Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вначале исследователь определяет направление реакции, содержащееся в ответе испытуемого (Е, I или М), а затем выявляет тип реакции: ED, OD или NP.





Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов (взрослый вариант)

  OD ED NP
E Е’. Если в ответе подчеркивается наличие препятствия. Е. Враждебность, порицание направлены против кого-либо или чего-либо в окружении. е. Требуется, ожидается или явно подразумевается, что кто-то должен разрешить эту ситуацию.
Пример: «На улице сильный дождь. Мой плащ был очень кстати» (рис.9). Пример: «разгар рабочего дня, а вашего заведующего нет на месте» (9).  
«А я рассчитывал, что мы с ней пойдем вместе» (8). «Изношенный механизм, новыми их уже не сделать» (5). Пример: «Все равно, Вы должны найти для меня эту книгу» (18).
. «Мы уходим, она сама виновата» (14). «Она могла бы объяснить нам, в чем дело» (20).
Встречается главным образом в ситуациях с препятствием E. Испытуемый активноотрицает свою вину за совершенный проступок.  
  Пример: «В больнице лежит полно людей, при чем здесь я?» (21).  
I I’. Фрустрирующая ситуация интерпретируется как благоприятно- выгодно-полезная, как приносящая удовлетворение. I. Порицание, осуждение направлено на самого себя, доминирует чувство вины, собственной неполноценности, угрызения совести. i. Субьект сам берется разрешить фрустрирующую ситуацию, открыто признавая или намекая на свою виновность.
Пример: «Мне одному будет даже проще» (15). Пример: «Это я опять пришел не вовремя» (13). Пример: «Как-нибудь сам выкручусь» (15).
«Зато теперь у меня будет время чтобы дочитать книгу» (24). I. Субъект, признавая свою вину, отрицает ответственность, призывая на помощь смягчающие обстоятельства. «Я сделаю все возможное чтобы искупить свою вину» (12).
  Пример: «Но сегодня выходной, здесь нет ни одного ребенка, а я очень спешу» (19).  
M М’. Трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводятся к ее полному отрицанию. М. Ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума, осуждение избегается. m. Выражается надежда, что время, нормальный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать, или же взаимопонимание и взаимоуступчивость устранят фрустрирующую ситуацию.
Пример: «Опоздал так опоздал» (4). Пример: «Мы же не могли знать, что машина сломается» (4). Пример: «Подождем еще минут 5» (14).
    «Было бы хорошо, если бы это не повторилось.» (11).

 

 

Таким образом, сочетанию тех или иных двух вариантов присваивается собственное буквенное значение.

Если в ответе с экстрапунитивной, интропунитивной или импунитивной реакцией доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» (Е’, I’, М’).

Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обозначается прописными буквами без значка (Е, I, M).

Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение потребности» обозначается строчными буквами (е, i, m).

Экстра- и интропунитивные реакции самозащитного типа в ситуациях обвинения имеют еще два дополнительных варианта оценки, которые обозначаются символами Е и I.

Появление дополнительных вариантов подсчета Е и I обусловлено разделением ситуации теста на два типа. В ситуациях «препятствия» реакция субъекта обычно направлена на фрустрирующую личность, а в ситуациях «обвинения» она чаще является выражением протеста, отстаивания своей невиновности, отвержения обвинения или упрека, короче - настойчивого самооправдания.

 

Проиллюстрируем все эти обозначения на примере ситуации №1. В этой ситуации персонаж слева (шофер) произносит: «Мне очень жаль, что мы забрызгали Ваш костюм, хотя очень старались объехать лужу».

 

Возможные варианты ответов на эти слова с оценкой их с помощью вышеописанных символов:

Е’ - «Как это неприятно».

I’ - «Я совсем не испачкался». (Субъект подчеркивает как неприятно вовлекать во фрустрирующую ситуацию другое лицо).

М’ - «Ничего не случилось, он немного забрызган водой».

Е - «Вы неуклюжи. Вы недотепа».

I - «Ну конечно, мне надо было остаться на тротуаре».

М - «Ничего особенного».

е - «Вам придется почистить».

i - «Я почищу».

m - «Ничего, высохнет».

 

Но обычно, в ситуациях препятствия ответы относятся к колонке - OD, либо NP, а в ситуациях обвинения ответы обычно интерпретируют в колонке ED, либо NP.

 

Так как ответы бывают нередко в форме двух фраз или предложений, каждое из которых может, иметь несколько отличную функцию, то в случае необходимости их можно обозначить двумя соответствующими символами. Например, если испытуемый говорит: «Сожалею, что явился причиной всего этого беспокойства, но буду рад исправить положение», то это обозначение будет: Ii.

 

В большинстве случаев для оценки ответа достаточно одного счетного фактора.

Оценка большинства ответов зависит от одного фактора. Особый случай представляют взаимопроникающие или взаимосвязанные комбинации, используемые для ответов.

За основу подсчета всегда принимается явное значение слов субъекта и так как ответы нередко бывают в форме двух фраз или предложений, каждая из которых может иметь отличную функцию, то можно устанавливать за одной группой слов одну счетную величину, а за другой - другую.

 

Полученные данные в виде буквенных выражений (Е, I, М, Е’, М’, I ’, е, i, m) выносятся в таблицу.

 

Далее вычисляется GCR - коэффициент групповой конформности, или, иначе говоря, мера индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Он определяется путем сравнения ответов испытуемого со стандартными величинами, полученными путем статистического подсчета. Ситуаций, которые используются для сравнения, всего 14. Их значения представлены в таблице.

 

 

Общая таблица GCR для взрослых полученная путем статистического подсчета

 

Номер ситуации                                                
OD М’                           Е’     Е’       М’   М’
ED Е I         Е     Е   Е       Е     I          
NP         i e           m е     i   е            

 

Общая таблица GCR для детей

Номер ситуации                                                
6-7 лет   Е         I     M’ E   E E M’ I’       E     I   m
8-9 лет   E m E       I I       E E M’   Е m   E I     I   m
10-11 лет   m         I I i       E   M’ E’ M’ M’ E m   E I i   I   m
12-13 лет   m E m       I I i   M I M E I M’ M’ M’ e m     i   I   m

· Если ответ испытуемого идентичен стандартному, ставится знак «+».

· Когда в качестве стандартного ответа даются два типа ответов на ситуацию, то достаточно, чтобы хотя бы один из ответов испытуемого совпадал со стандартным. В этом случае ответ также отмечается знаком «+».

· Если ответ субъекта дает двойную оценку, и одна из них соответствует стандартному, он оценивается в 0,5 балла.

· Если же ответ не соответствует стандартному, его обозначают знаком «-».

Оценки суммируются, считая каждый плюс за единицу, а минус за ноль. Затем, исходя из 14 ситуаций (которые принимаются за 100%), вычисляется процентная величина GCR испытуемого.

Таблица для пересчета в проценты GCR для взрослых

GCR Процент GCR Процент GCR Процент
    9,5     35,7
13,5 96,5   64,3 4,5 32,2
    8,5 60,4   28,6
12,5     57,4 3,5  
    7,5 53,5   21,5
11,5       2,5 17,9
  78,5 6,5 46,5   14,4
10,5     42,8 1,5 10,7
  71,5 5,5 39,3   7,2

Таблица для пересчета в проценты GCR для детей 8-12 лет

GCR Процент GCR Процент GCR Процент
    7,5 62,4 2,5 20,8
11,5 95,7   58,3   16,6
  91,6 6,5 54,1 1,5 12,4
10,5 87,4       8,3
  83,3 5,5 45,8    
9,5 79,1   41,6    
    4,5 37,4    
8,5 70,8   33,3    
  66,6 3,5 29,1    

Таблица для пересчета в проценты GCR для детей 12-13 лет

GCR Процент GCR Процент GCR Процент
      66,6   33,3
14,5 96,5 9,5 63,2 4,5  
  93,2       26,6
13,5   8,5 56,6 3,5 23,3
  86,5   53,2    
12,5 83,2 7,5   2,5 16,6
      46,6   13,3
11,5 76,5 6,5 43,3 1,5  
  73,3       6,6
10,5   5,5      

Количественная величина GCR может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению или коэффициента групповой комформности. Чем ближе это значение к 100% тем человек комфорнее и лучше адаптирован к своему социальному окружению. Дополнение к интерпретации GCR: помимо оценки этого показателя по выборке, стандартным считается GCR выше 50%. Оптимальная величина - 56-57%. Значения респондентов сравниваются с этим “средним”, и делается заключение об уровне их социальной адаптации и конформности.

Следующий этап - заполнение таблицы профилей. Осуществляется на основании листа ответов испытуемого. Подсчитывается, сколько раз встречается каждый из 6 факторов, каждому появлению фактора присваивается один балл. Если же ответ испытуемого оценен при помощи нескольких счетных факторов, то каждому фактору придается равное значение. Так, если ответ был оценен «Ее», то значение «Е» будет равняться 0,5 и «е», соответственно, тоже 0,5 балла. Полученные числа заносятся в таблицу. Когда таблица заполнена, цифры суммируются в колонки и строчки, а затем вычисляется процентное содержание каждой полученной суммы.

Таблица профилей

  OD ED NP сумма %
Е          
I          
М          
сумма          
%          

 

Таблица для пересчета баллов профилей в проценты

Балл Процент Балл Процент Балл Процент
0,5 2,1 8,5 35,4 16,5 68,7
  4,2   37,5   70,8
1,5 6,2 9,5 39,6 17,5 72,9
  8,3   41,6    
2,5 10,4 10,5 43,7 18,5 77,1
  12,5   45,8   79,1
3,5 14,5 11,5 47,9 19,5 81,2
  16,6       83,3
4,5 18,7 12,5 52,1 20,5 85,4
  20,8   54,1   87,5
5,5 22,9 13,5 56,2 21,5 89,6
      58,3   91,6
6,5   14,5 60,4 22.май 93,7
  29,1   62,5   95,8
7,5 31,2 15,5 64,5 23,5 97,9
  33,3   66,6    

Полученное таким образом процентное отношение Е, I, M, OD, ED, NP, представляет выраженные в количественной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого.

На основании профиля числовых данных составляются три основных и один дополнительный образец.

Первый образец выражает относительную частоту разных направлений ответа, независимо от его типа. Экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. Например, частоты Е - 14, I - 6, М - 4, записываются Е > I > М.

Второй образец выражает относительную частоту типов ответов независимо от их направлений. Записываются знаковые символы так же, как и в предыдущем случае. Например, мы получили ОД - 10, ED - 6,NP - 8. Записываются: OD > NP > ED.

Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов, независимо от типа и направления ответа. Записываются, например, Е > Е’ > М.

Четвертый дополнительный образец включает сравнение ответов Е и I в ситуациях «препятствия» и ситуациях «обвинения». Сумма Е и I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но поскольку только 8 (или 1/3) тестовых ситуаций позволяют подсчет Е и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33%. Для целей интерпретации полученные проценты могут быть сравнены с этим максимальным числом.

Анализ тенденций

Анализ тенденций проводится на основании листа ответов испытуемого и ставит целью выяснение того, имело ли место изменение направления реакции или типа реакции испытуемого во время проведения опыта. Во время проведения опыта испытуемый может заметно изменить свое поведение, переходя из одного типа или направления реакций к другому. Наличие таких перемен свидетельствует об отношении испытуемого к своим собственным ответам, (реакциям). К примеру, реакции испытуемого экстрапунитивной направленности, (с агрессией на окружение), под влиянием пробужденного чувства вины могут смениться ответами, содержащими агрессию на самого себя.

Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их причины, которые могут быть различны и зависят от особенности характера испытуемого.

Тенденции записываются в виде стрелы, над которой указывается численная оценка тенденции, определяемая знаком «+» (положительная тенденция) или знаком «-» (отрицательная тенденция), и вычисляемая по формуле:

(а-б) / (а+б), где

«а» - количественная оценка проявления фактора в первой половине протокола (ситуации 1-12),

«б» - количественная оценка во второй половине (от 13 до 24).

Тенденция может быть рассмотрена как показатель в том случае, если содержится как минимум в четырех ответах испытуемого, и имеет минимальную оценку ±0,33.

Анализируются пять типов тенденций:

Тип 1. Рассматривается направление реакции в графе ОD. Например фактор Е’ появляется шесть раз: три раза в первой половине протокола с оценкой, равной 2,5 и три раза во второй половине с оценкой в 2 балла. Соотношение равно + 0,11. Фактор I’ появляется в целом только один раз, фактор М’ появляется три раза. Тенденция 1-го типа отсутствует.

Тип 2. Аналогично рассматриваются факторы Е, I, M.

Тип 3. Аналогично рассматриваются факторы е, i, m.

Тип 4. Рассматриваются направления реакций, не учитывая графы.

Тип 5. Поперечная тенденция - рассматривают распределение факторов в трех графах, не учитывая направления, например, рассмотрение графы OD указывает на наличие 4 факторов в первой половине (оценка, обозначенная 3) и 6 во второй половине (оценка 4). Аналогично рассматриваются графы ED и NP. В целях выявления причин той или иной тенденции рекомендуется проведение беседы с испытуемым, в процессе которой с помощью дополнительных вопросов экспериментатор может получить необходимую, интересующую его информацию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...