Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система психолого-педагогических действий профилактики




Система психолого-педагогических действий профилактики

Приведенные выше примеры подтверждают мысль о том, что система взаимоотношений субъектов воспитания непосредственным образом влияет на уровень агрессивности детей и подростков и частоту проявления актов жестокого обращения и насилия. Как решить эту проблему? На наш взгляд, изменить ситуацию может специально разработанная система психолого-педагогических действий . В нее должны входить следующие элементы:

· диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией;

· консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями;

· консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению;

· информационно-образовательная работа с детьми;

· формирование психоэмоциональной среды учебного заведения, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса;

Мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества:

· улучшение психологического климата в школе;

· повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов);

· повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся;

· профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;

· снижение асоциального поведения школьников;

· развитие стрессоустойчивых качеств личности обучающихся;

· формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стра­тегий и навыков поведения, а именно навыков принятия решения и преодоления жизненных проблем; навыков оценкисоциальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; навыков восприятия, использования и оказания психологической и со­циальной поддержки; навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального про­странства; навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки; навыков бесконфликтного и эффективного общения;

· направленное осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способст­вующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективно­го поведения (Я - концепции(самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам; собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее; умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспекти­вы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддерж­ку; осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим).

В содержание психолого-педагогического модуля включены:

· психолого-педагогические подходы к коррекции агрессивного поведения;

· рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков;

· рекомендации по работе с детьми, склонными к суицидальному поведению;

· рекомендации по профилактике тревожности и страхов у детей и подростков.

· индивидуальная работа с ребенком.

Особенно важны действия, направленные на просвещение родителей, отношения с которыми, как показывает практика, в условиях современной школы являются самыми сложными. Они имеют огромное значение для создания безопасной образовательной среды.

В начале и в конце любой коррекционной работы проводится диагностический минимум, позволяющий определить характер проблемы, увидеть динамику и спланировать зону развития.

При работе с агрессивными подростками возможно использование следующих диагностических методик:

· Опросник Басса-Дарки (агрессивность);

· Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (тревожность);

· Фрейбургская анкета на выявление склонности к агрессивному поведению;

· Тест «Склонности к риску»;

· «Шкала враждебности» Кука-Медлей;

· Методика экспресс-диагностики невроза (К. Хек и Х. Хесс)

При организации профилактики необходимо учитывать два основных содержательных направления: работа с потенциальными агрессорами (педагоги, родители, школьники) и работа с потенциальными жертвами (те же группы).

Система педагогических действий рассчитана на деятельность различных категорий педагогических работников: классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги - организаторы.

 

Организация безопасной среды учебно-воспитательного процесса.

Основным результатом проведения профилактической работы по предупреждению насилия в школе является формирование безопасной среды, то есть таких условий, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведена до минимума потребность проявления агрессии любого рода. В этом смысле особое значение имеют мероприятия, направленные на сплочение коллектива школы.

Проведенные исследования позволяют утверждать, что в школы целесообразно вернуть систему коллективно-творческой деятельности, изменив, может быть, некоторые принципы ее организации (адаптировать к личностно-ориентированной системе образования). Ведь такие дела имеют в основе своей глубоко позитивные механизмы, которые позволяют не только создавать в коллективе атмосферу совместного творчества и сотрудничества, но и развивать рефлексивные качества участников, их лидерский потенциал. В наши задачи не входит глубокий анализ возможностей и недостатков КТД, но, думается, эта методика может способствовать решению проблемы насилия в школьной среде.

Организацию ненасильственного учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, необходимо начинать с учителя, с егопереосмысления профессиональных ценностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...