Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

23. Понятие об УР, основные этапы принятия управленческого решения.




23. Понятие об УР, основные этапы принятия управленческого решения.

Процесс принятия управленческих решений является особым видом деятельности, требующим высокой квалификации, практического опыта, развитой интуиции. Решения принимаются при исполнении всех функций управления (планирование, организация, руководство, мотивация, контроль).

В анализе процесса принятия управленческих решений можно выделить определенные этапы:

· Выработка и постановка цели (формулировка проблемы);

· Изучение проблемы;

· Выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений;

· Рассмотрение вариантов решения (генерация альтернатив);

· Выбор и окончательное формулирование решения;

· Принятие решения;

· Доведение решения до исполнителей, организация выполнения;

· Анализ и контроль выполнения решения.

Процесс принятия решения начинается с определения цели и задач, стоящих перед предприятием. От этого зависит отбор исходной управленческой информации и избранный алгоритм решения. Поиск альтернативных вариантов действий вызывает необходимость получать информацию об ожидаемой конъюнктуре и изменении экономической обстановки. Когда сферы деятельности определены, менеджерами оцениваются возможные темпы роста показателей, способность организации удержать соответствующую долю рынка.

24. Психологические проблемы принятия решений. Феномены индивидуальных решений.

Очень часто помехами в принятии адекватного решения могут быть:

· Страх неопределенности;

· Искажения в восприятии информации;

· Стереотипность мышления;

· Отсутствие гибкости;

· Нереалистичная оценка условий и трудностей;

· Проблемы с доверием (отсутствие доверия, чрезмерное доверие).

Феномены индивидуальных решений.

Процесс принятия решений сопровождается разнообразными явлениями (феноменами), которые обусловлены психологическими особенностями процессов переработки информации человеком. Эти явления, или эффекты, приводят к так называемым деформациям выбора, т. е. отклонениям поведения людей от рационального процесса принятия решений. Деформации выбора могут происходить до принятия решения, в момент принятия решения и после принятия решения. Таким образом, выделяют три группы эффектов, приводящих к деформации выбора:

Эффекты оценки вероятностей случайных событий

Эффекты оценки и выбора альтернатив

- Якорный эффект -в процессе оценивания люди непроизвольно «привязываются» к некоторым исходным оценкам, которые были даны кем-то ранее или вообще получены случайным образом.

- Эффект восприятия риска - склонность к риску (добровольно или нет). Если он добровольно ставит перед собой цели и принимает решения для их достижения, то его склонность к риску увеличивается.

- эффект «дополнительной альтернативы» - если в процессе принятия решения кем-то «со стороны» предлагается новая, дополнительная альтернатива, то под ее влиянием существенно возрастает привлекательность «старых», уже имевшихся до этого альтернатив.

Оценочные эффекты после принятия решения

- Эффект чрезмерной уверенности – переоценка возможностей.

25. принятия решений. Феномены коллективных решений

Основное отличие коллективного принятия решений — межличностное взаимодействие всех участников этого процесса.

Эффект поляризации - принятое группой решение оказывается более или менее рискованным в зависимости от того, какое в среднем отношение к риску было у группы до обсуждения проблемы. Если первоначально группа была скорее консервативной, чем склонной к риску, то в результате коллективного решения она становится еще более консервативной и осторожной. В этом случае наблюдается эффект «сдвига к осторожности». Если же наоборот — эффект «сдвига к риску».

Феномен «group-think» - изолированные от внешнего влияния и сплоченные группы часто принимают явно ущербные, а иногда абсурдные и катастрофические решения. Причем это происходит даже в тех случаях, когда каждый из участников группы слывет человеком умным, опытным и образованным.

Эффект «социальной фасилитации» - присутствие или участие в решении задачи других людей оказывает «облегчающее» воздействие на выполнение индивидуальных действий и принятие индивидуальных решений. Другими словами, в группе легче работать и принимать решения, чем в одиночестве.

- эффект «социальной лености», который состоит в том, что в условиях коллективной деятельности личные старания и производительность каждого участника группы уменьшаются.

- Феномен «выученного диссонанса» - возникает из-за того, что многие участники группы еще до начала обсуждения или в ходе коллективного решения проблемы понимают невозможность повлиять на окончательное групповое решение. Поэтому они как бы заранее предвидят, что в итоговом решении группы не будут учтены их индивидуальные предпочтения и, как следствие, это решение будет противоречить их личным интересам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...