Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бланк колличествечной обработки ДДЧ




Фамилия, имя, отчество _____________________________

Дата исследования________________________

Дата рождения ____________________________________________________________

Образование_______________________Учёная степень___________________________________

Род занятий ____________________________

Класс (курс) ___________________________________ Место жительства________________

 

I. Взвешенная “плохая” оценка ________________

ВПО=(DЗХ5)+(D2ХЗ)+(D1Х1) IQ___________________

Взвешенная “хорошая” оценка______________

ВХО = (A1X1)+(A2X2)+(A3X3)+(S1X4)+(S2X5) IQ___________________

Примечание: D1—D3, А1—A3, S1, S2 — сырые баллы

II. Общие сырые баллы:D

D_________

A_________

S__________

III. % сырых G-бпллов:_______________________ IQ____________________

(G=((A+S):(D+A+S))100%))

IV. Чистая взвешенная оценка_________________ IQ____________________

ВХО-ВПО

 

 

Таблица количественной обработки

Факторы ДОМ ДЕРЕВО ЧЕЛОВЕК Сырой балл   Общий сырой балл
    детали пропорции перспективы детали пропорции перспективы детали пропорции перспективы
D1                     D
D2                    
                   
Сумма D оценок                      
А1                     A
А2                    
АЗ                    
Сумма A оценок                      
S1                     S
S2                    
Сумма S оценок                      
Сумма А и S оценок                      
                         

 

Характеристика и описание правил проведения и обработки теста УСК (Дж. Роттера)

Методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера

Адаптация Бажина Е. Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А. М.

 

Цель исследования: определить локус субъективного контроля в различных значимых жизненных ситуациях, с которыми сталкивается человек в жизни.

Материал и оборудование: бланк и текст методики, ручка или карандаш.

В основу определения УСК личности положены 2 предпосылки:

1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил - случая, друг людей и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.

2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности в случае неудач и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.

 

Процедура исследования

Инструкция: Вам будет предложено 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по 6-бальной шкале:
Полное не согласие -3 -2 -1 1 2 3 Полное согласие

 

Другими словами, поставьте против каждого утверждения один из 6-ти предложенных баллов с соответствующим знаком "+" (согласие) или "-" (несогласие).

Вам предлагается ряд высказываний. Если Вы согласны с тем, что в них говорится, то в бланке для ответов поставьте балл со знаком “+”, если нет, то “-”.

Будьте, пожалуйста, внимательны и искренни. Желаем успеха!

45. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

46. Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

47. Болезнь - дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

48. Люди оказываются одинокими из-за того, то сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

49. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

50. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.

51. Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

52. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

53. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководитель полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

54. Мои отметки в школе, в институте часто зависят от случайных обстоятельств (например, от настроения преподавателя) больше, чем от моих собственных усилий.

55. Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их.

56. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

57. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

58. Если люди не подходят друг другу, то как бы они ни старались наладить семейную жизнь все равно не смогут.

59. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

60. Люди вырастают такими, какими их воспитывают родители.

61. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

62. Я не стараюсь планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

63. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и уровня подготовленности.

64. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

65. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

66. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать.

67. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

68. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своих делах.

69. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

70. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся обстоятельствах.

71. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

72. На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей по его воспитанию часто оказываются бесполезными.

73. То, что со мною случается, - это дело моих собственных рук.

74. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

75. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.

76. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что хочу.

77. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виновны другие люди, чем я сам.

78. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.

79. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не разрешатся сами собой.

80. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

81. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

82. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

83. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

84. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

85. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

86. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

87. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

88. Большинство моих неудач произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

 

Бланк для ответов:

                                           
                                           

 

                                           
                                           

 

Обработка результатов

Обработка результатов теста включает три этапа

ЭТАП

Подсчет "сырых" (предварительных) баллов по 7-ми шкалам с помощью ключа № 1.

ПОКАЗАТЕЛИ (ШКАЛЫ):

8. Ио - шкала общей интернальности;

9. Ид - шкала интернальности в области достижений;

10. И н - шкала интернальности в области неудач;

11. Ис - шкала интернальности в семейных отношениях;

12. Ип - шкала интернальности в производственных отношениях;

13. Им - шкала интернальности в области межличностных отношений;

14. Из - шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.

Таблица 1 для подсчета "сырых" баллов по 7 шкалам:

Подсчитайте сумму Ваших баллов по каждой из 7-ми шкал, при этом вопросы, указанные в столбце "+" берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в столбце " -", изменяют знак Вашего балла на обратный.

1. И0 + -   2. Ид 3. Ин 4. Ис + -   5. Ип 6. Им 7. Из + -
           
           
           
           
           
           
       
    + - + -
           
           
         
        + -
           
           
       
    + -
       
       
       
       
       
       

Итак, Вы получили 7 сумм баллов.

ЭТАП

Перевод "сырых" баллов в стены (стандартные оценки). Стены представлены в 10-ти балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.

Таблица 2 для перевода "сырых" баллов в стены.

БАЛЛЫ СТЕНЫ:

1. Ио от - 132 до - 13  
  - 13   - 2    
  - 2   + 10    
           
           
           
           
           
           
           
 
2. Ид от - 36 до - 10  
  - 10   - 6    
  - 6   - 2    
  - 2   + 2    
           
           
           
           
           
           
 
3. Ин от - 36 до - 7  
  - 7   - 3    
  - 3   + 1    
           
           
           
           
           
           
           
 
4. Ис от - 30 до - 11  
  - 11   - 7    
  - 7   - 4    
  - 4        
           
           
           
           
           
           
   
5. Ип от - 30 до - 4  
  - 4        
           
           
           
           
           
           
           
           
   
6. Им о т - 12 до - 6  
  - 6   - 4    
  - 4   - 2    
  - 2        
           
           
           
           
           
           
 
7. Из от - 12 до - 3  
  - 3   - 1    
  - 1        
           
           
           
           
           
           
           
             


З ЭТАП

Построение «профиля УСК» по 7-ми шкалам.

Отложите свои 7 результатов (стенов) на 7-ми десятибалльных шкалах и отметьте так же норму, соответствующую 5,5 стенов.

ПРИМЕР:

“Чистый” бланк графика

                             
                             
общая интернальность   Ио                        
интернальность в области достижений;   Ид                        
интернальность в области неудач;   И н                        
интернальность в семейных отношениях   Ис                        
в производственных отношениях   Ип                        
межличностных отношений   Им                        
отношении здоровья и болезни   Из                        
                             
      Экстернальный Интернальный
      «профиль» норма моего УСК

Анализ результатов

Проанализируйте количественно и качественно Ваши показатели УСК по 7-ми шкалам, сравнивая свои: результаты (полученный "профиль") с нормой. Отклонение вправо (> 5,5 стенов) свидетельствует об интернальном типе контроля (УСК в соответствующих ситуациях. Отклонение влево от нормы (< 5,5 стенов) свидетельствует об экстернальном типе УСК.

Описание оцененных шкал:

1. Шкала общей интернальности (И о). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений (И д). Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и, что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать эти события результатом невезения.

4. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Высокие показатели Ис означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ис). Высокий Ис свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий Ис указывает на то, что человек склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению - невезению.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий Им напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокие показатели Из свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля показало, что люди с низким УСК характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким УСК считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности.

Характеристика и описание правил проведения и обработки методики «Рисунок человека».

Тест “Рисунок человека” (К.Маховер, Ф.Гудинаф)

 

Цель: изучить представление о себе, коммуникабельность, тревожность, агрессивность, межличностные отношения, представления об образе тела, полоролевую идентичность, патологию развития, интеллект.

Материалы: лист А4, карандаш средней мягкости, ластик

Тест "Рисунок человека" разработан К.Маховер в 1946 году на основе теста Ф.Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности. Рисунок человека наделяют различными значениями. Некоторые считают изображение человеческой фигуры проекцией образа тела, другие отражением я-концепции. Его принимают за проекцию отношений ребенка к значимой личности из его окружения, проекцию образа его идеального "я", выражение привычных действий. Он может быть выражением того, как человек воспринимает внешние обстоятельства, как он относится вообще к жизни и обществу или сочетанием перечисленного.

Процедура исследования

Инструкция: Процедура теста состоит из того, что ребенку дают простой карандаш средней мягкости и стандартный чистый лист бумаги формата а4 (210 х 297 мм.) И просят создать рисунок: "Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь".

Если ребенок отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер ("а какого человека?"), следует отвечать уклончиво, например: "любого", "рисуй какого хочешь". На любые выражения сомнений можно сказать: "ты начни, а дальше легче будет…"

В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами.

Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое касается времени рисования.

Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут немаловажную информацию о его особенностях.

ü Как он отнесся к заданию?

ü Выражал ли он сопротивление или резкий отказ?

ü Задавал ли дополнительные вопросы и как много?

ü Выражал ли острую потребность в дальнейших указаниях?

ü Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в его движениях и поведении?

ü Может быть ребенок смело приступил к выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях?

ü Или его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и говорил?

Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен, доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.

После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа может включать вопросы:

1. Кто этот человек?

2. Где он живет?

3. Есть ли у него друзья?

4. Чем он занимается?

5. Добрый он или злой?

6. На кого он смотрит?

7. Кто смотрит на него?

Другие вопросы, которые следует задать ребенку, дабы получить от него максимум информации:

8. Знаком тебе этот человек?

9. На кого он похож, кого он напоминает?

10. О ком ты думал, когда рисовал?

11. Что делает нарисованный человек, чем он в данный момент занят?

12. Сколько ему лет?

13. Где он находится?

14. Что вокруг него?

15. О чем он думает?

16. Что он чувствует?

17. Чем он занимается?

18. Он тебе нравится?

19. У него есть плохие привычки?

20. У него есть какие-нибудь желания?

21. Что тебе приходит в голову, когда ты смотришь на этого нарисованного человека?

22. Этот человек здоров?

23. Что больше всего хочет этот человек?

Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.

Другой вариант беседы с ребенком - попросить его сочинить историю об этом человеке.

Интерпретация результатов теста

Краткая версия обработки графической информации

Ответы на представленные ниже вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...