Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Двойная роль учителя




Умение адекватно реагировать на проявления насилия не дается учителю даром. Педагогу следует распрощаться с иллюзией идиллического урока, где ему отведена роль почитаемого всеми ментора, и смириться с реальным положением дел, требующим от него быть постоянно настороже и по возможности предупреждать готовящиеся провокации. На уровне класса у учителя двойная функция: с одной стороны, ему положено руководить обучением и содействовать развитию детей, с другой – ему вменяется роль лидера. В ходе индивидуальных контактов он пытается войти в положение учеников, понять их проблемы и трудности, установить с ними доверительные отношения. В отношениях с классом в целом ему отводится роль лидера группы. Чтобы воспрепятствовать победе теневых сил и не дать им возможности доминировать в атмосфере класса, ему необходимо стать выразителем противоположного архетипического полюса, выступить в качестве Супер-Эго, отрицающего насилие. В качестве лидера группы его интересует не столько отдельный конкретный ребенок, сколько характер и динамика настроений группы в целом. В качестве лидера группы он определяет приоритеты.

Это, однако, означает, что ему постоянно приходится сталкиваться с чувством отчуждения. Дети не желают понимать указания учителя, изо всех сил сопротивляются, негодуют и протестуют. Учителю трудно выдержать характер и остаться непреклонным. В глубине души дети испытывают потребность в лидере. Им нужен кто-нибудь в классе, на кого они могли бы равняться. Это верно даже в том случае, если сами они предпочитают идти своим курсом. Только наличие точки отсчета в виде недвусмысленно заявленной и твердо отстаиваемой позиции учителя, наличие устойчивого противоположного полюса взглядов пролагает им путь к обретению собственных позиций и ритуалов и мобилизации собственных ресурсов в борьбе с агрессией и насилием.

Насилию в школе необходимо противопоставить комплекс специальных мероприятий. Помешать волне насилия захлестнуть школу можно только совокупными усилиями всего преподавательского коллектива.

Заявленная позиция преподавателей имеет важнейшее значение в психологическом отношении. Педагогические установки становятся противовесом установкам самих детей. Они помогают им мобилизовать собственные силы. Не желая рабски копировать представления педагогов, дети обретают свою позицию в стремлении отстоять независимость, в борьбе с авторитетом взрослых. Помощь в данном случае сводится к мерам, способствующим разработке детьми собственных ритуалов по преодолению и ограничению агрессии.

Следующая мера, положительно зарекомендовавшая себя в случаях возникновения актов насилия в школе, заключается в предании этих инцидентов гласности. О случившемся должны быть проинформированы все – как учителя, так и ученики. Школа должна знать все подробности инцидента и сопутствующие обстоятельства, знать имена участников. Насильникам становится ясно, что в результате своих поступков они приходят к изоляции от коллектива, что определенные акты насилия нетерпимы. Предание гласности имен виновников и всестороннее освещение инцидентов помогают детям почувствовать, где, по понятиям педагогов и родителей, пролегает граница дозволенного.

Предание гласности имен виновников ни в коем случае не должно оставаться единственной мерой. С агрессивными детьми и подростками необходимо проводить беседы. У них должна оставаться возможность интеграции в школьную жизнь.

Расширение профессионального самосознания педагога, формирование способности смотреть на процесс со стороны и готовность к изменению и инновациям, направленным на преодоление проблем образовательного процесса может быть обеспечено тренингами социальных умений и практикумами педагогических действий, направленные на профилактику насилия в школе.

Итак, в практику школьной жизни необходимо вводить новые педагогические технологии, такие, какделовые и ролевые игры, психологические тренинги. Любая совместная деятельность школьников и взрослых (при правильной, разумеется, организации) способна существенно изменить систему сложившихся взаимоотношений.

Для решения поставленных задач в процессе реализации данной програм­мы используются различные методы: социально-перцептивные, ситуацион­ные, импровизационные, моделирую­щие и ролевые игры, социодраматические, бихевиоральные, когнитивные, экспрессивные методы, упражнения, направленные на выработку навыков установления обратной связи, обмена чувствами, использования техники присоединения, фиксирующие состо­яние «здесь и теперь».

Особенно эффективны, на наш взгляд, ролевые игры. Их специфика в том, что здесь на равных принимают участие взрослые и подростки. Такие игры предполагают высокий уровень самостоятельности и ответственности каждого участника, свободу и независимость его действий, постоянную необходимость осуществлять выбор (порой очень мучительный) и принимать решения. Распределение ролей, не зависящее от возраста и социального статуса участников, моделирование непривычных систем взаимоотношений - все это дает возможность изменить существующее положение и по-новому выстроить отношения между детьми и взрослыми.

Педагог, оказавшийся в роли равного партнера со своими воспитанниками, получает уникальную возможность увидеть их другими глазами. Конечно, необходимость признать в ученике равного себе подчас вызывает у него мучительные переживания, раздражение на коллег и особенно на организаторов игры. Игровые ситуации подчас вскрывают многие таившиеся подспудно и пока еще не проявленные конфликты и негативные взаимоотношения. Часть из них удается решить в ходе игры. Другие становятся предметом серьезного педагогического анализа, по результатам которого могут быть выработаны рекомендации для отдельных педагогов и педагогического коллектива в целом.

Диагностические исследования, проведенные по результатам некоторых игр, показали резкое снижение уровня тревожности и агрессивности подростков и повышение рейтинга педагогов, слияние группировок и размывание их границ, уменьшение количества «отверженных», смену «лидеров» на социально более позитивных.

Интересно отметить, что у педагогов, склонных к жесткому подавлению воспитанников, проявляется резко негативное отношение к таким играм. Сама система равенства участников игры вызывает у них резкое неприятие. К сожалению, далеко не всем удается переосмыслить свою профессиональную и личностную позицию. Для таких педагогов целесообразно проводить специальные тренинги с участием администрации. Необходимы программы работы по следующим направлениям: «Тренинг общения», «Как работать с агрессивными детьми», «Как любить себя и ребенка», «Как не стать жертвой», тренинговые занятия. Необходимым направлением при формировании безопасной образовательной среды является переосмысление профессиональных и личностных ценностей руководителей учреждений образования. А также психологическая и методическая поддержка взрослых, которые сами зачастую становятся жертвами жестокого обращения и соответственно становятся потенциальными агрессорами.

Одним из приоритентных и эффективных способов профилактики и психокоррекции агрес­сивного поведения считается тренинг социальных умений. К. нему прибегают в случае добровольного желания избавиться от агрессивных паттернов поведения, обучиться сдержанности. По данным Р. Бэрон и Д. Ричардсон, тренинг социальных умений при агрессивном поведении заключается в сле­дующих процедурах:

1) моделирование, предполагающее демонстрацию лицам, не имеющим базовых социальных умений, примеров адекватного поведения;

2) ролевые игры, предлагающие представить себя в ситуации, когда тре­буется реализация базовых умений, что дает возможность на практике проверить модели поведения, которым испытуемые обучились в процессе моделирования;

 3) установление обратной связи — поощрения позитивого поведения («позитивное подкрепление»);

4) перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку

Нельзя оставить без внимания и учащихся. С целью профилактики насилия в подростковой среде так же эффективными окажутся тренинги социальных умений и реализация программ ненасильственного воспитания, спроектированных на основе технологии гуманистического воспитания.

В качестве мер по формированию ненасильственной среды образовательного учреждения выделяют так же: расширение свобод и возможностей выбора видов деятельности; введение принципов «педагогики сотрудничества» и «педагогической поддержки»; расширение системы совместной деятельности всех субъектов образования; создание психологического климата взаимного уважения и доверия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...