жизни малообеспеченных слоев населения. Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, конкуренции, ведущей роли в экономике крупных корпораций, обогащения наиболее активной части населения, низкой доли социальных расходов в государственном бюджете.

Данная модель функционирует в экономике Великобритании, Италии и других стран.

Вторая модель основана на сильном государственном регулировании экономики и социальной защите населения.

Эта модель называется социальной рыночной экономикой.

Вторая модель характерна для большинства стран Западной Европы.

Данная модель основана на механизме рынка, свободного ценообразования и конкуренции, регулировании государством экономики и проведении социальной политики перераспределения доходов. В рамках данных критериев существует четыре основные модели.

Германская, или континентальная, модель. Она применяется в ФРГ, Австрии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии. Для нее характерны высокие объемы перераспределения ВВП через бюджет (около 50 %), формирование страховых фондов за счет работодателей, развитая система социального партнерства, поддержание высокой занятости.

Англосаксонская модель используется в Великобритании, Ирландии, а также Канаде. Она предусматривает более низкий (около 40 %) уровень перераспределения ВВП через бюджет, пассивный характер государственной политики занятости, высокий удельный вес частных и общественных компаний в оказании социальных услуг.

Средиземноморская модель характерна для Греции, Испании, Италии. Перераспределение ВВП через бюджет составляет 60 % в Греции и Италии, и только 40 % в Испании. Социальная политика не носит всеобъемлющего характера.

Скандинавская модель применяется в Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии. В данной модели очень высока доля перераспределения ВВП через бюджет 50-60 %, реализация идеи социальной солидарности. Основную роль в финансировании социальных расходов играет государство, осуществляя финансирование через бюджет.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, перераспределением национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения и сокращением имущественного неравенства. В государственной собственности находится всего 4 % основных фондов, доля расходов на социальные цели превышает 60 % бюджета. Данная модель получила название «функциональная социализация», в которой функцию роста масштабов производства осуществляют частные предприятия, а функцию обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование, транспорт, развитие науки) – государство.

Китайская модель. Китай, а ранее Япония, Корея, Тайвань, страны Юго-Восточной Азии после второй мировой войны повысили темпы роста до 7-10 % и поддерживают их в течение десятилетий. Главным инструментом в этих странах явился беспрецедентный рост затрат на научные исследования, ускоренное накопление промышленного капитала путем применения эффективных технологий и «ноу-хау».

В 1992 г. Китай провозгласил политику «шичан хуан цзишу», или «технология в обмен на рынок», то есть уступка части национального рынка транснациональным корпорациям в обмен на получение от них передовой технологии, создание совместных предприятий в шести «особых зонах» Китая.

Развитие научных исследований обусловило в этих странах рост количества зарегистрированных заявок на патенты и рост экспорта капитала. Наибольший удельный вес в промышленном экспорте занимает экспорт высоких технологий «молодыми азиатскими тиграми» – Сингапуром, Южной Кореей, Китаем. При этом величина китайского экспорта превышает экспорт США в 1,5 раза; Германии – в 2 раза; Южной Кореи – в 3, раза и Сингапура – в 3 раза.

 

Вопрос 5. Особенности экономической модели Республики Беларусь

 

Рыночные преобразования в Республике Беларусь осуществляются в соответствии с «Основными положениями Программы перехода Белорусской ССР к рыночной экономике», одобренными Верховным Советом республики 15 октября 1990г.

В Программе указано, что рынок создает эффективные механизмы саморегуляции и стимулы хозяйственной деятельности, формирует новую экономическую среду, основанную на многообразии форм собственности, развитии предпринимательства и конкуренции, открытости и интеграции в мировое хозяйство.

При этом используются гибкие методы государственного регулирования, обеспечивается социальная защита граждан.

Белоруссия строит свои взаимоотношения с другими суверенными республиками на основе принципов Декларации о государственном суверенитете.

В Программе определено многообразие форм собственности, признаются частная собственность и наем рабочей силы в пределах, определяемых законодательством республики.

Частная собственность на землю до конца переходного периода, завершения расселения жителей из районов, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, не допускается.

При переходе к рынку создаются банковская, бюджетная и налоговая система на принципах рыночной экономики, предусматривается поэтапное введение свободного ценообразования.

На этапе перехода к рыночным отношениям предусматривается специальная система социальных гарантий и защиты различных социальных групп населения.

С учетом изменения цен:

· определяется минимальный потребительский бюджет, минимальный уровень заработной платы;

· проводится реформа оплаты труда, стимулирующая заинтересованность работника;

· вводятся компенсации и пособия;

· индексация доходов;

· повышаются процентные ставки по вкладам населения;

· создаются специализированные рабочие места для инвалидов и пенсионеров.

Формируются республиканские фонды занятости, пенсионный фонд и фонд социальной защиты.

В условиях начала экономического кризиса в РСФСР и некоторых других республиках СССР в 1990г. Верховным Советом и правительством БССР была разработана «Государственная программа Белорусской ССР по стабилизации экономики и социальной защите населения», утвержденная 5 июля 1991 г.

В программе указано, что стратегическим направлением остается формирование социально ориентированной рыночной экономики на основе республиканской программы перехода к рынку.

В Программе определена цель построения социально ориентированной рыночной экономики, глубокая структурная перестройка народнохозяйственного комплекса и приоритетное развитие сельского хозяйства, производства продовольствия, товаров народного потребления, наукоемких производств и экспортного потенциала.

Задачей является создание принципиально нового народнохозяйственного комплекса, в полной мере гарантирующего экономический и политический суверенитет Белоруссии.

В условиях суверенной Республики Беларусь продолжается построение модели социально ориентированной рыночной экономики.

В октябре 1996г. на Всебелорусском собрании народных представителей были приняты «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996–2000 годы».

Стратегической целью социально-экономических преобразований является повышение жизненного уровня белорусского народа с постепенным приближением его благосостояния к уровню высокоразвитых европейских государств.

Стратегической цели удовлетворяет модель социально ориентированной рыночной экономики, сочетающей преимущества современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты граждан.

В процессе формирования новой экономической модели предусматривается:

· обеспечить либерализацию экономической деятельности, свободу предпринимательства, конкурентную среду, реструктуризацию и коммерциализацию государственных предприятий;

· создать предпосылки ускоренного технического развития производства на основе использования собственного технического потенциала, импорта высоких технологий путем привлечения инвестиций;

· преобразовать систему распределительных отношений, создать систему сильной социальной защиты;

· преобразовать систему государственного регулирования с переводом на экономические методы управления;

· сформировать сильную финансовую денежно-кредитную систему;

· обеспечить экономическую безопасность страны.

3 апреля 2000г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь утверждены «Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г.».

Стратегическими целями социально-экономического развития являются оздоровление народа и повышение уровня его благосостояния на основе сбалансированного и устойчивого экономического развития, обеспечение рациональной занятости населения и доведение его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств.

В прогнозируемый период предусматривается заложить основы формирования нового постиндустриального общества и развивать механизм действия социально ориентированной рыночной экономики.

В настоящее время в основе рыночных преобразований в республике находятся «Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы».

Главная цель – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Основные направления совершенствования предусматривают:

· формирование национальной инновационной системы;

· создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику;

· развитие государственно-частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы;

· расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально-экономических проблем.

Следовательно, белорусская модель социально-экономического развития является социально ориентированной рыночной экономикой. В ее основе – создание рыночной экономики с действенными механизмами государственного и рыночного регулирования, рациональным развитием частного сектора наряду с государственным при обеспечении приоритета общенародных интересов, с эффективной властью и сильной социальной политикой.

Белорусская экономическая модель предусматривает сочетание преимуществ современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан. Такой подход учитывает менталитет белорусского народа, его историю и традиции.

Белорусская модель основывается на активном участии государства в формировании рыночных отношений и структурной перестройке экономики. По мере создания новых рыночных институтов происходит постепенное и последовательное сокращение его прямого участия в экономических процессах. Однако по отношению к тем сферам экономики, где решаются крупномасштабные стратегические задачи, государственное регулирование обязательно.

В Беларуси выбрана модель, которая базируется не на массовой, а на индивидуальной приватизации, направленной на повышение эффективности производства. Главной задачей является привлечение в реальный сектор экономики инвесторов, заинтересованных в техническом перевооружении и повышении конкурентоспособности приватизируемых объектов.

Как отмечал Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в лекции, прочитанной в Белорусском государственном экономическом университете 29 ноября 2002 г., белорусская модель развития:

Во-первых, не позволила в нашей стране сформироваться олигархическим кланам. База для неправедного обогащения и разворовывания национальных богатств была подорвана тем, что основные производственные мощности, градообразующие предприятия, природные богатства остались под контролем государства, а не в частных руках.

Во-вторых, не допустила к власти криминальные элементы. Системная борьба с коррупцией и преступностью позволила Беларуси сохранить свой международный авторитет как одной из самых некоррумпированных стран мира.

В-третьих, наша модель не привела к массовой безработице и обнищанию людей.

В-четвертых, белорусская модель развития не привела к разрыву экономических связей с партнерами, развалу реального сектора экономики, имеющей открытый, ориентированный на экспорт характер.

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко раскрыл основные принципы социальной справедливости, которых придерживается в своей деятельности белорусское правительство:

старшее поколение должно иметь обеспеченную старость;

люди в трудоспособном возрасте – работу, соответствующую уровню их образования и квалификации, с адекватной оплатой труда;

молодежь – равные стартовые возможности в получении образования, освоении профессий и специальностей в соответствии с их способностями и склонностями, а также потребностями народного хозяйства.

 


Структурно-логическая схема 4. Этапы реализации экономической модели

Республики Беларусь

 

Экономическая модель Республики Беларусь – модель социально ориентированной рыночной экономики

 

 


 

 

«Национальная Стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.» Принята в июне 2004 г.  
«Основные положения Программы социально- экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы»   Приняты в ноябре 2010 г.    
«Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г.»   Приняты в апреле 2000 г.
«Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 годы»     Приняты в октябре 1996 г.
«Основные положения Программы перехода Белорусской ССР к рыночной экономике»   Приняты в октябре 1990 г.

 

 

В «Основных положениях национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.», принятых в июне 2004 г., определенна необходимость и стартовые условия для перехода к модели устойчивого развития страны.

Переход страны к устойчивому развитию определяется ее ролью и местом в мировом сообществе, национальными ресурсами, экономическим потенциалом и возможностью его наращивания. Доля человеческого капитала в национальном богатстве Беларуси составляет более 55%, что выше, чем в других странах СНГ.

Республика Беларусь имеет благоприятные факторы и условия для перехода к устойчивому развитию:

· выгодное экономико-географическое и геополитическое положение;

· развитую систему транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры;

· значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов);

· высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки квалифицированных кадров;

· значительный научно-технический потенциал;

· многоотраслевой промышленный комплекс;

· достаточно мощную строительную базу;

· комплексность развития внутриреспубликанских регионов;

· многовекторные внешнеэкономические связи.

Республика Беларусь к 1996 г. преодолела спад производства и достигла в последующие годы положительные сдвиги в социально-экономическом развитии, что нашло отражение в темпах прироста макроэкономических показателей. По индексу развития человеческого потенциала (0,804) в 2001 г. Беларусь, по данным ПРООН, находилась на 53 месте среди 175 стран мира и вошла в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, опередив все страны СНГ.

В национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. определены стратегические цели и задачи, принципы и этапы перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию.

Переход к устойчивому развитию – это смена стратегии развития цивилизации, переход к построению постиндустриального (ноосферного) общества. В новом обществе мерилом богатства становятся не вещи, а духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.

Устойчивое развитие страны рассматривается как элемент устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели – как реализация общих целей и задач, принципов и направлений развития, изложенных в «Повестке дня на XXI век», «Декларации тысячелетия», Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию и других документах ООН в конкретных условиях Беларуси.

Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь определена как динамичный рост уровня благосостояния, обогащение культуры, повышение нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

Основные факторы устойчивого развития: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы.

Главные приоритеты устойчивого развития: «высокий интеллект – инновации – благосостояние».

Важнейшие задачи обеспечения устойчивого развития:

< переход на инновационный путь развития;

< реализация общесистемных преобразований экономики и общества,

построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики;

< снижение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния.

В результате реализации модели социально ориентированной рыночной экономики в 1995 г. в суверенной Беларуси был остановлен спад производства, вызванный внешними и внутренними причинами, в 1996 г. достигнут прирост 3,6 % валового внутреннего продукта к уровню 1995 г. Среднегодовые темпы роста ВВП с 1996 по 2014 г. составили 106,3 %.

Валовой внутренний продукт в 2014 г. превысил объем национального продукта, созданного в БССР в 1990 г., в 1,97 раза и был больше в 2,24 раза, чем ВВП Республики Беларусь, произведенного в 2000 г.

Рост объема национального производства привел к улучшению использования рабочей силы. Переход к рыночным отношениям вызвал появление безработных и рост уровня безработицы в условиях кризисных явлений в республике. Стабилизация экономики, наращивание темпов роста валового внутреннего продукта позволили в настоящее время снизить количество безработных до 0,5 % от экономически активного населения.

 

 


Валовой внутренний продукт и занятость рабочей силы

в Республике Беларусь

Таблица 1.4.1.

  Годы ВВП Республики Беларусь в текущих ценах, млрд. руб. ВВП Республики Беларусь в сопоставимых ценах, млрд. руб. ВВП Республики Беларусь в сопоставимых ценах к 1990 г., % Экономически активное население, тыс. чел. Количество безработных, тыс. чел. Уровень безработицы, %
  43,3 43,3 100,0 5 150,8 - -
    42,9 99,1 5 024,8 2,3 0,05
    38,6 89,1 4 915,4 24,0 0,5
  9 853 35,5 82,0 4 894 0 66,3 1,4
  17 814,5 31,0 71,6 4 789,5 88,6 1,8
  121402,6 27,8 64,2 4 524,2 114,6 2,5
  184 173,9 28,6 66,0 4 537,0 172,2 3,8
  675 159,4 34,5 79,7 4 527,8 111,2 2,5
  9133,8 37,7 87,1 4 537,0 96,0 2,1
  26 138,3 41,4 95,6 4 500,3 119,5 2,6
  49991,8 49,3 113,9 4428,2 111,9 2,5
  65067,1 53,9 124,5 4 426,3 76,5 1,7
  79267,0 59,3 136,9 4466,1 64,2 1,4
  97165,3 64,4 148,7 4525,2 48,6 1,1
  128828,8 70,8 163,5 4638,1 43,7 0,9
  778456,0 84,5 197,0 4569,0 23,4 0,5

 

 


Вопросы и задания к теоретическому материалу темы

 

Вопросы к теоретическому материалу

1. Что понимается под натуральным производством?

2. Что понимается под товарным производством?

3. В чем состоит сущность рынка?

4. Какова сущность механизма конкурентной рыночной экономики?

5. Каковы модели рыночных структур в условиях конкуренции?

6. Как складывается система равновесия цен и производства в рыночной экономике?

7. Как решаются основные экономические проблемы общества в условиях рыночной системы хозяйства?

8. Какие модели характерны для современной смешанной экономики?

9. Почему необходимо воздействие государства на процесс производства и потребления в смешанной экономике?

10. В чем состоит главная цель экономической политики государства в Республике Беларусь?

 

Задания к теоретическому материалу

1. Объясните, какие условия вызывают существование товарного производства.

2. Докажите, что в условиях товарного производства на основе развития частной собственности и общественного разделения труда происходит формирование рынка.

3. Проанализируйте, как осуществляется взаимодействие покупателей и производителей товаров в условиях рыночного механизма.

4. Раскройте решение трех основных проблем в условиях рыночной экономики.

5. Объясните цель и функции государства в смешанной экономике.

6. Выскажите Ваше мнение по вопросу: «Что является общим и каковы различия в американской и западноевропейской моделях смешанной экономики?»

7. Проанализируйте основные особенности экономической модели социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь.

 

Материалы к семинарскому занятию

 

Проблемы, выносимые на семинарское занятие

1. Рынок и его функции.

2. Структура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике.

3. Классификация рынков и рыночная инфраструктура.

4. Модели рыночной экономики. Либеральная модель. Социально ориентированная модель.

5. Особенности экономической модели Республики Беларусь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...