Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА №1. Социология культуры, ее предмет и структура




Содержание

 

1. Пояснительная записка……………………………………………………4

 

2. Структура и содержание дисциплины………………...............................5

 

3. Содержание разделов дисциплины………………………………………6

 

4. Семинарские занятия………………………………………………….…16

 

5. Контролируемая самостоятельная работа студентов (КСР)………………………………………………………………………19

 

6. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (СРС)………………………………………………………………………19

 

7. Матрица соотнесения тем учебной дисциплины и формируемых в них профессиональных компетенций……………………………………..…19

 

8. Образовательные технологии………………………………………...…20

 

9. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…...…20

 

10. Примерные вопросы для подготовки к зачету……………………...…23

 

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины…………………………………………………………….…25

 

12. Материально-техническое обеспечение ………………………………27

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины «Социология культуры»:

Цель дисциплины: формирование у студентов, обучающихся по направлению подготовки 071800.68 «Социально-культурная деятельность» знаний по социологии культуры.

Задачи дисциплины: освоение социологии культуры, ее предмета и структуры; осмысление культуры как нормативно-ценностного механизма регуляции социальных отношений; освоение проблематики культуры и молодежных субкультур в условиях рыночных отношений; изучение влияния массовой культуры на развитие социокультурных процессов, проблем сохранения национально-этнической культурной идентичности в условиях глобализации.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО. Дисциплина «Социология культуры» входит в вариативную часть: курсы по выбору профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 071800.68 «Социально-культурная деятельность».

 

Индекс компетенции Компетенции выпускника Предшествующие дисциплины Параллельные дисциплины Последующие дисциплины
ПК-4 Способностью ставить задачи исследования, выбирать методы экспериментальной работы, содержательно интерпретировать результаты научных исследований Философские проблемы науки Практикум исследования современных технологий социально-культурной деятельности Нет
Понятийно-терминологическая система теории социально-культурной деятельности
Научно-исследовательская работа
Практикум исследования современных технологий социально-культурной деятельности

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования (ПК – 4):

Знать: разнообразие социологических подходов в изучении культуры и ее социальной роли; закономерности действия культуры на целостность и дифференциацию общества, его культурное единство и разнообразие.

Уметь: применять теоретические знания по социологии культуры в практике социально-культурной деятельности, осуществлять социологическую диагностику культуры в процессе социокультурного проектирования.

Владеть методологией исследования современных социокультурных процессов для теории и практики социально-культурной деятельности.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Календарно-тематический план

 

Общая трудоемкость: 2 зач. ед., 72 часа,

в том числе:

аудиторная общая работа – 18 часов,

внеаудиторная СРС – 54 часа.

Форма промежуточной аттестации – зачет.

№ п/п Раздел дисциплины семестр неделя семестра Виды учебной работы, включая внеаудиторную СРС и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости* Форма промежуточной аттестации
лекции семинары КСР внеаудиторная СРС
                 
1. Социология культуры, ее предмет и структура             УО-1**
2. Культура как нормативно-ценностный механизм регуляции социальных отношений 3,1         УО - 1
3. Социальное регулирование культурных процессов в обществе 9,1         УО - 1
4. Социологический аспект в ретроспективных концепциях культуры и современные парадигмы           УО - 1
5. Культура в социологической теории жизненных сил человека Алтайской социологической школы           Консультация
6. Социальные институты в сфере культуры 2,3         Консультация
7. Национальная культура в эпоху глобализации 4,3         УО - 1
8. Взаимодействие культур и межкультурные коммуникации 3,4         Консультация
9. Культура как стратегический ресурс развития современного общества 4,5         Консультация
10. Социокультурная среда и ее роль в развитии творческой активности личности             УО - 1
11. Социология массовой культуры и массового поведения 6,5         УО – 2**    
12. Роль СМИ в глобализации культуры           Консультация
13. Социология культуры социальных общностей 7,6         УО - 1
14. Социология молодежной культуры           Консультация
15. Социология культурно-досуговой деятельности и культуры свободного времени 7,8         Консультация
16. Диагностика и прогнозное социокультурное проектирование 8,9         УО - 1
Форма промежуточной аттестации зачет УО – 3**
Общая трудоемкость              

* СМК ППТКУППАОА 3.1.6-2-11 Система менеджмента качества. Положение о проведении текущего контроля успеваемости, полусеместровой и промежуточной аттестации обучающихся в Академии.

** Форма оценочного средства: устный опрос (УО): собеседование (УО-1), коллоквиум (УО-2), зачет (УО-3).

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Актуальность введения учебной дисциплины «Социология культуры» для студентов квалификации «Магистр» определяется, прежде всего, значением культуры в современном мире. Еще в недалеком прошлом культура воспринималась как продукт социальных отношений, теперь общественным сознанием культура все больше рефлексируется как динамическая сила, активно влияющая на развитие социальных отношений, как сквозная общественная система, пронизывающая все сферы и конструкты общества, и как его качественная характеристика, а также социальных страт, отдельной личности, и как нормативно-ценностная система и духовная скрепа общества, и наконец, как средство и способ освоения предметного мира и развития сущностных сил человека. Специалисту культуры, работающему в современной динамичной социокультурной среде, необходимы научные знания в области социологии культуры, умения применять их в практической деятельности, самостоятельно определять социокультурные технологии в социально-культурной деятельности в разнообразных условиях. Для студентов по направлению 071800.68 «Социально-культурная деятельность» квалификации «Магистр» курс «Социология культуры» является продолжением курса общей социологии и, вместе с тем, одной из базовых в цикле специальных научных дисциплин.

Студент должен иметь представление о методологии исследования современных социокультурных процессов, необходимых для теории и практики социально-культурной деятельности, современной социологической трактовки культуры, ее социального значения в жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека.

ТЕМА №1. Социология культуры, ее предмет и структура

 

Многогранность феномена культуры, его этимология, генезис и развитие.

Специфика социологического подхода в понимании культуры, ее социальной сущности. Соотношение понятий «социология культуры» и «культурсоциология».

Специфика предмета социологии культуры в сосредоточении внимания на социальном происхождении и социальной роли культуры в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельного человека.

Предмет социологии культуры – воздействие культуры, ее духовных компонентов на социализацию личности, влияния на социальную регуляцию общественных отношений, на духовно-нравственные основы социальных общностей и общества в целом на различных этапах его развития. Анализ закономерностей действия культуры на сохранение социальной памяти общества, его целостность и дифференциацию, культурное единство и разнообразие. Влияние культуры на общественное сознание социокультурных общностей, роли в его формировании и функционировании культурного наследия и актуальной культуры.

Разнообразие социологических подходов в изучении культуры и ее социальной роли. Многоуровневый характер социологии культуры.

На фундаментальном уровне анализ социальной природы культуры, ее социальной сущности и функций. Культура как социальная система в культурно-историческом процессе, в развитии сущностных сил человека во всех сферах жизнедеятельности общества.

Внутренняя структура социокультурного процесса: система духовных ценностей, наследуемых и создаваемых обществом, механизмы их создания, распространения, усвоения и общественной передачи.

В специальных теориях второго (среднего) уровня исследуется культура общества в различных сферах жизнедеятельности общества. Формы отражения культуры в общественном сознании в системах знаний, науки, искусстве, традиционной культуре, идеологии, верованиях и религии, морали и праве, в политике и экономике и т.д. Культура различных социальных страт.

На третьем, микросоциологическом уровне осуществляются конкретно-социологические исследования функционирования и развития социокультурных процессов, их закономерностей, технологий деятельности социальных институтов культуры, учреждений культуры на различных уровнях общественного устройства; механизмы взаимодействия разнообразных элементов культуры и общественного сознания.

Студент должен:

Знать предметную область социологии культуры.

Уметь выделять ее место в ряду наук, изучающих культуру.

Владеть навыками применения теоретических знаний в практике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...