Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2. Роль умений, навыков, привычек в самоорганизации




3. 2. Роль умений, навыков, привычек в самоорганизации

Умения, навыки и привычки – элементы деятельности, которые являются хорошо освоенными и входят в состав разнообразных способностей человека. Эти элементы входят в состав деятельности и поведения человека.

Умения – хорошо освоенные фрагменты (составляющие) деятельности, позволяющие человеку что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию или деятельность в целом.

Умения опираются на активную интеллектуальную деятельность человека и включают в себя внутренние, мыслительные процессы. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков.

Навыки – это полностью автоматизированные умения или их компоненты, которые выполняются быстро, точно и безошибочно.

Выполнение навыка, как правило, сознанием не контролируется: оно осуществляется на бессознательном уровне, по внутренне регулируемой программе. Например, наиболее распространенными, характерными для человека видами двигательных навыков являются следующие:

1. Движения позы, включающие в себя работу мышечного аппарата (так называемые статические рефлексы, обеспечивающие поддержание и изменение позы тела, что достигается путем активной тонической напряженности определенных групп мышц).

2. Локомоции – движения, связанные с перемещением тела или его частей в пространстве. Особенности этих движений выражаются, например, в походке, осанке, в которых, кроме того, иногда отражается психический облик данного человека, по крайней мере, некоторые черты его темперамента или характера.

3. Выразительные движения частей лица, рук человека и всего тела (мимика, жесты и пантомимика). В таких движениях непосредственно проявляются эмоциональные состояния человека.

4. Семантические движения – разнообразные движения, прежде всего рук, частей лица, головы и туловища, которые выражают смысл того, что говорит или намерен сказать человек. У глухонемых людей при их общении друг с другом, а также у людей, которые пользуются языком мимики и жестов (иногда его называют жестовым языком), эти движения несут в себе основную смысловую нагрузку. Ими же обычно пользуются, но в гораздо меньшей степени, чем глухонемые, и свободно говорящие люди.

5. Речевые движения голосовых связок, которые реализуют речемоторную функцию в ее внутреннем, динамическом аспекте. Эти движения также являются физическими носителями семантики речи.

6. Движения руки человека при письме и многие другие, выученные им, сложные движения, включенные в различные виды профессиональной деятельности (например, движения рабочего, хирурга, музыканта, спортсмена и т. д. ).

Привычка – устойчивая система взаимосвязанных умений и навыков, которые возникают и выполняются человеком в той или иной конкретной обстановке или ситуации.

Привычка в отличие от умений и навыков, которые могут существовать и проявляться относительно независимо от ситуации, всегда связана с той или иной конкретной обстановкой, актуализируется и полностью реализуется только в данной обстановке. Например, оказавшись на работе, человек по привычке совершает определенные связанные с работой действия, которые в другой обстановке он не выполняет. Возвратившись домой, он реализует иные привычки, связанные с поведением в домашней обстановке. Для каждой ситуации, в которой человек не раз оказывается в течение жизни, у него имеются характерные для нее привычки, а их совокупность условно можно назвать образом или стилем жизни данного человека.

Деятельность человека, если она уже сформировалась и многократно повторяется в одних и тех же условиях, состоит из множества привычек, в структуру которых входят разнообразные умения и навыки. Привычки так же, как умения и навыки, представляют собой автоматизированные или полуавтоматизированные действия и операции. Отличие привычек от умений и навыков заключается в том, что привычка исходит из потребности что-либо сделать для ее удовлетворения и реализуется в ситуации, которая позволяет соответствующую потребность удовлетворить.

3. 3. Принципы и уровни самоорганизации личности

Принципы самоорганизации

К принципам самоорганизации относятся: креативность, толерантность, самоотдача, открытость, постоянное развитие.

Уровни самоорганизации личности

Различают три уровня самоорганизации личности:

Низкий. Психоэмоциональная защита проявляется на уровне подсознания, защищающего психику от тревожности, неспокойной совести, переживаний за конфликтные состояния. Подсознание ограждает от неприятных, трагических воспоминаний с помощью вытеснения, изоляции, сублимации, отрицания событий. У человека с низким уровнем самоорганизации отсутствует мотивация, он не склонен к планированию и рациональному использованию времени.

Средний уровень самоорганизации предполагает преобладание эмоционального перед рациональным. В этом случае человек осознаёт себя как личность, обладает характером, понимает ценность времени, планирования. Но у него слабая мотивация, рефлексивные умения, поэтому он не способен на самоконтроль, неактивен, склонен к промедлению.

Высокий уровень самоорганизации включает личностные характеристики, помогающие идти к цели, высокую мотивацию, образование, профессионализм, доведённый до совершенства. Человек с высоким уровнем организации своей жизнедеятельности чётко осознаёт свои потребности, умеет ломать стереотипы, использует тайм-менеджмент.

Развитие навыков самоорганизации личности подразумевает действия, направленные на выработку, приобретение знаний, умений, привычек.

Самообразование. Обучайтесь в образовательных учреждениях и самостоятельно. Чем больше знаний, тем точнее и рациональнее постановка цели, выбор способов её достижения. Образование ведёт к накоплению знаний, уважению окружающих, помогает реализовываться в жизни.

Самопознание. Имейте убеждения, постигните смысл жизни, определитесь со своими потребностями, желаниями. Осознайте себя как личность, Самооценка позволяет объективно определить свои недостатки и достоинства, манеру взаимодействия с другими людьми. Постановка конкретных целей. Только ясное представление о том, чего хотите достигнуть, придаст сил в ежедневной работе, сделает вас преуспевающей личностью. Определите критерии, по которым будете судить о своём приближении к цели. Не торопите события, радуйтесь скромным победам.

Постановка жизненных целей. Дифференцировать задачи по жизненным этапам, периодически проводить их инвентаризацию.

Подстройка под ситуацию. Будьте гибкими, умейте подстраиваться под сложившиеся обстоятельства.

Избавление от беспокойства. Учитесь на прошлых ошибках. Анализируйте беспокоящие мысли. Спросите себя, насколько существенно то, чего вы боитесь, что случится, если это произойдёт. Принимайте неизбежное, уйдите полностью в дела, чтобы для ненужных мыслей не оставалось времени.

Своевременное расслабление. Если сделаете передышку в работе до того, как поймёте, что очень устали, вам понадобится меньше времени на отдых. Этим увеличите свою продуктивность.

Разделение дел по степени важности. Научитесь планировать. Определите ближайшие и долговременные задачи. Пользуйтесь органайзером. Планы должны быть задокументированы и подвергаться проверке на предмет выполнения пунктов. То, что не успели сделать, переносите на следующий день. Обязательно указывайте временные рамки, планируйте рабочее и личное время. Оставляйте свободное место для непредвиденных дел. Оценивайте реально свои возможности, не планируйте большой объём дел, который не в силах выполнить.

Правильное общение. Перед тем как донести идею окружающим, тщательно её обдумайте, проанализируйте. Не превращайте диалог в монолог, выслушайте собеседника. Избегайте двусмысленных слов, жестов, следите за артикуляцией, культурой речи.

Организация рабочего места и жизненного пространства. Чтобы не тратить время на поиски предметов, нужных для выполнения действия, подготовьте всё необходимое заранее. Иначе вы можете надолго отвлечься от рабочего процесса из-за эмоциональной нестабильности.

 Развитие самодисциплины. После постановки цели идите к ней независимо от психоэмоционального состояния, желаний, других субъективных отвлекающих факторов. Примеры самоорганизации и самодисциплины. Если Вам рано вставать на работу, выработайте привычку ложиться спать в одно и то же время, чтобы на сон оставалось время, достаточное для восполнения сил. Забудьте про поздний просмотр телевизионных программ или компьютерные игры. Исключите из жизни пустые телефонные разговоры, бесцельное просиживание в социальных сетях. Будьте пунктуальны. Если назначили встречу, не опаздывайте, придите на 5-10 минут раньше назначенного времени.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...