Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Скальный храм Абу-Симбел в Египте.




Абу-Симбел— скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма во время правления Рамзеса II (прибл. 1298—1213 до н. э.). Находится в Нубии.

Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.

Пещерный храм в Абу-Симбеле относится к числу самых известных памятников древнеегипетской культуры. Громадные, 20-метровой высоты изваяния фараона Рамсеса II Великого, обрамляющие вход в храм, стали сегодня такими же символами Египта, как пирамиды и сфинкс. Строительство пещерных храмов получило во время правления Рамсеса II широкое развитие, но Абу-Симбел превосходит собой все другие подобные сооружения.

Выдающаяся почти к самой реке скала из мелкозернистого песчаника, высотой в 100 м, названа в иероглифических надписях «священной горой» и, как можно предположить, была укреплена фортификационными сооружениями, и поэтому местность в надписях названа «крепостью Рамзессополисом». Современное название Абу-Симбел произошло от скалы, на которой, в том месте, где река делает к ней изгиб, высечен в барельефе египетский мужчина, в заострённом фартуке которого арабские моряки усматривали подобие хлебной меры; поэтому изображение это названо «Абу-Симбел», отец хлеба (от араб. sinbel — колос), а затем это название присвоено было и всей группе скал с их храмами.

Храм Рамзеса(Большой храм)

Этот храм также был возведён фараоном Рамзесом II в XIII веке до н. э построенном после победы над хеттами. Постройка относится к типу скальных храмов. На входном фасаде выставлены гигантские статуи покровительствующих фараону богов: Амона, Ра и Птаха. Рядом с ними соседствует сам фараон в сидячей позе. Интересно, что фараон придал свой облик всем трём богам. Рядом с ним сидит его жена – Нефертари вместе с детьми.

Этот скальный храм представляет собой комплекс из четырёх залов. Они последовательно уменьшаются. Доступ в них, кроме самого первого, был ограничен. Самая последняя комната была доступна лишь фараону.

В святилище храма расположились те же четыре статуи, что встречают вас при входе: статуи Амона, Птаха, Ра и самого фараона.

Царь изображён поклоняющийся самому себе, то есть его божественный образ, которому поклоняется царь-человек. Окружённый другими божествами, он выделяется в виде громадной фигуры, обращённой спиной к скале. На восточном фасаде, у входа в храм, высечены в скале четыре колоссальных изображения трёх богов — Амона, Ра-Хорахти и Птаха — и самого царя (всем четырём статуям, однако, придан облик самого Рамзеса II), высотой приблизительно в 20 м. Под гигантскими статуями фараона находятся скульптурные изображения членов его семьи — матери, жены Нефертари и детей. Стены внутренних помещений украшены рельефами с ритуальными и военными сценами (битва при Кадеше и др.)

 

Особенностью этой постройки стало то, что 22 октября и 22 февраля с восхода солнца в храм проникает световой луч, который движется по коридору и, попадая в сакральную нишу, последовательно касается каждой из статуй (кроме статуи Птаха, бога тьмы).



Ярусом выше находится композиция «Фараон Рамсес предстоит перед богами». Она резко отличается от «Битвы при Кадеше» – здесь все подчинено вечности. Вся композиция картины подчинена сложной ритуальной символике, фигуры подчеркнуто торжественны и неподвижны.

Малый храм

Малый храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».
В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.


Сегодня спасенный усилиями всего человечества от затопления храм Абу-Симбел стал местом паломничества туристов со всего мира. Это чудо древнеегипетского искусства сегодня одновременно является и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран, чтобы спасти Абу-Симбел. Что ж, как сказал по этому поводу президент Египта Анвар Садат, «народы способны творить чудеса, когда они объединяются с добрыми намерениями».

 


Фасад храмов высечен в скале, высотой 31 метр и шириной в 38 метров. Колоннами фасаду служат четыре статуи фараона, изображённого сидячим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Над фасадом высечен орнамент в виде бабуинов.

 


Всего обезьян насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра.

 


Войдя в храм, мы окажемся в погруженном во тьму зале, который предшествует святилищу. Зал имеет размеры сторон в 18 и 16,7 метров. В центре помещения расположено 10 колонн изображающих бога Осириса, но с чертами лица фараона Рамзеса II.

 


Почти весь год помещения храма погружены в полумрак, но дважды в год (22 февраля и 22 октября – день рождения фараона и день его коронации), на рассвете, лучи солнца всё таки разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамзеса II. Солнечный луч всего на несколько минут задерживается на лице фараона, но по словам многочисленных туристов, наплыв которых Абу-Симбела переживает в эти дни, каменное лицо фараона озаряет улыбка…


Подобный оптический эффект возможен благодаря невероятно точным расчетам древнеегипетских звездочётов и жрецов, которые занимались проектированием и строительством храмов 33 века тому назад. Всего два дня в году, всего на несколько минут!

2.Сравнение двух этапов постановки памятника Минину и Пожарскому на Красной площади
Открытие памятника Минину и Пожарскому скульптора Ивана Петровича Мартоса состоялось 20 февраля 1818 года в присутствии императора, императрицы,«при бесчисленном скоплении народа».

Это особенный, легендарный памятник, призванный не только увековечить подвиг двух людей, но и героизм всего народа в борьбе против польско-литовских захватчиков. Но его история тесно связана с еще одной датой, прославляющей силу русого оружия. Дело в том, что поставить памятник изначально планировалось в 1812 году – к 200-летию изгнания захватчиков. Но, все мы знаем, что этот год связан с новым нашествием. Поэтому после разгрома Наполеоновских войск, решение это лишь окрепло. На народные средства, собранные по подписке среди жителей Нижнего Новгорода – родины Кузьмы Минина памятник был установлен в центре Красной площади в 1818 году. Сейчас он немного «переехал», поскольку его расположение затрудняло проезд по Красной площади во время парадов.

Сам автор комментировал идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели». Согласно традициям классицизма, сторонником которого являлся Мартос, внешне фигуры напоминают античные изваяния, но вместе с тем скульптор постарался придать им национальное своеобразие. На щите Пожарского изображен Спас. Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху. Волосы его подстрижены в скобку.

 


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17

1.Триумфальная колонна Траяна в Риме.

Рим. Колонна Траяна - достопримечательность античного Рима, воплощение славы и победы римлян под предводительством императора Траяна над храбрыми даками. Находится Колонна Траяна рядом с площадью Венеции и памятнику Витторио Эммануилу, напротив Церкви Санта Мария ди Лорето. Построена любимым архитектором Траяна Аполлодором Дамасским в 113 году.

Уникальность Колонны Траяна заключается в том, что барельефная лента, изображающая сцены двух дакийских компаний Траяна, является на данный момент единственным полным (графическим) описанием произошедших тогда событий. Письменных источников о войне даков с римлянами, содержащих столь полную историческую информацию нет.

Выполнена из 20 блоков каррарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 3,6 м (внизу). Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 году вместо неё папа Сикст V установил статую апостола Петра скульпторов Леонардо Сормани и Томазо делла Порта, которая находится на колонне по сей день.

В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

В 1162 году был издан указ о том, что любой, кто повредит колонну Траяна, будет предан смертной казни.

 

Рельеф колонны повествует о двух войнах Траяна с даками (101—102 и 105—106 годов). Секции, посвящённые войнам, разделены изображением фигуры крылатой Победы, пишущей на щите, окружённом трофеями, имя победителя. Изображаются в основном действия римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь — женщина с закрытым покрывалом лицом, и другие.

Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов — как римлян, так и даков того времени. Перспективой же скульпторы сознательно пожертвовали для достижения большей информативности. Детали пейзажа, крепостные стены даны вне масштаба. Близкие и дальние человеческие фигуры имеют одинаковую чёткость и размеры, и расположены одна над другой.

2.Монумент Петру I работы Фальконе. Предложение Монферрана по его перемещению.
Выдающимся произведением монументальной скульптуры является памятник Петру I на Сенатской площади.

Едва взойдя на российский престол, Екатерина II решила поставить в столице памятник Петру I. Монумент должен был представить первого российского императора как выдающегося государственного деятеля. Конная статуя, отлитая из бронзы по модели Растрелли, ей не понравилась.

русский посол во Франции князь Голицын предложил Этьену-Морису Фальконе взяться за сооружение памятника. В августе 1766 года был подписан контракт, согласно которому скульптор обязался через полгода представить проект монумента.Фальконе отказался от традиционного образа монарха-победителя, и от аллегорического изображения добродетелей, триумфов. В 1766 года Фальконе приехал в Петербург и начал разработку эскизов монумента.

петербургский ваятель Ф. Г. Гордеев вылепил модель змеи, извивавшейся под копытами коня. Ее тело должно было служить дополнительной, третьей точкой опоры для корпуса коня, поднявшегося на дыбы с оседлавшим его всадником.

Около трех лет ушло на подготовку к отливке статуи в металле. Отливка началась в 1774 году, и сразу же возникли огромные трудности: размеры скульптуры были громадны; толщина бронзовых стенок в передней части статуи должна была быть значительно меньше стенок в ее задней части, что д.б. придавать устойчивость.

Чтобы избежать образования швов между частями статуи, Фальконе решил отлить ее за один прием. Но сделать это не удалось. во время первой отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл, начался пожар, мастер Е. Хайлов погасил пламя; но вся верхняя часть отливки - была испорчена, и ее пришлось срубить.

Подготовка к новой отливке заняла еще три года, вторая отливка прошла без происшествий. Огромных усилий потребовала отделка фигуры Петра, гравировка деталей одежды. Полностью работы завершились только в 1778 году. Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». Но дожидаться открытия памятника он не стал, он покинул Россию, Руководство работами по сооружению памятника перешло к Ю. М. Фельтену. Вместе с ним установкой статуи занимался и Ф. Г. Гордеев.

Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года

Фальконе задумал поставить статую на гранитную глыбу, отказавшись от идеи традиционного парадного постамента. Это вызвало противоречия,, что подобной каменной горы сыскать безнадежно и доставить в из-за тяжести невозможно.

Выбор остановился на крупном гранитном монолите, обнаруженном на Лахте, в двенадцати верстах от Петербурга, крестьянином Семеном Вишняковым. Местные жители называли его «Гром-камнем», потому что в нем имелась широкая трещина, будто бы образовавшаяся от удара молнии. Он весил 1600 тонн, в длину имел 13,2 метра, в ширину - 6,6 метра, в высоту - 8 метров.

В обычной практике под огромные грузы укладывали бревна и по ним волокли груз, но этот камень перетирал бревна.. Бревна (цилиндры) заменили на медные шары. Перевозку осуществляли с помощью шаров, перекатывавшихся по обитым медью желобам. По мере передвижения освобождающиеся желоба приставлялись спереди, и таким образом камень непрерывно продолжал двигаться при помощи канатов, воротов и 400рабочих.

Доставка монолита в Петербург заняла 1,5 года - время, за которое в 18 веке можно было совершить кругосветное путешествие. Во время перемещения камень обтесывался рабочими.

Для перевозки камня морем было построено специальное судно. Оно было рассчитано так, чтобы выдержать нагрузку от камня, особенности водного пути. Чтобы загрузить камень а судно, заднюю его часть затопили, потом откачали воду и судно всплыло.

По его перевозке была выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно»

Всадник, взлетевший на крутизну скалы и остановивший коня на полном скаку. Конь поднялся на дыбы - весь в движении. Но посадка всадника, его поза, жест, поворот головы исполнены величественности, уверенности и силы.. Конь и всадник как бы застыли в этом движении, символизируя вечную жизнь всадника. Сочетание мгновения с вечностью, движения и покоя, на самом крою пропасти. Перед нами - прекрасное мужественное лицо с широко открытыми глазами, озаренное глубокой мыслью и непоколебимой волей..

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...