Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Одежда русских старожилов Сибири




ОДЕЖДА КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ

Русское старожилое население Сибири, включавшее потомков переселенцев раз­личных районов и субэтнических групп Европейской России, принесло с собой традици­онную одежду. Она определялась как общерусскими формами, так и особен­ностями видов и элементов одежды исходного района переселения. Исход­ными для сибиряков необходимо считать и национальные виды одеж­ды представителей различных этнических групп, принявших участие в ста­новлении старожильческого субэтноса. Многое сохранялось неизменным как в целом, так и в виде включений отдельных элементов и частей в сибирскую одежду.

Одежда во все времена была важнейшим адаптивным элементом, наиболее успешно помогавшим осваиваться в новых условиях. В силу специфических условий природы, климата, исто­рии, контактов групп «засельщиков» между собой и с местным населени­ем в Сибири образовались этнографически сложные комплексы одежды, обуви, головных уборов. Определенное влияние на данный процесс оказала территориальная отдаленность, замкнутость и взаимосвязь с сопредельны­ми с Россией государствами. Важно отметить, что из воздействующих факторов на первое место необходимо поставить природно-климатический.

Требования к одежде, обуви и головному убору в Сибири были до­вольно высоки. Суровость климата предопределяла выбор теплой и при этом легкой одежды, не стеснявшей движений. Одежда должна была хорошо за­щищать человека от ветра, попадания снега за ворот, но при этом не вызы­вать усиленного потоотделения. Особое внимание сибиряки обращали на обувь и рукавицы. Очень рано у русских сибиряков появляется зимняя шап­ка с вислыми «ушами». Многообразие в одежде дополняется различными ее видами, связанными с профессиональной деятельностью сибиряков, например «даха» («доха») — у ямщиков, «лузаны» — у охотников.

Высокий уровень жизни сибиряков, будь то горожане или крестьяне, свобода и самостоятельность определили рождение нового, необычного для рядового жителя Европейской России внешнего вида старожилов. В основе его были опрятность, чистота, достаток, обязательное наличие празднич­ной «покупной» одежды у каждого человека. Особенно это касалось сибиря­чек. Они позволяли себе носить то, что обычно было достоянием «высоких» сословий горожанок Европейской России.

Будучи по сути консервативным элементом национальной культуры, одежда в Сибири во многом сохранила названия, технологию пошива и украшений, но многое со временем изменялось, заменялось на более раци­ональное. Так, при характеристике субэтноса казаков обращается особое внимание на их одежду, воинскую амуницию и выправку как на внешний отличительный признак. И сибирская одежда не менее влияла на облик, поведение, походку, самодостаточность старожила. В частности, применительно к зимней одежде сиби­ряки говорили: «Сибиряк не тот, кто мороза не боится, а кто умеет мороза хорониться».

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА

Обычно состояла из рубахи и штанов-портов. В отдельных местах штаны назывались «чембары». Рубахи были длинными, до колен, и подвязывались поясом. При шитье рубахи бралось прямое полот­нище, перегибалось пополам, вырезался ворот. Затем по прямой кромке вшивались рукава, а от рукава до подола вшивалась прямая вставка. Боковая вставка делалась потому, что ширина «самотканого» полотна была недоста­точна для рубахи на взрослого человека. Рубахи позднего времени уже ши­лись без вставок.

Вырезные вороты были округлыми или прямоугольными; воротники появились только в последней четверти XIX в. Более ранними считаются вырезы ворота по середине груди, более позд­ними — сбоку. Ворот соеди­нялся тесемками или металлическими застежками — «схватцами». Значи­тельно позднее вошли в употребление бронзовые, медные, костяные пуго­вицы с «воздушными» петлями.

В верхней части рубахи с изнанки для прочности подшивали ткань — «подоплеку». С этой же целью под рукава подшивали «ластовицы».

По подолам, рукавам и вороту рубахи украшались вышивками. Это было не только украшением, но и магическим «оберегом» от зла, болез­ней, «нечистой силы». Украшения обычно располагались там, где откры­вался свободный доступ к телу. Наряду с вышивкой сибиряки применяли для обшивания повседневной одежды цветную кайму.

Мужские «порты» шились на поясе — «гашнике», неширокие, из бе­лого грубого полотна или, чаще, из «крашенины» — полосатой пестря­ди. Зимние штаны шились из сукна, стеженного ветошью полотна, а иногда даже из овчины.

Порты заправлялись в сапоги. По документам, в XVII – XIX вв. сапоги делили на телятинные, конинные, бараньи, сафьяновые. Были еще коты телятинные, конинные; башмаки телятинные, ичетоги кожаные, ступни и пр. Если для крестьян Европейской России основной обувью были лапти из лыка, конопли или бересты, то сибиряки носили кожаную обувь. Видов ее было множество: неговани, бродни, чижи, бутылы, чарки (чирки), бахи­лы, торбоза (торбаса), поршни и пр. Самыми простыми по изготовлению и наиболее распространенными видами как мужской, так и женской обуви были чирки и поршни. Изготавливались они из цельного куска кожи, по верхней кромке был продет стяжной сыромятный ремешок.

В зависимости от времени года и характера работ на рубаху сверху надевали одежду из холста, сукна, овчины и т.д. В летнее время сибиряки носили «однорядки», т.е. одежду из сермяжного сукна без подкладки — в один ряд. Кроме этого, перечислим: «охабень» — длинная, широкая, распашная и слегка раскошенная, с глубоким запахом, носимая с опояской одежда; «азям» — шился из верблюжьего сукна; «армяк» — верхняя одежда из толстого холста, понитчины; «ферязь» — в отличие от перечисленных видов одежды имела застежку, шилась из шерсти, сукна, хлопчатой ткани.

Во время летних работ в прохладную погоду или в ночное время мужчины чаще всего носили шабуры, камарники, зипуны, серьмяги, полукафтаны и пр. Они были как из холста, так и из сукна, укороченные и более удобные в движении. При наступлении первых холодов надевали шойданики, теплушки, чекмени, куртачки («куртачок», «куртак» — от этого слова пошли ныне куртки) и др. Они шились из более толстого, часто домашнего сукна или сукна, крытого холстом. Повсеместно были распространены балахоны — одежда широкая, часто большого размера, наде­вавшаяся поверх всего в сырую и дождливую погоду. Шились балахоны из самого грубого плотного холста — «хряща».

С наступлением зимы мужчины носили разнообразную одежду из овчины, телятины, толстого сукна. Кафтаны, шубы, полушубки, тулупы были как «нагольные», так и «крытые». «Нагольными» называли шубы и кафта­ны, не покрытые материалом. Кафтан, в отличие от других одежд, плотно прилегал к телу и имел расширяющийся подол. Зимние виды одежды име­ли большой ворот и большую длину. Многие носили в морозы «снизку» — сшитые вместе две верхние одежды.

Но все же наиболее оригинальной и теплой была «даха» (доха). Ши­лась она чаще всего из шкур собак или диких коз, длиной до пят и более, с объемным воротом, длинными рукавами и широким запахом. По докумен­там XVIII – XIX вв., отмечены довольно редкие случаи гибели сибиряков от морозов в дороге, во время «ямщины», в лесу. Это объясняется, естествен­но, тем, что старожилы-сибиряки тепло одевались, заранее просчитывали свои возможности в пути, думали о дополнительных гарантиях выживания в самых суровых условиях.

Головные уборы сибиряков были также многообразны и рассчитаны как на «свою» погоду, время года, так и на определенные занятия людей. Ле­том носили картузы, катанушки — шерстяные шляпы, малахаи из сукна, самокатки — катаные из шерсти шляпы, татарки — четырехклинные ткане­вые шляпы, суконные фуражки и др. Зимой носили меховые головные убо­ры — барловы, бобровые шапки, малахаи из меха, «монгольские» меховые шапки, папахи, татарки, прошитые мехом, треухи меховые, чебаны с ме­ховой опушкой, шапки «стяжные» и «верверетовые».

Особенным видом головных уборов мужчин-сибиряков были колпак из оленьего меха, лесовица (лесовушка), накухтарница, нашейник. Данные уборы были более промысловыми, изготавливались из сукна, самокатаной шерсти, меха. Для защиты от снега сзади часто пришивали холщовую лопасть. Летом во время сенокоса мужчины повязывали головы платками или куском холста. Важнейшим элементом головного убора в Приенисейском крае были личинки (из холста и конского волоса), сетошники (сетки), служившие для защиты от мошки и комаров.

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА

Женщины носили длинную рубаху. Рубаха по­вседневная была более простой, без лишних элементов, украшений и от­делки. По вырезу горловины и по обшлагам рукавов рубаху украша­ли вышивкой.

Поверх рубахи надевали сарафан (термин «сарафан» появился на Руси в XIV в.). Были сарафаны двух типов: застегивающиеся сверху вниз спереди и сшитые с длинной полоской — украшением. Сарафаны украшались лента­ми, вышивкой, пояском, пуговицами. Иногда их шили из полотна различ­ных цветов. Часто верхняя часть рубахи и сарафана шилась из тонкого при­возного полотна, а нижняя — из домотканого, более грубого и дешевого.

Поверх рубахи сибирячки надевали поневу — своеобразную юбку, состоящую из двух-трех полотен, не сшитых, а укрепленных на поясе. Об­щераспространенной были телогрея — длинная, распашная, с широкими косыми клиньями в подоле верхняя одежда. Телогрея имела длинные рукава и множество оловянных или медных пуговиц и, по всей видимости, про­изошла от распашного варианта старинного сарафана. Из-за довольно про­хладного климата женщины носили поверх рубахи «душегрею» — короткую одежду на лямках, раскошенную, со складками. Вариантов кроя и цвета душегрей было великое множество.

На голову сибирячки чаще всего повязывали платки. При этом платки были как треугольные, так и четырехугольные: косынки из шелка или ситца, кокетки — шелковые шейные платки. Множество видов платков вязали из шерсти: файшонка — вязаная косынка, подшалок — платок из «гарус­ной шерсти», шаль шейная шерстяная, шаль, шаленка и др. В зависимости от сезона шали и шаленки носили шерстяные, ситцевые, шелковые, хол­щовые. Платок часто повязывали, складывая его полосой: такие уборы на­зывались безументом или подвязальником.

Существовало и множество других уборов: капор — шелковый убор на меху, красота — полоса шелка на каркасе, кругляш, малахай — повседневная меховая шапка, наколка — убор из шелка на каркасе, чебак — парчовая шапочка на меху и др. Неко­торые головные уборы вязались из нитей ажурной вязкой: колпак «белевый», сетка — убор из цветных ниток, назатыльник и др. По свидетельству Е.А. Авдеевой, многие сибирячки покрывали голову «наметкой» — куском полотна из дорогой завозной ткани, украшенной цветным шитьем. Девуш­ки во многих местах носили праздничное украшение — «ленты», этот убор состоял из пучка 20 – 30 разноцветных лент.

Конечно, женщины в Сибири, придерживаясь традиций, принесен­ных в Сибирь, изредка носили и русские старинные головные уборы — кички, кокошники, повойники. Кички и кокошники надевались более на свадеб­ные торжества, иногда по праздникам. Часто упоминаемые в документах XVIII – XVIII вв., к середине XIX в. они выходят «из моды». Сохраняются повсеместно в повседневной носке только повойники — своеобразные чеп­цы из холста и шелка. Праздничные повойники шились из дорогой ткани и богато украшались.

Нельзя забывать, что женщина заплетала волосы в две косы и укла­дывала их на затылке. Невозможно было представить себе женщину без го­ловного убора, с непокрытыми волосами — это считалось позором и вер­хом неприличия («распущенные волосы — распутная женщина»).

Как женщины, так и мужчины носили чулки суконные, шерстяные, сермяжные. В зимнее время не обходились без меховых чулок: «кулемишки» — чулки из собачьей шкуры, «лосинки» — промысловые лосиные чулки, «пупыри» — чулки из телячьей или овечьей шкуры.

В суровых условиях человек, конечно, не мог обойтись без рукавиц. Их было множество видов: вареги, верхницы, верхоньки, волосянки, вязан­ки, высподки, голицы, исподки, лохматей, шубенки. Шились и вязались рукавицы из шерсти, шкур лося, собаки, изюбря, конской кожи, овчины и т.д. Меховые рукавицы делались как мехом внутрь, так и наружу. Сибир­ские мастерицы искусно вязали из льняной, шерстяной и хлопчатой пряжи «перстятки», «персцятки».

На комплекс сибирской одежды оказали влияние заимствования из одежды местных народностей. На Севере русские носили одежду «гусь», подобную «малице»; на Колыме — «кухлянку» из меха оленя. Общераспро­страненными у сибиряков стали различные виды меховой обуви — «торбоза», «унты», тяжи, кожаные и меховые штаны, меховые шапки местного покроя. Охотники носили «лузаны», «камлеи», «камлейки». Все сибирское население без исключения — взрослые и дети, мужчины и женщины — носи­ло валенки, по-сибирски — «пимы», «катанки».

Со второй половины XIX в. сибиряки-мужчины начинают носить рубахи-косоворотки, пиджаки, а в конце века женщины — «парочки» — юбки с кофтой, модные «калоши». А.П. Щапов писал: «Мода всецело гос­подствует в Сибири и покоряет население. Пиджаки, жилеты, фуражки со­ставляют принадлежность костюма сельской молодежи. Сибирский кресть­янин никогда не знал лаптей, и сапоги для него — постоянная обувь. У женщин сарафан — рабочий костюм. А носят блузы и шерстяные платья, чулки, ботинки. Особый шик — лакированные галоши!».

Все без исключения современники отмечали, что в Сибири повсеместно употребляют для шитья одежды различные привозные ткани и поку­пают привозные одежды. Что же означали те или иные названия этих тка­ней?

Кумач — хлопчатобумажная восточная гладкокрашеная ткань красно­го цвета;

киндяк — подобная же ткань, но синего, лимонного, кирпичного, зеленого цветов;

камка — шелковая однотонная легкая ткань из Персии или Италии;

объярь — плотная шелковая узорно тканая ткань;

атлас — шелко­вая глянцевитая ткань, однотонная или с узором;

бархат — шелковая ткань, ворсистая с лицевой стороны;

бархат рытый — подобная же ткань, но с вытесненным узором по ворсу;

тафта — мягкая шелковая или полушелко­вая ткань.

Хлопчатобумажные ткани: бязь, бумазея, кисея, миткаль.

Крестьянские ткани — холсты различной выработки: понитчина, сук­но, шиптуха, яренга, пестрядь и др.

Привозные ткани были из Бухары, Китая, Персии, из городов Евро­пейской России. Еще в XVII в. в Тобольск завозили товары из 55 городов России! Наряду с тканями и готовой одеждой в Сибирь поступали и раз­личные украшения.

Важное место в анализе одежды сибиряков занимает отношение к одежде рабочей и праздничной. Труд как начало, «творящее мир», подкреплялось традиционными правилами ношения специальной рабочей одежды, в большинстве случаев «домодельной». Изготовленная из своего сырья, своими руками, одежда была частью ритуальности, обеспечивающей достижение высоких результатов в труде. «Священность» домотканой одежды подтверждается традицией старожилов Приенисейского края одевать в ХIХ в. умершего человека в «смертную» одежду только изо льна и конопли («поскони»).

Праздничная одежда, наоборот, отражала степень пользования результатами труда, наличие средств на приобретение «покупных» вещей. Это выражалось в приобретении дорогостоящей и оригинальной одежды. Для изготовления выходной одежды, головных уборов, поясов сибиряками употреблялись в основном ткани фабричного производства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...