Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тестовые задания для самоконтроля по теме




1. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей приобретения товара по разным возможным ценам:

а) да;

б) нет.

 

2. Кривая спроса показывает, что при снижении цены растет объем спроса:

а) да;

б) нет.

 

3. При повышении цены товара:

а) спрос на товар повышается;

б) спрос на товар понижается;

в) спрос на товар остается неизменным;

г) ни один ответ не верен.

4. Чтобы построить кривую рыночного спроса, нужно сложить спрос отдельных потребителей по данной цене:

а) да;

б) нет.

 

5. Закон спроса утверждает, что увеличение цены приводит к увеличению спроса на данный товар:

а) да;

б) нет.

 

6. Закон спроса предполагает, что:

а) превышение предложения над спросом вызывает понижение цены;

б) если доходы потребителей растут, они покупают больше товаров;

в) кривая спроса имеет обычно положительный наклон;

г) при падении цены объем покупок растет.

 

7. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый товар вызовет:

а) падение спроса на второй товар;

б) рост спроса на второй товар;

в) увеличение объема спроса на второй товар;

г) падение величины спроса на второй товар.

 

8. Кофе и чай – взаимозаменяемые товары. Рост цены на кофе вызовет:

а) падение спроса на чай,

б) рост спроса на чай,

в) увеличение величины спроса на чай,

г) падение величины спроса на чай.

 

9. Падение цены на товар приводит к росту спроса на его товар-субститут:

а) да;

б) нет.

 

10. Товары X и Y называются взаимодополняющими, если рост цены товара Y ведет к падению спроса на товар Х:

а) да;

б) нет.

 

11. Увеличение цены товара:

а) сдвигает кривую предложения вправо;

б) сдвигает кривую спроса вправо;

в) увеличивает объем спроса;

г) увеличивает объем предложения.

 

12. Уменьшение цены на товар приведет к сдвигу кривой спроса на товар вправо:

а) да;

б) нет.

 

13. Сдвиг кривой спроса влево (вниз) может вызываться:

а) совершенствованием технологии производства товара;

б) уменьшением доходов покупателей;

в) увеличением объемов закупок товара;

г) изменением цены товара.

 

14. Если спрос падает, кривая спроса сдвигается:

а) вниз и влево;

б) по вращению часовой стрелки;

в) вверх и вправо;

г) против вращения часовой стрелки.

 

15. Сдвиг кривой спроса не вызывает:

а) вкусы и предпочтения потребителей;

б) доходы потребителей;

в) цена товара;

г) численность потребителей.

 

16. Крупный неурожай картофеля в стране приводит к сдвигу спроса на него влево:

а) да;

б) нет.

 

17. Предложение представляет ряд альтернативных возможностей предъявления к продаже товара по разным возможным ценам:

а) да;

б) нет.

 

18. Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны, проявляется:

а) в росте предложения;

б) в снижении предложения;

в) в росте объема предложения;

г) в падении объема предложения.

19. Сдвиг кривой предложения вправо означает, что производители предлагают большее количество товара при каждом уровне цен:

а) да;

б) нет.

 

20. При повышении цены на ресурсы:

а) предложение товара увеличивается,

б) предложение товара сокращается,

в) предложение товара остается неизменным,

г) ни один ответ не верен.

21. Совершенствование технологии сдвигает:

а) кривую спроса вверх и вправо;

б) кривую спроса вниз и вправо;

в) кривую предложения вниз и вправо;

г) кривую предложения вверх и влево.

 

22. «Потолок» цены – законодательно установленная минимальная цена, по которой потребитель может приобретать товар на рынке:

а) да;

б) нет.

 

23. «Пол» цены – законодательно установленная максимальная цена, по которой производитель может предлагать свой товар на рынке:

а) да;

б) нет.

 

24. При введении налогов государством цена, получаемая производителем:

а) снижается;

б) повышается;

в) остается неизменной.

 

25. При введении налогов государством цена, уплачиваемая потребителями:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) остается неизменной.

 

26. Налоговое бремя распределяется между производителями и потребителями

а) да;

б) нет.

 

 

тема 2.2.

Эластичность СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

Приступая к изучению данной темы, следует задуматься над следующими вопросами:

1. Что представляют собой спрос и предложение?

2. Какие изменения происходят в спросе и предложении?

3. Какую роль играет цена товара в формировании спроса и предложения?

Если Вы правильно ответили на эти вопросы, можете приступать к изучению темы.

Если Вы не уверены в правильности ответов на вопросы и испытываете затруднения, проконсультируйтесь у преподавателя и повторите материал предыдущих тем.

 

Вопросы темы:

1. Понятие эластичности. Эластичность спроса. Коэффициенты эластичности спроса.

2. Эластичность предложения. Коэффициенты эластичности предложения.

3. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения.

Цель темы

Место и значение изучаемой темы в системе курса.

Тема «Эластичность спроса и предложения» является второй в структуре модуля «Основы микроэкономики». Рассмотрение эластичности спроса и предложения позволяет изучить влияние изменения цен на спрос и предложение, выяснить поведение потребителей и производителей при изменении цены товара.

Цель темы – изучение влияния изменения цены на спрос потребителей и предложение производителей, рассмотрение формирования рыночной цены и объема производства товара.

В результате изучения темы студент должен:

– на репродуктивном уровне: знать понятия: понятие эластичности, эластичность спроса; коэффициент эластичности спроса по цене, коэффициент эластичности спроса по доходу, перекрестный коэффициент эластичности спроса, коэффициент эластичности спроса по формуле центральной точки; эластичность предложения, коэффициенты эластичности предложения; понятие эластичности в мгновенном, краткосрочном и длительном периодах;

– на продуктивном уровне: характеризовать сущность эластичности спроса и предложения; рассчитывать коэффициенты эластичности спроса и коэффициенты эластичности предложения, объяснять формирование рыночной цены в мгновенном, краткосрочном и длительном периодах; выражать в графической форме эластичность спроса и предложения; объяснять поведение потребителей и производителей товаров при изменении рыночных цен;

– на творческом уровне: анализировать измененияэластичности спроса и предложения, обосновывать важность определения характера эластичности и расчета коэффициентов эластичности спроса на товары и предложения товаров при формировании ценовой политики на предприятии и в масштабе национальной экономики.

 

Основное содержание теоретического материала темы

Вопрос 1. Понятие эластичности. Эластичность спроса. Коэффициенты эластичности спроса

 

Цены на товары устанавливаются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения. Но вместе с тем на рыночный спрос и предложение оказывает сильное воздействие цена товара. Для анализа воздействия цены на спрос и предложение товара экономисты ввели понятие эластичности спроса и предложения.

Под эластичностью понимается степень чуткости, или чувствительности, потребителей и производителей продукции к изменению цены товара.

Рассмотрим основные положения концепции ценовой эластичности.

Ценовая эластичность спроса характеризует количественные изменения спроса в ответ на изменения цен.

В ценовой эластичности спроса могут быть три случая: эластичный спрос, неэластичный спрос, единичный эластичный спрос. Дадим определения.

Эластичный спрос – спрос, при котором снижение цены товара Р вызывает такое увеличение количества покупаемого товара Q, что общая выручка Р´Q возрастает. Эластичность спроса больше единицы.

Единичный эластичный спрос – спрос, при котором снижение цены товара Р равно росту покупаемого товара Q, а общая выручка Р´Q остается постоянной. Эластичность спроса равна единице.

Неэластичный спрос – спрос, при котором снижение цены товара Р вызывает незначительный рост покупаемого товара Q, а общая выручка Р´Q падает. Эластичность спроса меньше единицы.

Рассмотрим графическое выражение эластичности спроса. На приведенных графиках рассматриваются изменения спроса на товар при изменении рыночной цены от 100 долларов до 50 долларов.

На графике 2.2.1 первоначальная цена товара составляет 100 долларов. Потребители при этой цене предъявляют спрос на 1 единицу товара (точка А). Если цена снизится до 50 долларов, потребители увеличат количество покупок до 3 единиц (точка В). Соединив плавной кривой точки А и В, получим кривую эластичного спроса dd.

 

 

График 2.2.1.  
График 2.2.2.
График 2.2.3.

Единичный эластичный спрос
Эластичный спрос
Неэластичный спрос

Р, дол.
Р, дол.
Р, дол.

d


d
d

А
А
А
 
 
 

В
В
В

 
 
 

d
d
d

0 1 2 Q

0 1 2 3 Q
0 1 2 Q
Ed > 1 Ed = 1 Ed < 1

 

На данном графике можно определить изменение выручки от продажи товара при снижении цены.

Выручка от продажи товара рассчитывается умножением цены проданного товара на его количество Р´Q. Отсюда площадь прямоугольника, образованного перпендикулярами, проведенными из точки А на ось цены Р и ось количества Q, показывает, что при цене 100 долларов выручка равнялась 100´1=100 долларов. При снижении цены до 50 долларов выручка составила 50´3=150 долларов. Спрос на товар эластичен, при падении цены от 100 долларов до 50 долларов, или в 2 раза, количество покупаемого товара выросло от 1 до 3, или в 3 раза. Потребители увеличили количество покупок товара в большей степени, чем снизилась цена. Следовательно, произошло возрастание выручки от продажи товара, эластичность спроса больше единицы.

На графике 2.2.2 цена понижается от 100 долларов до 50 долларов. Потребители увеличивают количество покупок по сравнению с первоначальным количеством. По цене 100 долларов они приобретают 1 единицу товара, по цене 50 долларов 2 единицы. Спрос на товар вырос, но в меньшей степени, чем в предыдущем случае. Кривая единичного эластичного спроса dd.

Рассчитаем изменение выручки от продажи товара. При цене 100 долларов она составила 100´1=100 долларов (точка А). При цене 50 долларов выручка равняется 50´2=100 долларов (точка В). Мы видим, что сумма выручки осталась неизменной. Это произошло потому, что цена товара понизилась в 2 раза, и количество купленного товара возросло в 2 раза. Данная ситуация на рынке называется единичным эластичным спросом, выручка от продажи товара остается постоянной, эластичность спроса равна единице.

На графике 2.2.3 цена также понижается от 100 долларов до 50 долларов. Количество покупок товара возрастает. Но величина спроса растет в меньшей степени, чем падает цена. Кривая неэластичного спроса dd.

При цене 100 долларов выручка равнялась 100´1=100 долларов (точка А). В точке В при цене 50 долларов потребители предъявляют спрос на 1,5 единицы товара. Выручка составила 50´1,5=75 долларов. Следовательно, цена понизилась от 100 долларов до 50 долларов, или в 2 раза. Потребители увеличили спрос от 1 единицы товара до 1,5 единиц, или в 1,5 раза. Потребители в данной рыночной ситуации оказались не заинтересованы увеличивать количество покупок в условиях снижения цены. В результате происходит падение выручки от продажи товара, спрос является неэластичным. Эластичность спроса меньше единицы.

При выяснении концепции эластичности спроса необходимо рассмотреть особые случаи совершенно эластичного и совершенно неэластичного спроса.

Абсолютно неэластичный спрос – спрос, при котором при снижении цены товара Р количество покупаемого товара Q не изменяется, а общая выручка Р´Q изменяется пропорционально снижению цены.

Абсолютно эластичный спрос – спрос, при котором при наименьшем снижении цены товара Р количество покупаемого товара Q увеличивается до предела возможностей покупателей приобрести товар. Общая выручка Р´Q возрастает пропорционально увеличению количества покупок товара.

Случаи совершенно эластичного и совершенно неэластичного спроса отображены на графиках. Кривые спроса в этих случаях не выражают действия закона падения спроса при снижении цены товара на рынке.

 

График 2.2.4.
График 2.2.5.  
Абсолютно эластичный спрос  


l di54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAA+QUAAAAA " filled="f" stroked="f" strokeweight=".5pt">

Абсолютно неэластичный спрос

Р
P

d1

d2
d2

 

 


 

 

Q
Q
d1

 

 

 

График 2.2.4 характеризует абсолютно неэластичный спрос. Потребители абсолютно не реагируют на снижение цены, количество покупок остается постоянным. Величина спроса Qd неизменна, кривая абсолютно неэластичного спроса вертикальна.

График 2.2.5 характеризует абсолютно эластичный спрос. Потребители абсолютно чувствительны к изменению цены, количество покупок резко возрастает при наименьшем снижении цены. Величина спроса Qd растет при неизменной цене, кривая абсолютно эластичного спроса горизонтальна.

Данные кривые являются идеальными кривыми, применяемыми для построения теоретических моделей. В реальной действительности рыночный спрос характеризуется определенной степенью эластичности.

Для расчета количественных изменения спроса в ответ на изменение цен применяется коэффициент ценовой эластичности спроса Ed, который определяется по формуле:

 

.
Снижение цены Р (%) (%)
Рост объема спроса Q (%)
Коэффициент


ценовой эластичности спроса
=

 

Данная формула характеризует процентное изменение величины спроса в ответ на процентное изменение цены, показывает, на сколько процентов изменилась величина спроса при изменении цены на один процент.

Чтобы определить процентное изменение величины спроса, необходимо рассчитать, как изменилось количество покупаемого товара по отношению к первоначальному количеству. Если обозначить первоначальную величину спроса символом Q1, а после изменения цены символом Q2, можно рассчитать по формуле:

.
Рост объема спроса Q (%) =
Q1 – Q2
Q1

 


Данная формула показывает, какую долю, или процент, составляет изменение количества покупаемого товара по отношению к его первоначальному уровню.

Обозначив первоначальную цену товара символом Р1, а изменившуюся цену символом Р2, получим формулу:

 

.
Р1 – Р2
Р1

Снижение цены Р (%) =

 

 


Преобразуем формулу коэффициента эластичности спроса Ed. Обозначим рост объема спроса Q символом DQ, снижение цены Р символом DР. Тогда формула коэффициента ценовой эластичности спроса Ed принимает вид:

 

 

DQ (%)

Коэффициент ценовой эластичности спроса Ed =, или

DР (%)

 

 

Q1 – Q2 Р1 – Р2

Коэффициент ценовой эластичности спроса Ed =:.

Q1 Р1

 

Окончательно расчет коэффициента эластичности спроса осуществляется по формуле:

 

(Q1 – Q2) · Р1

Коэффициент ценовой эластичности спроса Ed =.

Q1 · (Р1 – Р2)

 

Как по формуле определить характер эластичности спроса?

Спрос эластичен, если данное процентное изменение цены вызывает большее процентное изменение количества приобретаемого товара.

Спрос неэластичен, если данное процентное изменение цены приводит к меньшему процентному изменению количества приобретаемого товара.

Спрос единично эластичен, если процентное изменение цены равно процентному изменению количества приобретаемого товара.

Спрос выражает обратную зависимость между ценой и количеством покупаемого товара, поэтому в формуле коэффициента эластичности спроса изменение количества (Q1 – Q2) или изменение цены (Р1 – Р2) становится отрицательным. В связи с этим коэффициент эластичности спроса Ed всегда имеет отрицательное значение.

Для применения в анализе спроса и предложения используется абсолютная величина коэффициента эластичности, отрицательный знак коэффициента Ed во внимание не принимается. При определении степени эластичности более высокое численное значение коэффициента Ed свидетельствует о более высокой эластичности спроса.

Рассчитаем коэффициент эластичности спроса Ed кривой спроса, представленной на графике 2.2.1. При снижении цены Р от 100 долларов до 50 долларов величина спроса Q выросла от 1 до 3 единиц товара. Произошло движение вниз по кривой спроса dd от точки А до точки В.

Применив формулу коэффициента эластичности спроса Ed, получим:

 

1 – 3 100 – 50

Еd = ¾¾: ¾¾¾¾ = 4,0 Спрос эластичен.

1 100

 

Представим, что на рынке цена товара Р повысилась от 50 долларов до 100 долларов. Количество покупок Q сократилось от 3 до 1 единицы товара. Произошло движение вверх по кривой спроса dd от точки В до точки А.

 

В этом случае получим:

 

3 – 1 50 – 100

Еd = ¾¾: ¾¾¾¾ = 0,67 Спрос неэластичен.

3 50

Почему при применении одной формулы получены разные результаты?

Ответ состоит в том, что при расчете эластичности использованы различные значения первоначальной цены Р1 и первоначального количества Q1.

При перемещении вниз вдоль кривой спроса dd от точки А до точки В первоначальной ценой Р1 выступила цена, равная 100 долларам. Первоначальное количество Q1 равнялось 1 единице товара.

При движении вверх по кривой спроса dd от точки В до точки А первоначальной ценой Р1 является цена, равная 50 долларам, первоначальное количество Q1 составило 3 единицы. В результате для расчета процентных изменений цены и количества в знаменателе формулы Еd были использованы разные базовые величины.

Поэтому доля, или процент, первоначальной цены Р1 и первоначального количества Q1 в изменениях цены (Р1 – Р2) и количества (Q1 – Q2) различны, коэффициент эластичности спроса Ed имеет разные численные значения.

Для устранения трудностей расчета эластичности применяется формула центральной точки.

Различие значений коэффициента эластичности спроса Ed вызвано определением начальной точки интервала на кривой спроса, или точки начала интервала изменений цены и количества. Чтобы устранить влияние этого фактора, необходимо найти точку в середине интервала, или центральную точку. Тогда изменение цены и изменение количества рассчитываются по отношению к средним значениям цены и количества.

Известный американский математик и экономист Р. Аллен несколько десятилетий назад предложил использовать среднюю точку интервала, по которому происходят изменения цены и количества, в качестве знаменателя формулы коэффициента эластичности. Данная точка отражает изменения на всей дуге рассматриваемого интервала кривой спроса. Поэтому формула центральной точки называется формулой дуговой эластичности, или формулой Аллена.

Для нахождения средней точки интервала необходимо рассчитать сумму первоначального и конечного значений и разделить на два. Отсюда средняя точка интервала величины спроса определяется по формуле: (Q1 + Q2)/2, средняя точка интервала цены рассчитывается по формуле: (Р1 + Р2)/2.

 

Формула центральной точки

 

Коэффициент ценовой Изменение количества Изменение цены

=:. эластичности спроса Ed Сумма количеств / 2 Сумма цен / 2

 

 

Подставив в формулу обозначения, получим:

 

Формула центральной точки:

 

Коэффициент ценовой Q1 – Q2 Р1 – Р2

=:.

эластичности спроса Ed (Q1 + Q2) / 2 (Р1 + Р2)/2

 

Определим коэффициент эластичности спроса Ed по данной формуле:

 

1 – 3 100 – 50

Еd = ¾¾¾¾: ¾¾¾¾¾¾ = 1,5 Спрос эластичен.

(1 + 3)/2 (100 + 50)/2

 

Изучая эластичность спроса, следует выяснить характер кривой спроса при разной степени эластичности.

На графиках 2.2.1 – 2.2.3 видно, что кривая более эластичного спроса более полога, а кривая менее эластичного спроса более вертикальна. Однако наклон кривой не всегда отражает действительную степень эластичности спроса. Кривая эластичного спроса может иметь вертикальный наклон, а кривая неэластичного спроса быть пологой. Разные участки одной кривой спроса dd, расположенной под углом 45°, могут выражать эластичный спрос, единичный эластичный спрос, неэластичный спрос.

Причина состоит в следующем.

Кривая спроса показывает зависимость между абсолютными величинами цены Р и количества покупаемого товара Q. Коэффициент эластичности спроса Ed выражает зависимость между относительными изменениями цены Р и количества товара Q, то есть характеризует процентные изменения спроса в ответ на процентные изменения цен.

В связи с этим для наиболее точного определения эластичности применяется расчет эластичности спроса по формуле центральной точки или по показателю выручки от продажи товара.

При расчете Ed по формуле центральной точки значение коэффициента эластичности спроса составило Ed = 1,5. При определении эластичности по показателю выручки от продажи товара на графике 2.2.1 выручка изменилась в 1,5 раза. При движении по графику вниз от точки А до точки В выручка выросла от 100 долларов до 150 долларов, или в 1,5 раза. При движении по графику вверх от точки В до точки А выручка снизилась от 150 долларов до 100 долларов, то есть в 1,5 раза. Значение коэффициента эластичности спроса составило Ed = 1,5.

Следовательно, данные коэффициентов эластичности спроса, рассчитанные этими двумя способами, совпадают.

Цены на товар на рынке могут не только снижаться, но и повышаться в условиях инфляции. При повышении цен определение эластичности спроса осуществляется путем расчета уменьшения величины спроса и роста цены товара при движении вверх по кривой спроса dd. В соответствии с этим формула коэффициента эластичности спроса Ed принимает окончательный вид:

 

Коэффициент ценовой Изменение объема спроса Q (%)

=.

эластичности спроса Ed Изменение цены Р (%)

 

Таким образом, цена воздействует на спрос, при изменении цены изменяется эластичность спроса.

Главным фактором спроса является цена товара. Но вместе с тем на спрос воздействуют доход потребителей и цены на другие товары, поэтому концепция эластичности включает эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность спроса.

Эластичность спроса по доходу характеризует количественные изменения спроса в ответ на изменения дохода. (Англ. income – доход).

Расчет количественных изменений спроса в ответ на изменение дохода производится по формуле коэффициента эластичности спроса по доходу Ei:

 

Коэффициент Изменение объема спроса Q (%)

=.

эластичности спроса по доходу Ei Изменение дохода I (%)

 

Применив обозначения, получим формулу расчета относительного изменения спроса в ответ на изменение дохода:

 

Q1 – Q2 I1 – I2

Коэффициент эластичности спроса по доходу Ei =:.

Q1 I1

 

Данная формула характеризует процентное изменение величины спроса в ответ на процентное изменение дохода, показывает, на сколько процентов изменилась величина спроса при изменении дохода на один процент.

Наиболее точное значение эластичности спроса по доходу позволяет определить показатель эластичности спроса до и после изменения дохода потребителя по формуле центральной точки:

 

Изменение количества Изменение дохода

Ei =:.

Сумма количеств / 2 Сумма доходов / 2

 

Применив обозначения количества спроса и дохода, получим:

 

Q1 – Q2 I1 – I2

Ei =:.

(Q1 + Q2) / 2 (I1+ I2) / 2

 

Коэффициент эластичности спроса по доходу Ei имеет положительные значения при росте дохода и росте спроса для нормальных товаров и товаров высшей категории.

Коэффициент эластичности спроса по доходу Ei имеет отрицательные значения при росте дохода и падении спроса для товаров низшей категории.

Важным фактором изменения спроса на товар выступает изменение цен на сопряженные товары. При изменении цен на другие товары спрос потребителя на данный товар может увеличиться или уменьшиться.

Для измерения степени чуткости покупателей к изменению цен на другие товары применяется коэффициент перекрестной эластичности спроса. Данный показатель характеризует, насколько чувствителен спрос потребителя на один продукт при изменении цены на другой продукт.

Обозначим товар, спрос на который изменяется, символом Х. Товар, на который изменяется цена и приводит к изменению спроса на товар Х, обозначим символом Y. Тогда перекрестную эластичность спроса можно определить по формуле:

 

Коэффициент перекрестной Изменение объема спроса на товар X (%)

=.

эластичности спроса Exy Изменение цены на товар Y (%)

 

Преобразовав формулу, получим:

 

Коэффициент перекрестной QX1 – QX2 PY1 – PY2

=:.

эластичности спроса Exy QX1 PY1

 

Определим коэффициент перекрестной эластичности спроса по формуле центральной точки:

 

Коэффициент перекрестной QX1 – QX2 PY1 – PY2

=:.

эластичности спроса Exy (QX1 + QX2) / 2 (PY1 + PY2) / 2

 

Коэффициент перекрестной эластичности спроса Exy имеет положительные значения при росте спроса на данный товар и росте цены на другие товары для взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов).

Коэффициент перекрестной эластичности спроса Exy имеет отрицательные значения при падении спроса на данный товар и росте цены на другие товары для взаимодополняющих товаров (товаров-комплементов).

 

Вопрос 2. Эластичность предложения. Коэффициент ценовой эластичности предложения

 

В условиях рыночного механизма цена оказывает влияние на предложение, производители товара реагируют на повышение или на понижение цены.

Эластичность предложения показывает изменение величины предложения в соответствии с изменением цены в результате конкуренции.

Предложение выражает прямую зависимость цены и количества поставляемой производителями на рынок продукции. При росте цены предложение возрастает, выручка от продажи товара увеличивается. Поэтому эластичность предложения характеризуется повышением общей выручки от продажи товара Р´Q.

Эластичное предложение – предложение, при котором рост цены товара Р вызывает значительное увеличение количества предлагаемого товара Q. Эластичность предложения больше единицы.

Единичное эластичное предложение – предложение, при котором рост цены товара Р равен росту предлагаемого товара Q. Эластичность предложения равна единице.

Неэластичное предложение – предложение, при котором рост цены товара Р вызывает незначительный рост предлагаемого товара Q. Эластичность предложения меньше единицы.

 

График 2.2.6.

Эластичность предложения

Эластичное предложение. Кривая S1S1. ES >1 Единичное эластичное предложение. Кривая S2S2. ES = 1 Неэластичное предложение. Кривая S3S3. ES < 1
s2
s3
Р

 

 

s1

 

 

s1

 

 

Q
s2  
s3

 

 

 

На графике кривая эластичного предложения s1s1 показывает, что производители увеличивают количество предлагаемого товара на рынке в большей степени, чем возрастает цена товара.

При единичном эластичном предложении кривая s2s2 характеризует одинаковую степень возрастания цены и предложения. Производители увеличивают количество продаж настолько, насколько выросла цена товара.

Неэластичное предложение (кривая s3s3) свидетельствует о том, что производители не заинтересованы значительно увеличивать предложение при росте цены, количество продаж растет медленнее, чем цена товара.

Особыми случаями эластичности предложения являются абсолютно неэластичное и абсолютно неэластичное предложение.

Абсолютно неэластичное предложение – предложение, при котором объем продаж Q не изменяется при повышении цены товара P. Кривая предложения вертикальна. Производители абсолютно не реагируют на повышение рыночной цены.

Абсолютно эластичное предложение – предложение, при котором происходит увеличение количества продаж Q при постоянном уровне цены Р. Кривая предложения горизонтальна. Производители увеличивают количество продукции при наименьшем повышении рыночной цены.

 

График 2.2.7.

Абсолютно неэластичное предложение . Кривая S1S1. Абсолютно эластичное предложение. Кривая S2S2.
s1  
Р

 

 

s2  
s2

 

 

 

 

Q

s1

 

 

Для определения степени эластичности предложения при изменении цены применяется коэффициент эластичности предложения по цене Еs, который рассчитывается по формуле:

 

Коэффициент ценовой Рост объема предложения Q (%)

=.

эластичности предложения Es Рост цены Р (%)

 

 

Преобразовав формулу, получим:

 

Коэффициент ценовой DQ (%)

=; или

эластичности предложения Es D Р (%)

 

 

Коэффициент ценовой Q1 – Q2 Р1 – Р2

=:.

эластичности предложения Es Q1 Р1

 

 

Расчет коэффициента эластичности предложения Es по формуле центральной точки:

 

Коэффициент ценовой Q1 – Q2 Р1 – Р2

=:.

эластичности предложения Es (Q1 + Q2) / 2 (Р1 + Р2)/2

 

 

Следовательно, цена воздействует на предложение, изменяется количество предлагаемого производителями товара на рынке. Предложение может быть эластичным или неэластичным под воздействием цены.

 

Вопрос 3. Мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие и эластичность предложения

 

Мы рассмотрели механизм изменения рыночных цен под воздействием изменения спроса и предложения. Теперь необходимо понять, как возникает цена, изучить процесс установления цены в точке пересечения кривых спроса dd и предложения ss.

Установление цены зависит от того, в течение какого времени изменяются спрос и предложение. Изменение спроса может происходить достаточно быстро, но предложение так быстро изменяться не может.

Производственный процесс означает использование труда, земли, капитала и предпринимательской способности для выпуска продукции, организацию процесса производства и инвестирование капитала. Поэтому предприятия не могут изменять условия производства при каждом изменении цены товара на рынке.

В анализе спроса и предложения большую роль сыграл английский экономист Альфред Маршалл. Для исследования конкурентных цен он использовал элемент времени и ввел понятия мгновенного, краткосрочного и длительного равновесия. Маршалл рассматривал образование цены в развитии, как процесс, состоящий из мгновенного, краткосрочного и длительного периодов времени в установлении цены.

Предположим, на рынке появляется новый товар, обладающий высокими потребительскими качествами. Спрос покупателей на этот товар за очень короткое время увеличивается до d1d1. При неизменном предложении, которое за очень малый период времени не могло измениться, цена возрастает до такого уровня, чтобы ограниченное количество товара было распределено между теми людьми, которые желают его купить.

График 2.2.8.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...