Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности нравственного развития младшего школьника




 

Основным залогом нравственного воспитания школьника в младшем возрасте является тот небольшой, но фундаментальный опыт, который ребенок приносит в школу из семьи и детского сада. Уже в первом классе дети вооружены большинством нравственных постулатах о том, что считать хорошим поступком, а что плохим, какие качества человека считаются вредными, а какие, напротив, стоит развивать, они обладают элементарными навыками вежливости, имеют начальные представления об этике и эстетике.

На этих базовых основах и предстоит строить дальнейшее нравственное воспитание преподавателю. Первоначально учителю достаточно сложно, поскольку несколько десятков детей, каждый из которых обладает неповторимой индивидуальностью, он вынужден учить и воспитывать одновременно. Времени на детальную работу с каждым школьником недостаточно, а процесс взросления детей идет в геометрической прогрессии, поэтому в их развитии важен каждый день. Как пишут И. Каирова и О. Богданова в «Азбуке нравственного воспитания»: «стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость» [1, 411].

Стоит отметить, что для детей младшего школьного возраста наблюдается своеобразная градация уровней нравственного развития. Как пишет Л.Кольберг, различают 3 уровня нравственного развития, наиболее характерных для того или иного периода развития школьника [8, 42].

. Уровень преднравственности. Этот уровень чаще всего наблюдается у детей до 9-10 лет. В течение развития на этом уровне выделяется два подуровня:

·   гетерономная мораль. Этот вид сформированности нравственности ребенка характеризуется нравственным реализмом, т.е. четким разделением существующих явлений, действий и поступков себя и других людей на плюс и минус, плохое и хорошее, добро и зло. Состояние нравственного реализма не допускает оттенков правоты в сознании ребенка. На этой стадии дети склонны оценивать свои поступки или поступки других людей с точки зрения последующих результатов «что будет, если я поступлю так». Усвоенные от взрослых нормы морали и нравственности трактуются ребенком как облигатные правила поведения, нарушение которых может повлечь за собой наказание, а соблюдение, соответственно, поощрение. Поэтому дети в 1-2 классе характеризуются старанием и прилежностью как стремлением получить вознаграждение в виде хорошей оценки и похвалы, подарка со стороны родителей. На этой стадии дети часто критически оценивают поведение сверстников, некритически оценивая себя, и могут «ябедничать», сообщая о «нехороших» поступках одноклассников учителю в стремлении заслужить похвалу. Эту стадию развития дети проходят в 5-7 лет.

·   автономная мораль. На этом уровне развития для детей все еще характерен нравственный реализм, однако степень самостоятельной оценки поступков других людей уже трансформируется из оценки результата действия в оценку намерения поступка. Это наиболее важная стадия, в которую важно учить ребенка эмпатии, сочувствию, сопереживанию. Развитие умения оценивать и анализировать свое и чужое поведение постепенно формирует у ребенка не внушенные воспитателями ДОУ и родителями нормы поведения, а свои собственные моральные устои. В этот период ребенок постепенно учится быть нравственным не только в обществе, но и автономно. Эту стадию развития дети проходят в 7-9 лет.

. Уровень конвенциональности. Этот уровень чаще всего наблюдается у детей до 13 лет. В течение развития на этом уровне выделяется два подуровня:

·   стадия социального одобрения. На этой стадии ребенок учится ориентироваться не только на свою морально-нравственную систему, но и на суждения других людей во всем их многообразии. Эта стадия длится приблизительно с 9 до 11 лет. Также стоит отметить, что именно в этот период наиболее активно у школьников 3-4 классов происходит переход от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Как говорит нам Ж. Пиже, это «убеждение в том, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе, и в каждом его поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое». [10, с.214]

·   стадия легитимного одобрения. Эта стадия характеризуется восприятием не только социального одобрения, но и формированием понятия о законности действий с точки зрения действующих законов и порядков страны и региона.

. Уровень постконвенциональности. Этот уровень чаще всего наблюдается у детей после 13 лет. В течение развития на этом уровне выделяется два подуровня:

·   уровень понимания логики другого человека, уважения его прав на принятое решение и предпринятое действие.

·   уровень приятия поступка с нравственной стороны, насколько бы он легитимен не был с точки зрения социума или законодательства.

Как отмечает создатель теории уровней нравственности Л. Кольберг, большинство людей в своем нравственном развитии так и не переходят через порог конвенциональности, а уровня нравственного принятия поступка вне зависимости от общественного суждения характерен менее чем для 10% людей на всем земном шаре.

Таким образом, мы понимаем, что в младшем школьном возрасте мы сталкиваемся с первым и частично вторым уровнем становления нравственности, и переходом от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Какие факторы следует учитывать в данном процессе? Прежде всего, стоит помнить, что основой нравственного воспитания будет являться формирование гуманистических отношений в детском коллективе, независимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Педагогу стоит помнить, что дети в младшем школьном возрасте зависимы от императивов взрослых, обладают низкой самокритичностью и слабо развитой способностью самоанализа своих поступков и поведения. При этом дети активно участвуют в социальной жизни, и учитель на конкретных примерах может научить детей разбираться в ситуации путем анализа и оценки, а не императивных категорий добра и зла.

Каждый учитель на каждом уроке показывает ребенку все богатства своего мировоззрения, внутреннего мира, культуры, морали и нравственного опыта. Именно поэтому стоит помнить, что в младшем школьном возрасте фигура педагога становится тем нравственным ориентиром, на основании которого в ребенке закладываются основы нравственности. Поведение и оценка событий учителем, его преподнесение спорных ситуаций с точки зрения морали и нравственности оказывают формирующее влияние на духовное и нравственное становление личности ребенка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...