Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Капиталистический дух: предпринимательский и мещанский дух




Содержание

 

Введение

. Капиталистический дух: предпринимательский и мещанскийдух

. Поднебесная и предпринимательство

Заключение

Список литературы

 


Введение

экономический предпринимательство капиталистический религия

Понятия «предпринимательство» и «предприниматель» в научный оборот впервые были введены английским экономистом начала 18 века Ричардом Контильоном. По его определению, предприниматель - это человек, действующий в условиях риска ради получения выгоды. Предпринимательство представляет собой комплексное социально-экономическое явление, включающее такие непременные атрибуты как экономическую активность и самостоятельность, направленную на целесообразную и инновационную деятельность с целью организации производства и предложение рынку такого товара или услуги, которые бы вызвали на рынке интерес и принесли предпринимателю прибыль.

Первые представления о предпринимательстве (начало 18 века) связывались с такими его чертами, как организаторские способности, упорство, рассудительность, самостоятельность в принятии решений, экономическая рациональность. Вторую волну представлений о предпринимательстве связывают с Й. Шумпетером, который во главу угла предпринимательской деятельности ставил способность предпринимателя к инновациям. После Второй мировой войны формируется "третья волна" представлений о предпринимательстве. Теоретические исследования сущности предпринимательства отличаются акцентом на особых личностных качествах предпринимателя и на роли предпринимательства как регулярного начала в уравновешивающейся экономической системе. Неоавстрийская школа в лице Л. Мизеса, Ф. Хайека и Н. Кирцнера вызвала новую волну в развитии теории предпринимательства, обосновывающей полифункциональность модели предпринимательства. Четвертое направление характеризуется определением социально-экономической значимости данного явления как фактора производства особого рода, получающего форму определенной теоретической концепции сначала у Ж.Б. Сэя, затем у Маршалла А. и Т. Шульца.

Выделяют несколько функций предпринимательства, например, экономические и социальные. Социальная функция предпринимательства способствует прогрессу технологий, техники, науки, организации производства, повышению качества продукции и снижению издержек производства, созданию новых рабочих мест и занятости населения, а, следовательно, создает основы богатства людей и общества в целом.

 


Капиталистический дух: предпринимательский и мещанский дух

 

Как проявление особого этноса хозяйственного поведения и «духа капитализма» предпринимательство исследовалось М. Вебером, В. Зомбартом, Э. Трёльчем, Г. Шмоллером, Т. Парсонсом и другими.

Главная идея Веберовской социальной философии - идея экономической рациональности, нашедшей своё выражение в современном капиталистическом обществе с его рациональной религией (протестантизм), рациональным правом и управлением (бюрократия), рациональное денежное обращении и т.д., обеспечивающими возможность максимума рационального поведения в хозяйственной сфере и позволяющими добиться предельной экономической эффективности. Эта тенденция, по Веберу, проникает во все сферы межчеловеческих взаимоотношений и культуры.

Вебер определял дух капитализма как некоторый способ мышления и поведения предпринимателя нового типа, который включает в себя "систематическое" и "рациональное" стремление к большей выгоде в рамках своей профессии. В определенный период времени встретились несколько феноменов, которые несли рациональное начало: античная наука, рациональное римское право, рациональный способ ведения хозяйства (благодаря отделению рабочей силы от средств производства). Моментом, который позволил синтезировать эти элементы оказался протестантизм. Именно протестантизм возвел экономический успех в религиозное призвание. Одной их основных идей протестантизма является идея избранности. Количество богатства показывает в жизни на Земле, что человек избран перед Богом, причем эта избранность зарабатывается трудом. Человек обязан тщательно выполнять свои профессиональные обязанности. При этом жажда богатства сопровождается все большим отказом от наслаждений, даруемых деньгами. Согласно нормам протестантской этики к достоинствам людей делового мира относятся такие качества, как предприимчивость, деловая хватка, честность, инициативность, бережливость, расчетливость, социальное честолюбие и карьеризм, а к порокам - безделье, расточительность, нечестность по отношению к взятым обязательствам, преувеличенное честолюбие, необоснованная и неоправданная щедрость. А именно эти качества оказались решающими для становления капитализма.

В отличие от Вебера, В. Зомбарт решающее значение в появлении капитализма отдавал католицизму. При непосредственном влиянии древних философов на первые проявления предпринимательского духа. Зомбарт отмечает: "…начатки капитализма относятся к тому времени, когда церковь подчиняла своим правилам всю общественную жизнь; когда поэтому всякое проявление жизни должно быть рассматриваемо в то же время и как занятие определенной позиции по отношению к церковному закону, к этическим воззрениям религии: католическое христианство сделалось ведь основой всей западной культуры, которая сложилась в «единую христианскую культуру». Зомбарт выделяет два элемента, составляющие капиталистический дух: предпринимательский дух и мещанский дух, которые только объединившись образуют капиталистический дух. Оба эти составных элемента сами по себе сложной природы: предпринимательский дух это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности; мещанский дух состоит из склонности к счету и осмотрительности, из благоразумия и хозяйственности.

Капитализм вырос из самих глубин европейской души и, в свою очередь, прошел исторические формы от раннекапиталистического хозяйствования до «современного» - высококапиталистического.

Упорядочение всего необозримого фактического материала Зомбарт проводит на основе хозяйственного принципа, и, начиная с эпохи каролингов, выделяет три системы хозяйства [3, с. 13]: а) самодовлеющее хозяйство (крестьянское и поместное), б) ремесло (потребительское); в) капитализм (для наживы). В соответствии с ними он выделяет три хозяйственные эпохи с присущими им способами хозяйствования. С их помощью изображается структура хозяйственной жизни в течение этих эпох: что думали, чего хотели хозяйствующие субъекты. В результате сложилась картина совокупного, общественного хозяйства европейских народов с VIII по XIX в. В ней, с точки зрения «новой системы хозяйства, та эпоха, в которую новый принцип хозяйствования действует в рамках старого порядка, будет ранней эпохой, с точки зрения старой системы хозяйства, поздней эпохой» [3, с. 15]. Между ними лежит эпоха расцвета данной системы, в которую получает полное развитие дух лишь «одной хозяйственной системы».

Устанавливая генезис и развитие капиталистического хозяйственного духа, Зомбарт задает следующий алгоритм развития капитализма: возникновение, становление, стагнация. Данная схема выражает тенденцию постоянного ухудшения всего исторически единственного и однократного, каким является и капитализм. Эта антипрогрессистская линия его эволюции направлена против учений, рисующих линию восходящего развития хозяйственных формаций (способов производства). Согласно Зомбарту, нет исторически более прогрессивных хозяйственных форм - «наивысших» по отношению к «предыдущим»: предпринимательская (героическая) сменяется мещанской (торгашеской), а современный капитализм имеет тенденцию к разложению. При этом каждая форма имеет историческое право на существование. Поэтому в исторической эпохе они господствовали по «преобладанию», Отсюда имеет место не «снятие» (Гегель) предыдущего более «высоким», а подготовка первым последующего этапа хозяйственной жизни. В последнем происходит сочетание (констеляция) хозяйственных форм, имеющих разную природу.

В феодально-ремесленное средневековье (VIII -XII вв.), по Зомбарту, зарождается новый «фаустовский» дух - дух беспокойства и мятежное, завоевания, построенный на принципе наживы. Он проявляется вне хозяйственной жизни и связан с такими массовыми явлениями, как: а) разбой, б) кладоискательство, в) алхимия, г) прожектерство, д) ростовщичество [4, с. 195]. Стремление к наживе является первоначальной движущей силой исторической динамики [4, с. 265]. На ее основе Зомбарт формирует психологические законы всей капиталистической деятельности:

) увеличение богатства порождает стремление ко все большему увеличению;

) с возрастанием круга задач возрастают и способности, и воля в более сильном проявлении; при этом волевые акты предпринимателя подчинены известного рода психическому принуждению.

Предпринимательский дух. Данный дух направлен против органически сложившихся связей, стеснительных для стремления вперед. Фаустовский порыв сильной личности, «стремящейся выявить себя и наперекор всему утвердить свою индивидуальность, подчинить других своей воле и своим действиям» [3, с. 194], выражается в стремлении к власти и предпринимательству (в ницшеанском духе). Поэтому последнее носит насильственный, героический характер. В XIII - XVI вв. предпринимательский дух проникает в сферу материальных стремлений - добычу денег в круговороте хозяйства. Последнее представляет широкое поле для его проявления в области повседневной заботы о поддержании существования.

Зомбарт подчеркивает, что проникновение предпринимательского духа в хозяйствование, превращает его в предприятие - это всякое существование дальновидного плана с целью получения прибыли, поддающейся денежной оценке, исключающего инстинктивные вдохновения, для проведения которого требуется длительное совместное действие нескольких лиц. Успешное осуществление предприятия требует: а) материальной основы - капитал и оборотный период [3, с. 192]; б) подчинения единой воле при длительном совместном действии нескольких лиц; в) рационализма в осуществлении различных функций; г) риска, упорства, постоянства и духовной энергии. Поэтому предприниматель должен быть, если хочет иметь успех, трояким: «завоевателем-организатором-торговцем» [4, с. 46].

Зомбарт выделяет четыре основные ранние формы организации капиталистического предприятия: военный поход, земледелие, государство и церковь. На основе преобладания воинственного корня в предпринимательском духе, Зомбарт выделяет основные типы капиталистических предпринимателей: разбойники, феодалы и бюрократы. «Предпринимательствующие» являются теми, кто завоевывает мир: «это творцы, люди жизни, не зрители, не потребители, не аскеты и не скептики» [3, с. 195]. Новый предпринимательский дух достигает господства на всех поприщах жизни. При этом стремление к власти и наживе отныне переходят одно в другое. Власть добывается, чтобы нажиться, а нажива нужна ради власти. Лишь тот, кто обладает властью, может нажиться, а тот, кто наживается, увеличивает свою власть. Но столь же хорошо прививается предпринимательский дух и в религии, в церкви - здесь он стремится к освобождению, к уничтожению оков. В науке - он стремится рассеять тайны, в технике - хочет изобретать. «По всему лицу земли он жаждет открытий» [3, с. 195]. Общим для всех типов капиталистических предпринимателей является фундамент внешнего применения сил: данные руководители совершают свои действия в конечном счете путем применения внешних принудительных средств явно (разбойничье предприятие) или скрытно (могущество государства или могущество в государстве).

В этом плане, по Зомбарту, первые предприниматели - это те творческие, необыкновенные, сильные одиночки (элита), которые стояли во главе предприятий и стимулировали развитие общественного организма.

В их деятельности жажда наживы соединяется с героизмом, который проявляется «преимущественно в среде господ». Благодаря этому предпринимательский дух принимает насильственный характер и иным быть не может. Управляя хозяйствующими субъектами, этот «дух» побуждает их достичь цели, не выбирая средств, и проявлять героизм в рамках от разбоя до изобретательства. При этом к торговле и промышленности проявляется слабое уважение.

Эпохе героического возникновения капитализма соответствует сеньориальный образ жизни предпринимателей, с приоритетом роскоши, развлечений, праздного безделья, моды, обычаев, клиентелы, расточительства (мотовства). По Зомбарту, все это являлось ступенями в движении к новому обществу: любовь и роскошь способствуют развитию промышленности, сельского хозяйства, торговле и становлению европейского капитализма

Мещанский дух. Зомбартовская концепция учитывает, что «капитализм... есть порождение весьма различного духа» [4, с. 63]. Он возник не только из предпринимательскою духа. К нему в XVII - XVIII вв. присоединился еще и другой дух, который «внес в хозяйственную жизнь нового времени твердую упорядоченность, точность учета, трезвую определенность целей» [3, с. 195]. Постепенно при осуществлении власти хитрость и убеждение вытесняют способ ее существования при помощи силы.

Теперь коммерческие (торгашеские) способности и дарования все больше являются решающим моментом в вопросе о пригодности предпринимателя к хозяйственной жизни. Это дух мещанства - упорядочения и бережливости, который проявляется и вне сферы капиталистического хозяйства в низших слоях городских хозяйствующих субъектов, профессиональных торговцев и ремесленников. Он проявляется в благоустроенном капиталистическом домоводстве, требующим трудолюбия, умеренности, бережливости. В коммерческом предприятии специфическим средством для достижения прибыли служит заключение выгодных договорных соглашений (договора) и честное их выполнение.

Понятие «мещанин» Зомбарт употребляет с долей презрения для обозначения упорядоченного существования «со всеми признаками ярко выраженной мелочности и благополучия» [4, с. 84], которые составляют жизненную основу в психике каждого законченного капиталистического предпринимателя. Рождение данного тина европейских хозяйствующих субъектов в XVII -XVIII вв. он связывает с использованием денежных ссуд и биржевой игры (влияние еврейства) в рамках хозяйственных предприятий. При этом преобладает добывание денег мирным путем договоров.

Этот путь строится на присущих народной массе инстинктах и способностях мещанского торгашества, не выходящего за пределы малого и среднего размера дела. К ним Зомбарт относит спекулянтов, купцов и ремесленников, которые имеют ряд общих черт: «отвращение в их деятельности от всего насильственного и авторитетного» [4, с. 83], которое характеризует типы капиталистических предпринимателей.

Мещанское торгашество (коммерческое) стремится мирным искусством убеждения расчищать себе дорогу в жизни. Оно состоит в «искусном заключении большей частью ничем не стесненных договоров со своими поставщиками, со своими рабочими, со своими клиентами» дающих все возможности для наживы.

Это новое явление связано с качественно новой ситуацией: преобладанием цели - стремления к денежной наживе и ее средства - основания предприятия в хозяйственной деятельности. Теперь решающее значение имеет приумножение благосостояния, извлечение прибыли, связанные с несчастьем живого человека. Капитализм как система хозяйства «это - основанная на обороте организация, в которой в виде общего правила действуют совместно, будучи связанными рынком, две различные группы населения - с одной стороны, владельцы средств производства, осуществляющие руководство последним и являющиеся вместе с тем хозяйствующими субъектами, а с другой - неимущие рабочие, живущие только своим трудом... (объекты хозяйства). Вместе с тем организация эта подчинена принципу наживы и экономическому рационализму» [3, с. 189]. Последний есть «принципиальное доведение всех действий до максимальной целесообразности» (сознательно-разумное стремление к целесообразности) [3, с. 190]. Он включает в себя: а) планомерность ведения хозяйства, которая придает хозяйственной деятельности характер построения на основе дальновидных планов; б) целесообразность как заботу о правильности выбора средств; в) ведение отчетности - точное цифровое исчисление, регистрацию прихода и расхода (коммерческая арифметика и бухгалтерия). Тем самым она «составляла железный остов капиталистического духа» [4, с. 103].

В результате, предпринимательский и мещанский дух смешиваются (при преобладании последнего), образуя два комплекса правил: 1) первый относится к внутреннему устройству хозяйства - «святая хозяйственность»; 2) второй - к внешнему регулированию отношений хозяйствующих субъектов с клиентами: «деловая мораль» [3, с. 85]. «То психологическое настроение, которое образовалось из слияния воедино предпринимательского духа и духа мещанства, мы называем капиталистическим духом. Последний и создал капитализм» [3, с. 196].

Рассмотренная схема заключает суть зомбартовского подхода к интерпретации органическо-эволюционного развития капитализма. В начальный период развития завоеватель (герой), торговец и мещанин идут рядом.

«Война, торговля и пиратство, они триедины, неразлучны» [4, с. 63]. В дальнейшем имеет место приоритет одного из направлений развития - предпринимательского или мещанского. Смешиваясь с предпринимательским, мещанский дух начинает преобладать. Управляя хозяйствующими субъектами этот дух побуждает их достигать цели на основе мещанских добродетелей. В результате образуется капиталистический дух, принимающий торгашеский (коммерческий) характер и иным он быть не может. В современном капитализме окраска мещанского торговца все больше вытесняет героическое начало. Становясь существенно свободным от нравов и нравственности христианского исповедания и все больше подпадая под влияние еврейского духа, современный капитализм движется к гибели. Таковы общие установки интерпретации Зомбартом хозяйственной жизни, положенные им в основу социологии экономических систем.

Многое в изложении Зомбарта не соответствует современному уровню научных знаний и политических ориентации. В частности, интииндустриальная (антипрогрессистская) и националистическая ориентации в понимании отношения между капитализмом и индустриализмом не позволили Зомбарту рассмотреть потенциал торгово-промышленного капиталистического общества в собственной модернизации. Пройдя испытания Второй мировой, а затем «холодной» войн на пути движения вперед, отворачиваясь от социализма (фашистского, советского, шведского и т.д.) оно подтвердило свое право на дальнейшее эволюционное развитие. Информационно-компьютерная революция конца XX в. привела к созданию постиндустриального общества, которое представляет собой новую экономическую систему, отличающуюся от классических представлений капитализма и социализма. В ней рост индустриализации сопровождается качественными социальными изменениями при сохранении частной собственности, рыночной экономики и плюралистической демократии: постфордизм в промышленности; эффективное управление; система социальной защиты, смягчающая проблему бедности; гибкая социальная стратификация, регулирующая неравенство, и социальная мобильность в решении вопросов социального равновесия и порядка; глобальный рост интеграционных процессов в экономических, культурных, социальных и политических отношениях.

Однако в концептуальном плане его кредо: «капитализма нет, если нет капиталистического духа», пронизывающее и объединяющее предлагаемую им научную картину, остается актуальным в постсоциалистическом (постсоветском) пространстве, для стран третьего мира. Социологический психологизм никогда не был сильной стороной отечественной социологии. Дискуссионные проблемы, поставленные Зомбартом, в рамках дихотомий «биологические структуры - капитализм», «религия - капитализм», «Восток - капитализм», «любовь - капитализм» и др., связанные с вопросами осуществления стремления к наживе, экономическому рационализму и индивидуализму, в условиях мультикультурной российской среды, не потеряли своей остроты и предстают новационными для процесса перехода от «социализма к капитализму». Является ли данный поворот делом «необходимости» или навязывается российскому народу? Каким образом избежать черт и нравов раннего героически-предпринимательского капитализма? Каким должен быть «стиль» ведения хозяйства? и др.

Обращение к концепциям и теориям Зомбарта учит, что в развитии капитализма победу не приобретают немедленно и только на «полях сражений» (экономических, политических, военных и др.). Кроме того, то, как в раннекапиталистическую эпоху выглядело первоначальное накопление капитала, было исторически неизбежно. Но на рубеже XX -XXI вв. оно выглядит как нонсенс и преступление против народа. Процесс перехода из одной цивилизации в другую длителен. Формирование и интеграция «новых людей» в капиталистическое хозяйство осуществляется не только с помощью экономических и административных (политических) функций, но и тесной их связью с образованием, культурой и религией: там, где нет соответствующего хозяйственного духа, нет и адекватной экономической системы. История показывает, что реформы, проводимые умеренными темпами и в интересах, прежде всего, «среднего человека», имеют более надежный шанс на успех, чем поспешное и сеющее социальные распри ускоренное реформаторство. В отличие от пессимизма Зомбарта, такой подход может вселить в нас надежду, что все же найдутся мудрость и силы для того, чтобы присоединиться к движению прогрессирующего глобального постиндустриальною порядка.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...