Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА №2. Культура как нормативно-ценностный механизм регуляции социальных отношений




 

Культурная подсистема общества, ее основные элементы. Различия в типологизации общества в зависимости от социокультурных оснований.

Диалектика природных и социальных качеств во взаимодействии материальной и духовной культуры. Связь духовной культуры, искусства с общественным бытием, жизнедеятельностью людей. Относительная самостоятельность духовного производства и его связь с практической жизнедеятельностью людей.

Диалектика развития культуры и социальных отношений. Взаимодействие культуры и общественных реформ в построении гражданского общества. Взаимодействие культуры и экономических условий развития общества. Культура в условиях коммерциализации и развитии рыночных отношений. Взаимодействие культуры и технизации общества. Компьютеризация и ее социокультурные последствия.

Взаимодействие образования и культуры.

Социокультурный анализ политической коммуникации. Культура и право.

Культура как фактор социального развития общества. Механизмы коммуникации культурных ценностей между субъектами.

Студент должен:

Знать механизмы действия культуры как нормативно-ценностной системы.

Уметь определять ценности культуры в различных сферах общества.

Владеть навыками анализа ценностей культуры.

 

ТЕМА №3. Социальное регулирование культурных процессов в

Обществе

Социальное регулирование социокультурных процессов в обществе в системе социального управления. Субъекты воздействия на социокультурные процессы на различных уровнях системы управления. Процессы стихийного развития культурных процессов в современном российском обществе, и проблемы воздействия на них со стороны государственных социальных институтов в сфере культуры.

Принципы социального регулирования культурных процессов в обществе. Разработка стратегии регулирования культурных процессов в обществе и механизмы ее осуществления.

Основные функции в системе управления в сфере культуры. Проблемы взаимодействия субъектов и объектов в регулировании культурных процессов в обществе.

Студент должен:

Знать основные принципы социального регулирования культурных процессов в обществе.

Уметь определять проблемное поле в развитии культурных процессов.

Владеть навыками применения теоретических принципов на практике.

ТЕМА №4. Социологический аспект в ретроспективных концепциях культуры и современные парадигмы

 

Этнографическая и антропологическая концепции. Требования антропологической программы И.Г.Гердера и Ч.Форстера как основы систематизации и сравнительного анализа этнографического материала культурных обществ и эпох.

Эволюционная концепция культуры (позитивизм). Философская основа концепции – глобальный исторический процесс как часть бесконечно разнообразной эволюции Космоса, Земли, Природы, Культуры. Трехчастное деление культуры на материальную, социальную и духовную и их характеристики.

Культура в социологии социального действия М.Вебера. Основные различия в трактовке прогресса в позитивизме и в культураналитических концепциях.

Культура в социологии Г. Зиммеля. Проблемы взаимоотношения общества, человека и культуры в процессе исторического развития, нравственного содержания жизни человека.

Культура в методологии структурного функционализма Т. Парсонса. Культура как система символов, мотивов, образцов поведения. Ее роль в сохранении взаимодействия, обеспечения интеграции системы и действий людей.

 

Социологические теории циклического культурного развития

Культурно-исторические типы в учении Н.Данилевского Отрицание единой общечеловеческой культуры. Критерии выделения десяти культурно-исторических типов. Внутренняя эволюция стадий цикла. Условия пробуждения самосознания славянского типа культуры и вступление в свое «историческое наследие».

Культура и цивилизация в циклической концепции О.Шпенглера. Прафеномен культуры и типы культур. Этапы, внутренние фазы развития восьми типов культур. Органический и механический типы культур. Религии как высшие ценности и ориентиры исторического процесса.

Социодинамика суперкультурных систем П.А.Сорокина. Ценность как основополагающий принцип – основа и фундамент всякой культуры, определяющий все ее составные части: системы знания, социально-экономической и политической организации, изящных искусств, образа жизни, менталитета, морали и права. Периодизация и попеременная смена типов суперкультур.

Социально-циклическое развитие цивилизаций А.Тойнби. Социально-циклическое развитие цивилизации. Дискретность развития. Классификация цивилизаций. Движущая сила в развитии цивилизаций. Соотношение творческого и подражательного в жизнедеятельности людей.

Пассионарная концепция Л.Н. Гумилева на основе теории биогеохимической энергии В.И. Вернадского. Принцип изучения истории людей в единстве с историей природы. Понятие «этнос». Формирование этноса на стыке био- и социосферы. Пассионарность как эффект воздействия энергии живого существа на характер и поведение человека.

Студент должен:

Знать основные парадигмы социологического анализа культуры.

Уметь выделять особенности концептуальных подходов в изучении культуры.

Владеть умением применять эти знания в современных условиях.

 

ТЕМА №5. Культура в социологической теории жизненных сил

Человека Алтайской социологической школы

 

Парадигма «жизненных сил человека» как новый этап социологического переосмысления основ культурно-исторического процесса общественного развития и способов, культуры жизнеосуществления человека во всех основных сферах его бытия: политической, производственно-экономической, социально-бытовой и духовно-культурной.

Определение комплексных оснований в становлении новой культуры социальной жизни человека как биопсихосоциального существа и субъекта общественных отношений.

Сущностная характеристика понятия «жизненные силы человека» как способность людей воспроизводить и совершенствовать свою жизнь индивидуально-личностными и организационно-коллективными средствами. Понятия «индивидуальной субъектности» и «социальной субъектности».

Социальная роль культуры, интеллекта человека в организации совместности бытия, в преобразующей духовной и материальной деятельности, обусловленной творческой активностью людей.

Студент должен:

Знать положения теории жизненных сил человека.

Уметь выделять ее специфику в ряду других теорий.

Владеть умением применять ее в анализе социокультурных процессов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...