Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стихотворное подкрепление к теме «ПЕСНЯ».




 

И. Мальцев

Когда я, плача в колыбели,

гнал тишину ночную вон,

мне мать про Русь ту песню пела,

приходил желанный сон.

Когда не мог унять я слёзы

на тризне матери моей,

мне ветры пели про берёзы

и ширь нехоженых полей.

Когда от вражеской шрапнели

вздымалась смерть над головой,

про Дон родной мне бури пели

и звал напев в кровавый бой.

И чтоб в напутствие потомкам

дать мудрость отчую мою,

под задушевную гармоньку

я песню русскую спою.

 

Комикс – игра

(игровое представление)

 

«Комикс, -а, м.Небольшая, наполненная иллюстрациями книжка легкого, обычно приключенческого содержания, а также серия рисунков с соответствующими подписями…» (С.И. Ожегов)

«Комикс, -а, м. Морск ., курс. Шутл. Порог…. 2. мн. комиксы, -ов. Курс. Шутл. Каникулы в военном училище…» (В.М. Мокиенко, Т.Г. Никитина «Большой словарь русского жаргона». Спб., «Норинт», 2001)

 

«Комикс-игра» – терминология Театра Охочих комедиантов. Можно сказать и по-другому: «Игровое представление». Суть все равно одна: если зрители, гости праздника, которых вы выманили на сцену, стали вашими актерами – это и есть то, что стоит в названии данного игрового принципа. На сцене выманенные вами люди не играют в игры, а участвуют в импровизационном представлении. То есть они на сцене (эстраде) действуют – с вашей помощью – как актеры.

«Комикс-игра» (игровое представление) так же, как любой игровой принцип, имеет свое сценическое разнообразие.

Это могут быть:

- зримый анекдот;

- рассказ пересказ (сценическое повторение текста за ведущим);

- пантомима (пластическая иллюстрация текста ведущего);

- сказка-подсказка (самый популярный пример – сказка «Репка»,

где участникам представления раздаются карточки с фразой его персонажа, которые надо произнести, когда персонаж упоминается ведущим по ходу рассказа;

- ролевые игры и т.п.

 

«Анка, Петька и Чапай»

(зримый анекдот из репертуара Т. Хафизова):

Ведущий выманивает из зала четырех человек: трех мужчин и женщину и

распределяет роли. Один мужчина – это Чапаев. Он все время кричит фразы: «Огонь, Анка!» и «Гранату, Петька!» Другой мужчина – Петька. Его фраза: «Василий Иванович, танк белогвардейский!» Женщина играет Анку. Фраза Анки: «Василий Иванович, белые наступают!» Третий мужчина (желательно, чтобы это был самый популярный человек в коллективе) играет белогвардейский танк. Ему дается стул, который он с тарахтеньем двигает в сторону Чапаева. Чапаев, Анка и Петька становятся вместе. Ведущий руководит ими.

Анка. Василий Иванович, белые наступают!

 

По жесту ведущего зрители начинают топать ногами.

 

Чапаев. Огонь, Анка!

Анка (строчит как из пулемета). Тра-та-та!

 

Зрители перестают топать.

Но начинает надвигаться белогвардейский танк.

 

Танк (двигает стул). Тух-тух-ту-тух!

Петька. Василий Иванович, танк белогвардейский!

Чапаев. Гранату, Петька!

Петька кидает воображаемую гранату.

По сигналу ведущего зрители кричат: «Ба-бах!» Танк отползает.

И так повторяется еще два раза.

Когда идет повтор в третий раз, Чапаев – а об этом с ним заранее

договорился ведущий – на фразу Петька: «Василий Иванович, танк

белогвардейский!» говорит другу фразу.

Чапаев. Да какой же это танк, Петька! Это

Называет фамилию и имя человека играющего танк.

 

со стулом забавляется!

«Побег царевны»

(рассказ-пантомима из репертуара Веры Исаенко):

Ведущий набирает нужное количество людей для участия в представлении и объясняет им, что они без слов повторяют все, что он говорит. Зрителям ведущий сообщает, что они – массовка, которая будет временами подключаться к действию.

Действующие лица: Царь с Царицей, Царевна, Царевич Елисей, Постель, Кузькина Мать, Раки, Царедворцы, Надежда, Замысел, Вдохновение, Государство, Гора, Окно, Конь.

ВЕДУЩИЙ. В некотором царстве, в некотором государстве жили- были

ЦАРЬ с ЦАРИЦЕЙ, любили они друг друга. Одна беда у них была – не было у них детей. Сколько не уговаривал ЦАРЬ ЦАРИЦУ лечь с ним в ПОСТЕЛЬ, ЦАРИЦА наотрез отказывалась и только показывала ему КУЗЬКИНУ МАТЬ. Разгневался ЦАРЬ и показал ЦАРИЦЕ вместе с КУЗЬКИНОЙ МАТЕРЬЮ, где РАКИ зимуют. Стала после этого ЦАРИЦА словно шелковая, ручная (пошла по рукам) и ЦАРЯ не забывала. К исходу декабря по дворцу пошло великое ликование

У лыбки и аплодисменты массовки.

 

так как родилась прекрасная ЦАРЕВНА. Росла она не по дням, а по часам. Вместе с ней росло и крепло ГОСУДАРСТВО. И жених сыскался ей – раскрасавец ЕЛИСЕЙ. Увидел он ЦАРЕВНУ и упал, сраженный ее красотой. ЦАРЕДВОРЦЫ оказали срочную помощь, окропили живой водой. Очухался ЕЛИСЕЙ и стал просить руки ЦАРЕВНЫ. Но ЦАРЬ с ЦАРИЦЕЙ отказали. Заплакала ЦАРЕВНА, а ЕЛИСЕЮ была подарена нянькой НАДЕЖДА: «Стой на своем». И ЕЛИСЕЙ, не теряя НАДЕЖДЫ, стал вынашивать ЗАМЫСЕЛ. На подмогу ему пришло ВДОХНОВЕНИЕ. ЕЛИСЕЙ решился на похищение. Он залез на ГОРУ и оглядел окрестности.

 

Подключается массовка, изображая и озвучивая грозу.

 

Была темная ночь, взошла луна, подул ветер, закачались деревья, ударил гром, пошел сильный дождь. ЦАРЕВИЧ подвел КОНЯ к ОКНУ

ЦАРЕВНЫ. Она выпала из ОКНА в его объятья. Он громко поцеловал ее и с ВДОХНОВЕНИЕМ усадил на КОНЯ.

 

Массовка.

 

Веселится и ликует весь народ!

Вот и сказочки конец, а кто слушал – молодец. А кто слушал до конца – тому рюмочку винца.

 

 

Занятие

«Занятие2. То, чем кто-нибудь занят, дело, труд, работа, а также вообще заполнение чем-нибудьсвоего времени». (С.И. Ожегов.)

 

На сегодняшний день – это последний игровой принцип. Возможно, что «день грядущий» еще внесет свои дополнения, но пока будем считать, что «занятие» – это последний игровой принцип.

«Занятие» – очень важный игровой принцип: он имеет собирательный характер.

Что происходит сегодня на празднике? Микрофоны работают… Музыка звучит… Нет главного… Нет зрителя! Что, в таком случае, делают устроители праздника? Приказывают ведущим, скоморохам, клоунам зазывать народ… В лучшем случае – это достаточно действенный ход – посылают ряженых и «ростовых кукол» по дворам и улицам с заданием «привести людей».

Что в данной ситуации делает Театр Охочих комедиантов?

Актеры театра – а в обязанность каждого входит иметь это – берут специальные сумки-котомки, в которых находятся цветные мелки, листы с «буриме», чистые листы бумаги, маркеры и фломастеры, авторучки и карандаши, надутые воздушные шары, надутые воздушные длинные («колбаской») шары, веселые кроссворды и т.п. и идут в народ.

Они не призывают никого прийти на праздник. Они просто (обычно обращаются к ребенку) предлагают порисовать(или нарисовать лицо на воздушном шаре, или из длинного шарика сложить какую-нибудь забавную фигуру). И достают «мелки» (или фломастеры, или шары).

И все…

Какой нормальный ребенок откажется порисовать цветнымимелками на асфальте? Какой нормальный родитель не позволитсвоему ребенку это? Какой родитель броситсвоего ребенка?

И вот – ребенок рисует, а мама или папа помогают ему, а, если не помогают, то получают в руки буриме, или веселый кроссворд, или что-то еще… Мы не знаем – куда шла эта семья… Важно то, что она нашла здесь для себя занятие. А рисующий – это «манок» для другого, проходящего мимо ребенка. 15-20 минут – и вся площадь заполнена рисующими детьми, рядом с которыми находятся их родители… И, когда ведущие заговорят в микрофон, они уже имеют дело не с пустой площадью, а с подготовленными – для начала праздника – людьми.

И еще.

На праздниках меня всегда волновала проблема 3-4 летних детей. Особенно, когда рядом нет детской площадки с горками, качелями, каруселями.

В хороводы и массовые игры малышей не поставишь.

Остаётся им только смотреть.

Мой внук Ярослав, когда ему стукнуло четыре с половиной года, одним махом решил эту проблему. Он стал заставлять свою маму брать с собой большую сумку, наполненную своими (ему уже не нужными) детскими игрушками.

Придя на праздник, они выбирали неподалеку от общих гуляний уголок, раскладывали, вешали (на деревьям или заборах) эти игрушки и организовывали то, что сейчас мы называем «Киндер-уголок». Отбоя от детей, желающих поиграть нет. Счастливы и родители – ребёнок занят.

Теперь «Киндер-уголок» разросся: в нём участвуют уже несколько мам (из театра) со своими детьми и игрушками.

Вот так маленькие дети втягиваются в праздник – на уровне профессии.

Занятие, как и общение, может быть обыденным (обычным, бытовым) и праздничным.

Но в бытовом понимании слова «общение» нет смысла «занимательно, интересно» - как в слове «занятие».

Бытовое занятие (если это не рутинные дела) всегда несёт оттенок праздничности, поскольку связано с досугом и хобби.

Досуг – как правило – это какая-то разновидность отдыха.

Можно перефразировать известное выражение: «Отдых – это смена деятельности на занятие» (школьные занятия – это деятельность, учёба).

Хобби – это увлечение (увлекательное занятие).

Занятие – это основа досуга: маленький праздник (мне занятно, приятно, интересно).

До 1917 года занятию уделялось огромное внимание.

Ниже я привожу выдержки из оглавления книги дореволюционного издания, посвящённой именно «занятию».

«ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

ОТДЕЛ I.

Занятия естественно-исторические:

Обработка земли.

О формах садовых гряд.

Как огораживать гряды.

Разведение луга.

Цветочные гряды.

Как сеять семена.

Средство для ускорения всхода семян.

О пересаживании растений.

О добывании семян.

Огород.

Прививание георгин.

Уход за туземными растениями.

Отсадки, отводки, черенки.

Уход за ягодными кустами..

Уход за комнатными растениями.

Установка растений.

Шуточные горшки и земля.

Пересадка.

Поливание…

и др…

Осязание завядших цветов.

Как вырастить в полчала некоторые растения.

Сушение и собирание растений.

Сушение и сохранение цветов в песке.

Собирание деревьев.

Приручение птиц.

Ловля птиц.

Приманивание птиц.

Уход за комнатными птицами.

Приручении птиц…

и другое…

Ловля рыб.

Прикармливание рыб…

и др…

Животные и их ловля.

Уход за прирученными животными…

Аквариумы…

Террариумы…

Собирание насекомых.

Воспитание гусениц.

 

ОТДЕЛ II.

Физические и химические забавы.

Забавы и занятии с помощью ветра.

Танцующие змеи.

Ветряные мельницы.

Мыльные пузыри и воздушные шары.

Комнатные фонтаны

Как растить кристаллы.

Сахарные кристаллы.

Красные кристаллы.

Жёлтые кристаллы.

Маленькая гроза.

Домик с громоотводом.

Игры в гирлянды…»

И многое-многое другое!

Повторюсь: вышеизложенное – это очень краткая выборка из оглавления к книге «Занятия».

Почему я так заострил на этом внимание.

Моё убеждение, что в понятие «праздничное общение» должны входить (на объединяющей основе) и интересные бытовые занятия и увлечения (хобби).

То есть надо дать возможность на праздничном пространстве собираться людям по интересам.

Не все же хотят петь и плясать!

Для кого-то и занятия химическими опытами – развлечение!

Развлечение.

 

«РАЗВЛЕКАТЬ, развлечь что – разволакивать, растаскивать, влечь, тащить врознь; разобрать, разнести кучу, ворох; разодрать, разнять что-либо союзное. Развлекать кого, развлечь мысли, думу – рассеять, заставить забыть на время что-либо и заняться другим; отвратить чьи-либо мысли от одного предмета на другой… Развлеченье – забава, потеха, занятие для отдыха от умственного труда или от забот».

(В. И. Даль)

«РАЗВЛЕЧЕНИЕ2. Занятие, времяпрепровождение, доставляющее удовольствие, развлекающее. Массовые развлечения».

(С. И. Ожегов)

 

Все из вышеописанного, что начинается с понятия «Игра» (все игровые принципы) – это ИГРА.

Они же относятся и к понятию - «Развлечение».

Но, всё-таки, игра и развлечение – это не одно и тоже.

Еще раз обращусь к Владимиру Ивановичу Далю:

«Развлекать (далее курсив мой – П. В. В.) - … разволакивать, растаскивать, влечь, тащить врознь; разобрать, разнести кучу, ворох; разодрать, разнять что-либо союзное …».

Мы подошли к потерянному пониманиюрусского Праздника.

Сценическая площадка (эстрада) – это маленькая часть большого Праздника.

Сегодня на площадях не народные гуляния, а народные стояния (превращение Праздника в политизированное зрелище – это «заслуга» большевиков, а сведение его к развлекательному, бессмысленному

шоу-концерту – «старания» сегодняшних представителей «режмасса»).

Гулять – это не ходить

Ходит тело, а гуляет душа

Правда - естьразница?..

Стоит и на себявнимание обратить: чем мы живем?

Передвигаемся-то телом (и телу нашли замену – машины), а живем чем?

Настоящий Праздник – это концентрация и выплеск ЧУВСТВ, а, значит: слияние ДУШ воедино!

Именно поэтому: Праздник понятие божественное (не путать – «религиозным» пониманием этого слова).

Сегодня милиция просит: «Не скапливайте людей плотно: разволакивайте их! Пусть будет между людьми небольшое расстояние: люди – сбитые как селедка в бочке – перестают быть ЛЮДЬМИ! Это – биомасса…».

В толпе легче всего потерять себя КАК ЧЕЛОВЕКА.

Человек пришел НА ПРАЗДНИК.

Пусть у Него разбегутся глаза от ИЗОБИЛИЯ ПРАЗДНИКА!

Пусть он познает себя на Празднике – как когда познала себя Золушка на королевском балу!

 

Вышеописанная система игровых принципов позволяет наполнить ее любой Темой!

Система игровых принципов – это «скелет».

Тема, как содержание – это наполнение!

Посмотрите друг на друга и на себя лично: в чём отличие человека от человека?

По скелетам мы - братья-близнецы.

Количество мяса на костях – тоже не показатель.

Мы отличаемся друг от друга – ДУШАМИ.

Душа и радуется данному Ей телу, и борется с ним.

В этом великий парадокс нашего Бытия (от слова «быть»!).

В этом и вечный конфликт «праздничного» и «обыденного» (быта).

Почему Пасха в Православии более значимый Праздник, чем у католиков

(у католиков на первом плане стоит Рождество?

Главный символ православной Пасхи – ЯЙЦО!..

Живое (куриное, гусиное, утиное, перепелиное и… любое другое) яйцо в котором бьётсяДУША, означает ЖИЗНЬ…

Сбрось скорлупуи…

Потому и нужен Праздник: чтобы сбросить с себя шелуху быта!

Потому на Руси и Смертьбыла наградой заПРОЖИТУЮЖИЗНЬ.

Поэтому все основыПраздника относятся, как к Жизни, так и к Смерти.

И свадьба– Праздник в обрядах, и похороны – Праздник через обряды….

 

Повторюсь:

посмотрите еще раз на выше описанную игровую систему.

Это – схема (как основа, как каркас).

Наполните её ТЕМОЙгрядущего « мероприятия » и «схема» превратится в Праздник!

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...