Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нравственное воспитание младших школьников: история и современность




ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Социальная структура общества в последние два века подвержена тенденции глобализации, детрадиционализации и информатизации. С появлением информационных технологий любой уголок мира, любая культурная среда стала гораздо более доступна, чем, скажем еще два десятилетия назад.

Поколения 80х и 90х годов XX века, не будучи полностью вовлеченными в процесс информационного сближения, смогли прикоснуться к обилию информационных потоков, обрушившихся на постсоветскую Россию, на этапе становления личностной и групповой идентичности. Современным детям очень сложно развиваться - они оказываются подвержены воздействию крайне разнообразных социальных (культурных, религиозных, этнических, территориальных и др.) факторов.

Современные дети, в условиях нестабильной социокультурной ситуации становятся жертвами обстоятельств и своего окружения, и мы видим возрастающий процент детской преступности, раннего алкоголизма и наркомании, произрастающих из недостатка воспитания в духовном аспекте. Бездуховность, характерная современности, влияние множества других культур, постоянная переоценка ценностей в социуме порождают нестабильность в развитии ребенка.

Поэтому нравственное воспитание ребенка, начиная с раннего возраста важнейший аспект становления полноценно развитой и социально активной личности. Нравственное воспитание ребенка в младшем школьном возрасте должно стать тем ориентиром, который поможет задать личности необходимый курс развития, и позволит сформировать полноценных творческих индивидов, способных осуществлять полноценную жизнедеятельность в быстро изменяющихся условиях жизни.

Объект исследования. Нравственное воспитание и развитие личности.

Предмет исследования. Особенности нравственного воспитания личности ребенка в младшем школьном возрасте.

Цель исследования. Провести исследование особенностей нравственного воспитания личности ребенка в младшем школьном возрасте.

Задачи исследования. В ходе достижения поставленной цели мы решим следующие задачи:

· Рассмотреть в исторической ретроспективе особенности нравственного воспитания младших школьников

·   Проанализировать психологические и физиологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте

·   Выявить особенности нравственного развития младшего школьника

·   Изучить процесс организации нравственного воспитания в современной школе

Структура работы. Исследование состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы. Во введении описаны актуальность, объект, предмет, цель и задачи исследования, в заключении сделаны выводы, резюмирующие исследование. Общий объем работы 27 страниц, в работе использовано 19 источников.

 


 

Глава I. Проблема духовно-нравственного воспитания и развития личности в отечественной педагогике

Нравственное воспитание младших школьников: история и современность

 

Нравственное воспитание и развитие личности - неотъемлемый в современном мультикультуральном мире элемент воспитания ребенка. Обзор педагогической литературы до начала XX века, когда Россия пережила острый политический и культурный кризис, дает нам понять, что до революции концепция воспитания детей в первую очередь базировалась на домашнем воспитании. Считалось, что внешнее, школьное, воспитание служит дополняющим, хотя и необходимым и неотъемлемым элементом домашнего воспитания. Семья, как известно - базис, на котором строится общество, следовательно, если ребенок адекватно воспитывается в нравственно здоровой и духовной семье, то и общество будет духовно развито и здорово.

Как писал Н.Н. Новиков в своем труде «О воспитании и наставлении детей»: «Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами… Первая главная часть воспитания…попечение о теле. …вторая главная часть воспитания, имеющая предметом образование сердца и называется учёными нравственным воспитанием… третья главная часть воспитания… просвещение, или образование разума» [13, 29].

До революции домашнее обучение считалось основным источником получения ребенком знаний о фундаментальных понятиях добра и зла, в семье будущий человек получал первые представления о религии, о морально-нравственных категориях, уже с имением которых он или она приходили в учебное заведение. Нравственное воспитание всегда ставилось во главу угла, а в XIX веке - веке начала расцвета педагогической мысли, мы видим полное подчинение императиву домашнего нравственного и духовного воспитания. Так, в XIX веке, русские педагоги А.Н. Острогорский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие исходили именно из позиции погружения ребенка с самого начала воспитательного процесса с глубоко гуманистических нравственных позиций.

Как отмечала Л.В. Загрекова: «нравственное воспитание ставилось «во главу угла» всего воспитательного процесса, осуществляемого семьей, школой, обществом, и опиралось на потребность в нравственной деятельности, возникающей из основных свойств природы человека» [9, 28].

Основными постулатами дореволюционной концепции воспитания можно считать основы учения К.Д. Ушинского. Как отмечал Ушинский, воспитание полноценной в нравственном и духовном отношении личности следует начинать с народности.

Народность - под этим понятием он подразумевал глубокое погружение в традиции русского народа, воспитание уважения к русской народу, любовь к родному языку, воспитание чувства патриотизма. Отрицая калькирование иностранного опыта воспитания, тем не менее, Ушинский вовсе не чуждался опыта других педагогических систем [16, 156].

Следующим постулатом воспитания до революции являлась религиозность. Для нашей страны характерно православное христианство, поэтому именно в православной традиции, согласно ее ценностям и особенностям и должен воспитываться ребенок. Как писал великий педагог: «дело народного воспитания должно быть освящено церковью, а школа должна быть «преддверием церкви»» [16, 165].

Следующим основным аспектом педагогической триады он называл науку. Итак, мы видим, что народность, православие и наука - это три столпа воспитания, на которые опиралась вся педагогическая деятельность до революции. Разумеется, в духовно-нравственное воспитание входило воспитание понятия самодержавности Российской Империи, чувство этнической принадлежности (абсолютизация обычаев, традиций, обрядов), этическая составляющая (искусство как выразитель и носитель идей истины, добра и красоты).

Нравственное формирование человека, как отмечали педагоги XIX века, начиналось с изучения родной речи, поскольку именно речь - хранилище многих веков духовной жизни русского народа, его культурное богатство и кладезь знаний. Именно вокруг родной речи уже выстраивалось обучение другим наукам. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает в то же время мысли и чувства тысяч предшествовавших ему поколений [16, 218].

Также велика была роль природы как воспитателя детей. Известно, что эстетическое понимание природы формирует у детей не только чувство прекрасного, но и учит бережно и внимательно относиться к природным явлениям и живым организмам. Положительное влияние на развитие ребенка оказывает труд с участием живой природы. Учась ухаживать за растительным и животным миром, ребенок учится основам бережного отношения к природе, понимает материальную природу вещей, осознает, что сорванное растение уже не вырастет снова, т.е. начинает понимать материальную природу вещей [16, 278].

Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов я явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие.

Разумеется, педагоги до революции отмечали немаловажное влияние природных задатков самого ребенка и той социальной среды, в которой он воспитывается. Доминантной чертой личности была целостность духовно-нравственных и интеллектуальных качеств. При этом и интеллектуальной, и умственное развитие ставилось в подчинение развитию духовному и нравственному: «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [16, 289].

Высшим достоинством социализированной личности педагоги считали принесение социальной пользы человеком обществу, а главным инструментом для этого служило трудолюбие, поскольку внутренняя духовная сила труда служит источником человеческого достоинства, счастья, нравственности. Таким образом, основной источник нравственного и духовного воспитания - это семья, а школа - лишь инструмент развития ума и интеллекта, образовательный элемент в воспитании детей.

Подобные взгляды разделяли все выдающиеся педагоги того времени: А.Н. Острогорский, Л.Н. Толстой, В. Я. Стоюнин, В. И. Водовозов, Д. Д. Семенов, А. Я. Герд и многие другие педагоги и методисты.

После революции картина воспитания детей кардинально меняется. Приоритетными стали идейно-политические императивы; воспитание в нравственном аспекте превращается в задачу формирования человека нового типа, которая, в свою очередь, требует разрыва с семейным «консервативным» воспитанием.

В постреволюционный период наиболее характерной тенденцией в воспитании считалось приоритетным воспитывать скорее физически развитого и идеологически верного строителя коммунизма, чем духовно и нравственно развитую личность. Массово создавались школы-интернаты, разрушающие духовно-нравственные узы семьи.

В эти же года развилось альтернативное течение педагогической мысли, в которое входили такие педагоги, как С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, Н. Н. Иорданский, А. В. Евстигнеев-Беляков, которые считали необходимым по-прежнему использовать семейные традиции воспитания, воспитание нравственности изнутри «ячейки общества», а не извне. Однако этот подход активно блокируется властями, и нравственное воспитание закладывается вместе с идейно-политическим воспитанием в школах. Однако несомненным плюсом образования в начале XX века стала массовая ликвидация безграмотности, поскольку большой пласт русского народа не имел образования в том виде, в котором мы сейчас привыкли его видеть [3, 21].

Подобного рода воспитание дало стране множество молодых людей, проникнутых духом идеологии большевистской партии и идеалами коммунизма, активных строителей общества, полноценных участников политического процесса. В этих условиях духовное и нравственное воспитание детей становилось задачей не семьи, но школы. Семья как воспитательный элемент могла лишь заложить основные моральные устои, но не являлась оплотом духовного и нравственного воспитания, как раньше.

В 60-х годах педагог В. А. Сухомлинский вступает в отчаянную борьбу с сохранившимся с 30-х годов педагогическим подходом к семейному воспитанию. Отец и мать - величайшие авторитеты для ребёнка. Существует глубокая связь поколений, писал учёный, ребёнок - одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её - тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал [15, 71].

Заслуга В. А. Сухомлинского в возвращении к общечеловеческим ценностям. Он первым в советской педагогике обратился к процессам духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия, созидания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей [15, 82]. Так, с 60х годов XX века в отечественную педагогику постепенно возвращается хотя бы сама идея нравственного и духовного воспитания детей. Современные педагогические концепции снова приводят нас к пониманию важнейшей роли семьи как основного звена в цепи нравственного воспитания.

В итоге к концу XX века сложилась такая ситуация - как и предполагал К. Ушинский, школа являлась основным образовательным элементом, который обучал детей различным наукам, но обучаться тому, как нужно себя вести, что хорошо и что плохо, основам этики и эстетики дети могли только с помощью родителей и самостоятельно. В ситуации постоянных кризисов легко понять, что родителям, воспитанным по старой схеме, не только некогда было воспитывать детей по новым стандартам, которые начинало требовать общество, но и они сами не могли бы этого сделать. В итоге мы получили несколько поколений, характеризующихся острым падением духовного и нравственного уровней развития, причем эта ситуация складывается вот уже несколько десятилетий подряд.

В условиях современного мультикультурного общества особенно важно воспитать полноценную личность, базис нравственности которой будет базироваться на традициях и самобытности родной страны, а не идеалах и стандартах других педагогических систем [5, 14].

Сейчас наблюдается тенденция к возвращению понимания того, что личность как таковая не исчерпывается только характеристикой социальности. Основа личности все-таки ее нравственное развитие, которое является основополагающим базисом для дальнейшего развития умственного, интеллектуального и творческого. Общество и государство, освобождаясь от идеологии, возвращаются к традициям культуры, к ее ценностным духовным истокам. Отечественная система образования, рассматриваемая в этом русле, переживает пору переосмысления ценностных оснований воспитания [5, 21].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...